Написанием данной статьи я не преследую иных целей, кроме как сообща поразмышлять - в духе если не любви, то как минимум веротерпимости и взаимного уважения - над следующим феноменом, который, как мне кажется, имеет место быть в современном христианстве (сразу оговорюсь, это сугубо личное, возможно ошибочное - хотя есть уверенность, что все же верное - наблюдение).
Речь пойдет главным образом о том, что в современных Церквях, в частности в Церкви Православной, не хватает общинной формы организации совместной жизни верующих - когда христиане образуют собой духовную семью, живут жизнью друг друга, участвуют в ней, несут ответственность друг за друга, разделяют радости и горести братьев. Именно так было в апостольской церкви в лучшие ее времена, когда "у верующих была одна душа и одно сердце".
Думаю, доказывать, что сегодня, быть может за редким исключением, дело обстоит иначе, нет смысла. И если в протестантизме преобладает понимание о необходимости совместного устроения жизни верующих, хотя в большинстве случаев, как мне кажется, все это далеко от совершенства, то в православии такое понимание менее распространено. Хотя о необходимости именно общинной жизни много писали в частности А.Шмеман и А.Сурожский.
Сегодня же набирает обороты как в православии, так и в протестантизме, движение в обратную сторону от опыта общинности к предельно индивидуалистическому восприятию христианской жизни - когда христианин живет "внутри храма" как бы сам по себе, освящаясь, совершенствуясь, зацикливаясь исключительно на собственном духовном опыте и практически не участвуя в жизни других людей, не говоря уже о том, чтобы разделять их жизнь так, как это делала община Христа, живя буквально одной жизнью.
И вот постепенно у меня формируется и проясняется стойкое ощущение того, что подобное индивидуализированное восприятие Церкви и христианства, когда верующий живет сам по себе, является опасным искажением, тонкой подменой подлинной жизни во Христе, жизни с другими и для других.
Сегодня же христианство зачастую превращается в религию сугубо индивидуального освящения, и речь уже не идет о том, чтобы преломляя с кем-то хлеб и участвуя в чаше, всецело разделять жизнь этого человека. "Да будут они едины, как Мы едины". Но о каком единстве может идти речь, когда мы не знаем нашего ближнего, а если и знаем, то не настолько, чтобы жить общей жизнью?
Рискну предположить, и это не только мое личное мнение, что без общины в определенном смысле нет и не может быть Церкви, так как сама по себе Церковь и есть прежде всего Община. Но если у нас нет духовной семьи наподобие той, что была у ранних христиан, если у нас нет таких братьев и сестер, за которых мы, если нужно, готовы положить душу и жизнь, если мы не ведаем, чем живут наши близкие, то следовательно мы еще не в Церкви в полном смысле этого слова, даже если причащаемся, исповедуемся и регулярно участвуем в службах (служениях). Это касается и тех случаев, когда сохраняется форма общинности, суть же ее утеряна - то есть верующие собираются в воскресенья помолиться и послушать проповедь, чтобы потом разойтись по домам и жить каждый своей жизнью. "ВСЕ ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу".
Если же нет и понимания того, что именно так единственно правильно и возможно для христианина находиться внутри Церкви, значит, мы вероятно находимся на некоем ложном пути. По логике наш путь должен быть направлен на все растущее посвящение Богу и друг другу - но не абстрактному человеку и человечеству (т.к. служить дальним невозможно, игнорируя ближнего), а конкретным людям, конкретной общине, Церкви, которая реализуется, воплощается в конкретных окружающих нас людях...
И дары Божьи, которые непреложны, даются только такой общине, где двое или трое собраны во имя Его (т.е. всецело предали себя воле Божьей) - в целях устроения дома Божьего. Если же мы пользуемся дарами исключительно в эгоистичных целях - для личного спасения, личного благочестия - значит мы уподобляемся тому слуге, который закопал данный ему талант. Результат всем известен. Неизвестным остается лишь то, уподобимся ли мы этому человеку, или вместо духовного скряжничества, стяжательства благодати ради самих себя, будем принимать этот небесный хлеб из рук Христа с тем, чтобы преломить его и разделить с миром.
Резюмируя вышесказанное, отмечу, что пресловутая разобщенность христиан, которую не критикует и не высмеивает разве что ленивый да слепой, является прямым результатом нашей с вами разобщИнности, отсутствия опыта совместной жизни в Духе Святом, духовного единства не только с Богом, но и с конкретным человеком, чья жизнь является нашей жизнью, и чьи грехи - являются нашими собственными грехами, а достижения - нашими победами во Христе.
Речь пойдет главным образом о том, что в современных Церквях, в частности в Церкви Православной, не хватает общинной формы организации совместной жизни верующих - когда христиане образуют собой духовную семью, живут жизнью друг друга, участвуют в ней, несут ответственность друг за друга, разделяют радости и горести братьев. Именно так было в апостольской церкви в лучшие ее времена, когда "у верующих была одна душа и одно сердце".
Думаю, доказывать, что сегодня, быть может за редким исключением, дело обстоит иначе, нет смысла. И если в протестантизме преобладает понимание о необходимости совместного устроения жизни верующих, хотя в большинстве случаев, как мне кажется, все это далеко от совершенства, то в православии такое понимание менее распространено. Хотя о необходимости именно общинной жизни много писали в частности А.Шмеман и А.Сурожский.
Сегодня же набирает обороты как в православии, так и в протестантизме, движение в обратную сторону от опыта общинности к предельно индивидуалистическому восприятию христианской жизни - когда христианин живет "внутри храма" как бы сам по себе, освящаясь, совершенствуясь, зацикливаясь исключительно на собственном духовном опыте и практически не участвуя в жизни других людей, не говоря уже о том, чтобы разделять их жизнь так, как это делала община Христа, живя буквально одной жизнью.
И вот постепенно у меня формируется и проясняется стойкое ощущение того, что подобное индивидуализированное восприятие Церкви и христианства, когда верующий живет сам по себе, является опасным искажением, тонкой подменой подлинной жизни во Христе, жизни с другими и для других.
Сегодня же христианство зачастую превращается в религию сугубо индивидуального освящения, и речь уже не идет о том, чтобы преломляя с кем-то хлеб и участвуя в чаше, всецело разделять жизнь этого человека. "Да будут они едины, как Мы едины". Но о каком единстве может идти речь, когда мы не знаем нашего ближнего, а если и знаем, то не настолько, чтобы жить общей жизнью?
Рискну предположить, и это не только мое личное мнение, что без общины в определенном смысле нет и не может быть Церкви, так как сама по себе Церковь и есть прежде всего Община. Но если у нас нет духовной семьи наподобие той, что была у ранних христиан, если у нас нет таких братьев и сестер, за которых мы, если нужно, готовы положить душу и жизнь, если мы не ведаем, чем живут наши близкие, то следовательно мы еще не в Церкви в полном смысле этого слова, даже если причащаемся, исповедуемся и регулярно участвуем в службах (служениях). Это касается и тех случаев, когда сохраняется форма общинности, суть же ее утеряна - то есть верующие собираются в воскресенья помолиться и послушать проповедь, чтобы потом разойтись по домам и жить каждый своей жизнью. "ВСЕ ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу".
Если же нет и понимания того, что именно так единственно правильно и возможно для христианина находиться внутри Церкви, значит, мы вероятно находимся на некоем ложном пути. По логике наш путь должен быть направлен на все растущее посвящение Богу и друг другу - но не абстрактному человеку и человечеству (т.к. служить дальним невозможно, игнорируя ближнего), а конкретным людям, конкретной общине, Церкви, которая реализуется, воплощается в конкретных окружающих нас людях...
И дары Божьи, которые непреложны, даются только такой общине, где двое или трое собраны во имя Его (т.е. всецело предали себя воле Божьей) - в целях устроения дома Божьего. Если же мы пользуемся дарами исключительно в эгоистичных целях - для личного спасения, личного благочестия - значит мы уподобляемся тому слуге, который закопал данный ему талант. Результат всем известен. Неизвестным остается лишь то, уподобимся ли мы этому человеку, или вместо духовного скряжничества, стяжательства благодати ради самих себя, будем принимать этот небесный хлеб из рук Христа с тем, чтобы преломить его и разделить с миром.
Резюмируя вышесказанное, отмечу, что пресловутая разобщенность христиан, которую не критикует и не высмеивает разве что ленивый да слепой, является прямым результатом нашей с вами разобщИнности, отсутствия опыта совместной жизни в Духе Святом, духовного единства не только с Богом, но и с конкретным человеком, чья жизнь является нашей жизнью, и чьи грехи - являются нашими собственными грехами, а достижения - нашими победами во Христе.
Комментарий