Высказывания о лжи (из Лествицы).
* Железо и камень, соударяясь, произвдят огонь: многословие и смехотворство порождают ложь.
* Ложь есть истребление любви; а клятвопреступление - есть отвержение Бога.
* Никто из благоразумных не сочтет ложь за малый грех; так как нет порока, против которого Всесятой Дух произнес бы столь страшное изречение, как против лжи. Если Бог погубит всякого говорящего ложь (ср.: Пс.5:7), то что получат те, кто соединяет ложь с клятвами?
* Когда бесы увидят, что мы в самом начале стараемся отойти от слушания смехотворных речей вредного расказчика, как от губительной заразы; тогда покушаются обольстить нас двоякими помыслами: "Не опечаливай - внушаю они нам, - повествователя" или "Не выставляй себя человеком более боголюбивым, чем другие". Отскочи скоро, не медли; а если не так, то во время молитвы твоей вообразятся тебе помышления о предметах смешных. И не только бегай таких бесед и лукавых собраний, но и разоряй их благочестно, предлагая общему вниманию воспоминание о смерти и последнем суде; потому что лучше тебе окропиться, в этом случае, малым тщеславием, только бы сделаться виновником общей пользы.
* Лицемерие есть матерь лжи, а часто оно бывает и поводом оной. Потому что некоторые утверждают, что лицемерие есть не что иное, как поучение во лжи и изобретатель лжи, с которою сплетается достойная казни клятва.
* Кто стажал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судию - свою совесть.
* Как во всех страстях, так и во лжи познаем мы различные степени вреда, потому что иной суд тому, кто лжет из-за страха, и иной тому, кто лжет, без внешнего давления.
* Один лжет ради увеселения, другой - ради сластолюбия, иной, чтобы заставить присутствующих смеяться, а некоторые для того, чтобы ближнему поставить сеть и сделать ему зло.
* Истязаниями властителей прогоняется ложь; множество же слез ее совершенно погубляет.
* Сплетатель лжи извиняется благим намерением; и что, в самом деле, есть погибель души, то оно почитает за праведное дело. За подражателя Раавы выдает себя лживый муж, и думает спасение других сделать своей погибелью.
* Не знает младенец лжи; не знает оной и душа, очистившаяся от лукавства.
* ...упившийся умилением солгать не может.
* Железо и камень, соударяясь, произвдят огонь: многословие и смехотворство порождают ложь.
* Ложь есть истребление любви; а клятвопреступление - есть отвержение Бога.
* Никто из благоразумных не сочтет ложь за малый грех; так как нет порока, против которого Всесятой Дух произнес бы столь страшное изречение, как против лжи. Если Бог погубит всякого говорящего ложь (ср.: Пс.5:7), то что получат те, кто соединяет ложь с клятвами?
* Когда бесы увидят, что мы в самом начале стараемся отойти от слушания смехотворных речей вредного расказчика, как от губительной заразы; тогда покушаются обольстить нас двоякими помыслами: "Не опечаливай - внушаю они нам, - повествователя" или "Не выставляй себя человеком более боголюбивым, чем другие". Отскочи скоро, не медли; а если не так, то во время молитвы твоей вообразятся тебе помышления о предметах смешных. И не только бегай таких бесед и лукавых собраний, но и разоряй их благочестно, предлагая общему вниманию воспоминание о смерти и последнем суде; потому что лучше тебе окропиться, в этом случае, малым тщеславием, только бы сделаться виновником общей пользы.
* Лицемерие есть матерь лжи, а часто оно бывает и поводом оной. Потому что некоторые утверждают, что лицемерие есть не что иное, как поучение во лжи и изобретатель лжи, с которою сплетается достойная казни клятва.
* Кто стажал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судию - свою совесть.
* Как во всех страстях, так и во лжи познаем мы различные степени вреда, потому что иной суд тому, кто лжет из-за страха, и иной тому, кто лжет, без внешнего давления.
* Один лжет ради увеселения, другой - ради сластолюбия, иной, чтобы заставить присутствующих смеяться, а некоторые для того, чтобы ближнему поставить сеть и сделать ему зло.
* Истязаниями властителей прогоняется ложь; множество же слез ее совершенно погубляет.
* Сплетатель лжи извиняется благим намерением; и что, в самом деле, есть погибель души, то оно почитает за праведное дело. За подражателя Раавы выдает себя лживый муж, и думает спасение других сделать своей погибелью.
* Не знает младенец лжи; не знает оной и душа, очистившаяся от лукавства.
* ...упившийся умилением солгать не может.
Комментарий