Некоторое время назад участник Allent процитировал на форумах отрывок из книги Александра Бушкова "Русская Атлантида-2". Отрывок вызвал осуждение местных великорусских патриотов.
Я определённо не являюсь великорусским патриотом (хотя при чтении "газовой" темы может показаться и иное, но это будет именно что казаться. Я отнюдь не люблю Россию. Я люблю справедливость и здравый смысл, и ещё я не люблю лгунов и паразитов. Но это совсем другая история...) итак, я скачал всю книгу - и проглотил её в два дня. Более того, я собираюсь купить её "в бумаге" для дальнейшего перечитывания и вручения знакомым, ради вправки мозгов.
Ещё подростком, читая трёхтомник Карамзина и девятитомник Ключевского, я почувствовал в русской истории некую дыру. Нечто, должное в ней быть, в ней отсутствовало - примерно в тысячу километров в пространстве и три с половиной века во времени. А именно: Киевская Русь - Золотая, Червоная и Белая - исчезают из русской истории где-то на границе XIII и XIV веков, фокус рассказа историка перемещается в Русь Владимирскую, в Волго-Окское междуречье. А потом, уже в XVII веке, появляются Украина и Белоруссия, и рассматривается их присоеднинение к России. Что же постигло коренные земли Киевской Руси, как они превратились в Украину и Белоруссию - русская историография традиционно оставляет без внимания. (И не случайно оставляет).
Итак, я давно почуял эту дыру; цитированная Аллентом книга её заполняет. Автор основывается на массе западнорусских, украинских и белорусских летописей (о которых я раньше никогда и не слышал), оперирует массой удивительных и совершенно новых для меня фактов - и выводит картину истории руского народа, оказавшегося вне Московского государства: в государстве Польско-Литовском. Сравнение оказывается категорически не в пользу Московии, варварской и отатарившейся. Чего стоит один факт: русские, живущие в Ижорской земле и оказавшиеся с XVII века подданными шведского короля, при вторжении Петра I отказались переходить в подданство православного государя и на глазах петровских солдат грузились на корабли, идущие в Швецию. - Изменники! - кричали им петровцы. - Мы не привыкли быть рабами! - отвечали им соотечественники, и подымали трапы и паруса... Невероятно: русские православные люди, брезгующие Московией !
Вот так автор - извлекая из забвения факты, традиционно игнорируемые и царской, и советской официозной историографией - меняет точку зрения на русскую историю: что в ней хорошо, что в ней плохо. Меня как не-патриота, притом глубоко любящего историю, книга просто очаровала.
Но мой вопрос православным не об этом. Книга исследует особенности и отличия русского православия от православия прочих стран, а московского (точнее, московитского) православия - от русского. Вопреки стереотипу, это, оказывается, далеко не одно и то же; и сравнение опять-таки не в пользу subj. И вот тут автор упоминает один факт, который показался мне чрезвычайно интересным. Я хочу обратиться к местным православным - знатокам обычаев русского народа, и проверить, правда ли это. Прошу внимания:
Я определённо не являюсь великорусским патриотом (хотя при чтении "газовой" темы может показаться и иное, но это будет именно что казаться. Я отнюдь не люблю Россию. Я люблю справедливость и здравый смысл, и ещё я не люблю лгунов и паразитов. Но это совсем другая история...) итак, я скачал всю книгу - и проглотил её в два дня. Более того, я собираюсь купить её "в бумаге" для дальнейшего перечитывания и вручения знакомым, ради вправки мозгов.
Ещё подростком, читая трёхтомник Карамзина и девятитомник Ключевского, я почувствовал в русской истории некую дыру. Нечто, должное в ней быть, в ней отсутствовало - примерно в тысячу километров в пространстве и три с половиной века во времени. А именно: Киевская Русь - Золотая, Червоная и Белая - исчезают из русской истории где-то на границе XIII и XIV веков, фокус рассказа историка перемещается в Русь Владимирскую, в Волго-Окское междуречье. А потом, уже в XVII веке, появляются Украина и Белоруссия, и рассматривается их присоеднинение к России. Что же постигло коренные земли Киевской Руси, как они превратились в Украину и Белоруссию - русская историография традиционно оставляет без внимания. (И не случайно оставляет).
Итак, я давно почуял эту дыру; цитированная Аллентом книга её заполняет. Автор основывается на массе западнорусских, украинских и белорусских летописей (о которых я раньше никогда и не слышал), оперирует массой удивительных и совершенно новых для меня фактов - и выводит картину истории руского народа, оказавшегося вне Московского государства: в государстве Польско-Литовском. Сравнение оказывается категорически не в пользу Московии, варварской и отатарившейся. Чего стоит один факт: русские, живущие в Ижорской земле и оказавшиеся с XVII века подданными шведского короля, при вторжении Петра I отказались переходить в подданство православного государя и на глазах петровских солдат грузились на корабли, идущие в Швецию. - Изменники! - кричали им петровцы. - Мы не привыкли быть рабами! - отвечали им соотечественники, и подымали трапы и паруса... Невероятно: русские православные люди, брезгующие Московией !
Вот так автор - извлекая из забвения факты, традиционно игнорируемые и царской, и советской официозной историографией - меняет точку зрения на русскую историю: что в ней хорошо, что в ней плохо. Меня как не-патриота, притом глубоко любящего историю, книга просто очаровала.
Но мой вопрос православным не об этом. Книга исследует особенности и отличия русского православия от православия прочих стран, а московского (точнее, московитского) православия - от русского. Вопреки стереотипу, это, оказывается, далеко не одно и то же; и сравнение опять-таки не в пользу subj. И вот тут автор упоминает один факт, который показался мне чрезвычайно интересным. Я хочу обратиться к местным православным - знатокам обычаев русского народа, и проверить, правда ли это. Прошу внимания:
Комментарий