Написал Майк Спик. В книге проведен анализ действий фашистской истребительной авиации. Неплохо, надо сказать, написана, и материал подается грамотно, но ближе к концу чтения меня начал занимать один вопрос.
Сразу оговорюсь, я не историк и с историей знаком постольку-поскольку. Соответственно, на анализ истинности данных я не претендую. Но кое-что можно понять и без специфических знаний.
Когда перешел вопрос в плоскость Западного/Восточного фронта, автор однозначно формулирует свою позицию - "все признают что на Западном было гораздо сложнее". Гигантские счета фашистских летчиков тщательно отводятся к Восточному фронту. Так, автор пишет, например:
Имярек - 280 (276 на Востоке)
Имярек - 147 (131 на Востоке)
и т.п.
Причем, пишет не везде. Иногда пишет - 200 - и.. не пишет сколько на Востоке. =) Можно задуматься.
Ни разу в книге не упомянуто что немецкие асы были сбиты советскими истребителями - либо сбиты советскими зенитками, либо столкнулись и т.п. Зато фразы типа "сбит Спитфайрами" или "сбит Мустангами" встречаются повсюду.
Я не гоню на Спитфайр или Мустанг, это были отличные машины, равно как и на англо-американских летчиков. Но само собой, неприятно читать когда пишут что на Востоке немцев встречало пушечное мясо для повышения счета, а на Западе - настоящие эксперты. Часто упоминается что вернувшиеся с Востока асы, пачками сбивавшие наши самолеты, на Западе сбивались в первые же дни "Спитфайрами и Мустангами" и сразу чувствовали по чем фунт лиха.
При этом, автор в начале книги на страницу расписал о потере 12 английских бомбардировщиков, вместе с оправданием как немцы при этом записали на свой счет втрое больше =) Видимо, к Восточному фронту эта тяга к преувеличениям не относилась =))
Так же интересна фраза, что один сбитый английский самолет приравнивался к трем советским. Причем, далее сам автор говорит что если считать один сбитый немецкий самолет ценой 4-х советских, то на звание лучшего аса претендует Покрышкин - интересное заявление, однако, с учетом относительной ценности сбитых русских, английских и немецких самолетов.
Тема кто лучше, конечно, не самая благодарная. Но интересно было бы внести ясность в этот вопрос - при всей спеси союзников, в книге их превосходство как бы обезличено, и понятно почему - лучший англичанин Д.Джонсон сбил 38, насчет американцев не знаю, но главное для них было сделать больше 26 побед - количества побед лучшего американского аса 1-й мировой, но врядли больше 30-ти. Вот интересно, где насколько и почему немцам было тяжелее, с учетом тяги немчев к преувеличению побед, с учетом того что одна победа союзников могла быть записана на несколько самолетов =) и до сих пор так (видимо от того такое официальное американское соотношение сбитых Сейбров к МиГ-15 в Корейской войне - 10:1), и с учетом того что у нас до середины войны засчитывались победы, лишь подтвержденные с земли. Сбитый без свидетелей немец не считался вообще никогда (только по фотокинопулемету, но это когда еще).
Я не понимаю, как за июль 43-го года, когда наши уже летали на Яках и Ла, Хартман умудрился сбить 24 самолета - некоторые за всю войну столько не делали. Кого он сбивал, По-2? Как наши летчики могли быть настолько плохи, при этом оставаясь лучшими (по крайней мере не худшими) чем немцы и уж тем более, как показала Корея, чем американцы. Кто-нибудь знает ответ на этот вопрос?
Сразу оговорюсь, я не историк и с историей знаком постольку-поскольку. Соответственно, на анализ истинности данных я не претендую. Но кое-что можно понять и без специфических знаний.
Когда перешел вопрос в плоскость Западного/Восточного фронта, автор однозначно формулирует свою позицию - "все признают что на Западном было гораздо сложнее". Гигантские счета фашистских летчиков тщательно отводятся к Восточному фронту. Так, автор пишет, например:
Имярек - 280 (276 на Востоке)
Имярек - 147 (131 на Востоке)
и т.п.
Причем, пишет не везде. Иногда пишет - 200 - и.. не пишет сколько на Востоке. =) Можно задуматься.
Ни разу в книге не упомянуто что немецкие асы были сбиты советскими истребителями - либо сбиты советскими зенитками, либо столкнулись и т.п. Зато фразы типа "сбит Спитфайрами" или "сбит Мустангами" встречаются повсюду.
Я не гоню на Спитфайр или Мустанг, это были отличные машины, равно как и на англо-американских летчиков. Но само собой, неприятно читать когда пишут что на Востоке немцев встречало пушечное мясо для повышения счета, а на Западе - настоящие эксперты. Часто упоминается что вернувшиеся с Востока асы, пачками сбивавшие наши самолеты, на Западе сбивались в первые же дни "Спитфайрами и Мустангами" и сразу чувствовали по чем фунт лиха.
При этом, автор в начале книги на страницу расписал о потере 12 английских бомбардировщиков, вместе с оправданием как немцы при этом записали на свой счет втрое больше =) Видимо, к Восточному фронту эта тяга к преувеличениям не относилась =))
Так же интересна фраза, что один сбитый английский самолет приравнивался к трем советским. Причем, далее сам автор говорит что если считать один сбитый немецкий самолет ценой 4-х советских, то на звание лучшего аса претендует Покрышкин - интересное заявление, однако, с учетом относительной ценности сбитых русских, английских и немецких самолетов.
Тема кто лучше, конечно, не самая благодарная. Но интересно было бы внести ясность в этот вопрос - при всей спеси союзников, в книге их превосходство как бы обезличено, и понятно почему - лучший англичанин Д.Джонсон сбил 38, насчет американцев не знаю, но главное для них было сделать больше 26 побед - количества побед лучшего американского аса 1-й мировой, но врядли больше 30-ти. Вот интересно, где насколько и почему немцам было тяжелее, с учетом тяги немчев к преувеличению побед, с учетом того что одна победа союзников могла быть записана на несколько самолетов =) и до сих пор так (видимо от того такое официальное американское соотношение сбитых Сейбров к МиГ-15 в Корейской войне - 10:1), и с учетом того что у нас до середины войны засчитывались победы, лишь подтвержденные с земли. Сбитый без свидетелей немец не считался вообще никогда (только по фотокинопулемету, но это когда еще).
Я не понимаю, как за июль 43-го года, когда наши уже летали на Яках и Ла, Хартман умудрился сбить 24 самолета - некоторые за всю войну столько не делали. Кого он сбивал, По-2? Как наши летчики могли быть настолько плохи, при этом оставаясь лучшими (по крайней мере не худшими) чем немцы и уж тем более, как показала Корея, чем американцы. Кто-нибудь знает ответ на этот вопрос?

Логично было бы предположить, что их асы за избытком работы легко переплюнули бы Покрышкина.
Комментарий