Исихазм - умное делание

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Orly
    Ветеран

    • 01 November 2003
    • 10371

    #16
    Сообщение от Priestess
    Я, кстати, одно время практиковала такую молитву-медитацию. А потом почувствовала, что это как-то... неправильно что-ли... даже не могу точно передать, короче почувствовала некий душевный дискомфорт, и по размышлении перестала так молиться. А потом, уже через пару лет после того, мне сказал один православный, что такую молитву нельзя практиковать самовольно, без наставника. Я с ним тогда согласилась. И теперь согласилась бы ещё больше.
    Дорогая Priestess!
    Позволь все же не согласиться с тобой.
    Самовольно,без наставника,нельзя практиковать некоторые приемы,которые рекомендуются иногда в практике этой молитвы(особая поза,наклон головы к груди и под.).

    Сама же по себе Иисусова молитва (я по ошибке назвала ее Господней-а это ведь Отче наш) не приносит ничего кроме пользы-если конечно она становится не просто словесно-язычной,но умно-сердечной,вкореняется в душу и становится свободной как дыхание:дыхание сладчайшего Имени Господа.

    Тогда ее,очищающая от скверны душу сила,огромна.Сама по себе знаю. Когда забываю или ухожу от этой очень простой,не требующей особого времени и усилий,практики,то поток мыслей,праздных или суетных,обязательно сводят душу в ад,в падение.
    Возвращение же к этой молитве у меня лично производят преобразования во всех сферах-не только очищает от скверны душу,но и исправляет неверную ситуацию,в которую я сама себя загоняю своими же,свободными от вдыхания Божьего Имени,мыслями.

    Так что советую всем и приношу личную благодарность Павлу,открывшему эту тему и тем самым напомнившему мне о жизненной необходимости умно-сердечной молитвы.
    Хотя готова выслушать и твои,Priestess,контрдоводы.
    Человек человеку-радость.

    Комментарий

    • свящ. Евгений Л
      РПЦ

      • 03 November 2006
      • 9070

      #17
      Сообщение от Priestess
      Я, кстати, одно время практиковала такую молитву-медитацию. А потом почувствовала, что это как-то... неправильно что-ли... даже не могу точно передать, короче почувствовала некий душевный дискомфорт, и по размышлении перестала так молиться. А потом, уже через пару лет после того, мне сказал один православный, что такую молитву нельзя практиковать самовольно, без наставника. Я с ним тогда согласилась. И теперь согласилась бы ещё больше.
      Я читал у Кураева, что подобные христианские практики нельзя сочетать с нехристианскими. Некий знакомый ему человек, одновременно с йогой, практиковал участие в церковных Таинствах и подобную молитву. Имея хорошее физическое здоровье, он очень быстро его потерял, чуть не до летального исхода. Отцы исихазма считают, что, далее простого произношения, молитву Иисусову могут использовать те, кто уже по-человечески наружно со своей стороны заповеди евангельские исполнили. То бишь бывает предварительная подготовка внешняя. Необязательно были наставники у людей имеющих непрестанную молитву, в описаниях гонимых за веру в 30-е годы в СССР, я запомнил случай, когда у женщины "забрали" близких, была угроза собственного ареста и, по причине ее великой скорби, Господь даровал ей непрестанно звучащую в душе молитву св. Духу - "Царю Небесный", которая на продолжении скорбного периода действовала около 2-ух лет, пока обстоятельсва не изменились в лучшую сторону. После этого молитва была у нее отнята.
      Последний раз редактировалось свящ. Евгений Л; 17 June 2007, 12:14 PM.
      ...Именно так англосаксы стравливали и уничтожали индейские племена на территориях нынешних США. Одних науськивали на других, и потом они друг друга уничтожали сами.

      Комментарий

      • Priestess
        Участник с неподтвержденным email

        • 17 November 2004
        • 7350

        #18
        Сообщение от свящ. Евгений Л
        Я читал у Кураева, что подобные христианские практики нельзя сочетать с нехристианскими.
        Мнение Кураева я всё же расцениваю, как частное мнение. Однако, практиковала я христианские практики, будучи христианкой.

        Сообщение от свящ. Евгений Л
        Некий знакомый ему человек, одновременно с йогой, практиковал участие в церковных Таинствах и подобную молитву. Имея хорошее физическое здоровье, он очень быстро его потерял, чуть не до летального исхода.
        Это лишь свидетельствует о духовном авторитете православия. Если бы этот человек одновременно с йогой практиковал ещё и пасторское служение в какой-нибудь неопротестантской церкви, то он бы пребывал в прекрасном здравии многие лета. Но в общем, вопрос о сочетании духовных практик очень тонкий и индивидуальный, в некоторых случаях это возможно, в некоторых - вредно для души и тела. Что же касается повторения Иисусовой Молитвы, то как и любая мантра (уж не осудите за это слово), она воздействует на определённый энергетический центр, в данном случае на то, что представители восточных верований называют сердечной чакрой, то есть помимо всего открывает в человеке высшие чувства, такие как Любовь и Сострадание. Если человек внутренне не готов к принятию и проявлению этих высоких чувств, то у него начнётся душевный разлад, разбалансированность, подобно как в автомобиле, где одно колесо выставлено правильно, а три других нет. Поэтому я и согласна с тем, что мирянину не следует самовольно, по собственному решению начинать такую сильную духовную практику без разрешения наставника. Что в общем-то не противоречит и Вашим словам:
        Сообщение от свящ. Евгений Л
        Отцы исихазма считают, что, далее простого произношения, молитву Иисусову могут использовать те, кто уже по-человечески наружно со своей стороны заповеди евангельские исполнили. То бишь...
        То бишь достигли некоторого духовного роста.

        Комментарий

        • Priestess
          Участник с неподтвержденным email

          • 17 November 2004
          • 7350

          #19
          Сообщение от Orly
          если конечно она становится не просто словесно-язычной,но умно-сердечной,вкореняется в душу и становится свободной как дыхание:дыхание сладчайшего Имени Господа.
          ИМЕННО. А не почувствовала ли ты, Orly, куда далее "зовёт" тебя эта молитва?

          Сообщение от Orly
          Тогда ее,очищающая от скверны душу сила,огромна.Сама по себе знаю.
          Я тоже знаю. Но она стала вести меня туда, куда я была не готова идти.

          Сообщение от Orly
          Возвращение же к этой молитве у меня лично производят преобразования во всех сферах-не только очищает от скверны душу,но и исправляет неверную ситуацию,в которую я сама себя загоняю своими же,свободными от вдыхания Божьего Имени,мыслями.
          Поначалу да, возвышенное умиление, чистота и соответственная эйфория. Дальше - все-понимание, все-сострадание, все-любовь...

          Комментарий

          • Kot
            Ветеран

            • 29 July 2005
            • 10826

            #20
            Молитва христианская никогда не была и не будет иметь НИЧЕГО общего с йогой. Это принципиально разные отношения к видению человеком своей сопричастности к Божественному.

            Молитва христианина - это доверительный диалог с Богом, а не практики духовно-телесные, это смиренная жажда, чтобы Бог пришел и обитель сотворил, это удивление от встречи с Богом, благоговейный трепет и радость, но одновременно и понимание величия Божественного, к которому по сопричастности Богу человек может прикоснуться, но при встрече с Которым всегда ощущает свое недостоинство быть обласканным Богом.

            Евангельский сюжет о том, как Петр смиренно попросил, чтобы Христос вышел из его лодки, показывает истинное отношение человека к Божественному. С позиции прагматизма можно подумать о том, как Петр мог так вольно общаться со Христом, и по сути "вежливо попросить" Его из лодки.

            Но с позиции духовного понимания - это скорее всего максимальная степень ощущения Божественного внутри себя, от которого рождается великое смирение и великое молчание, отразившееся в молитве "Господи, помилуй".

            Ведь всем известно, что любящему сердцу надо мало слов, чтобы выразить всю гамму чувств и мыслей. Чем ближе мы к Божественному, тем меньше слов нам хочется произносить...
            Ф. М. Достоевскоий: «раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов» «Гражданин», Дневник писателя, 1873 г., №50.
            "Неверье - слепота, а чаще свинство" - И.Бродский

            Покаяние - это жажда быть другим... (с)

            Комментарий

            • Orly
              Ветеран

              • 01 November 2003
              • 10371

              #21
              Сообщение от Priestess
              ИМЕННО. А не почувствовала ли ты, Orly, куда далее "зовёт" тебя эта молитва?
              Priestess,ты спрашиваешь по- эдемски загадочно-соблазнительно ("а правду ли сказал Бог?").
              Сижу вот сейчас и ломаю голову,вспоминая,куда-(куда-то не туда)-звала меня эта молитва.
              Может быть,я не зашла с ней слишком далеко в "дебри все-сострадательности"?Мне ведь далеко до святости матери Терезы:уж ей-то точно не нужно было практиковать такую "сомнительную духовную практику".

              Увы,я слишком мирской человек,мне не получается зайти далеко:рассеянные умишко и сердечко всегда претыкаются о что-нибудь и останавливаются.
              Завидую,нет-уважаю воцерковленных людей,дисциплинированных и послушных.Уважаю их внутреннюю,почти армейскую,автоматическую самодисциплину в служении Богу.Они-сильные,им проще.
              А что остается обыкновенным,слабым духом,людям?

              "Непрестанно молитеся" -помните наставление ап.Павла?
              Как же еще непрестанно молиться полу-мирским людям,далеким от святости матери Терезы,если не творить простую,но непрестанную молитву Иисусову:
              "Господи,Иисусе Христе,Сыне Божий,помилуй мя,грешную"

              Со вчерашнего дня (слава Богу и спасиБо автору темы) я возобновила забытую молитву-дыхание Имени Божьего.И я почувствовала,как она была мне нужна,как я задыхалась без нее,захлебывалась,тонула в нескончаемом потоке мирских мыслей,в море соблазнов и суеты.Она-как спасательный круг.
              Не знаю,надолго ли меня хватит...

              А,вот еще,чуть не забыла...я все о душе,да о душе.О физическом воздействии молитвы Иисусовой.Она ведь исцеляет,снимает боль во всяком случае точно.
              Не сочти за бред.Я,простой и слабый духом человек,силой этой молитвы могу снять у себя физическую боль-я "дышу" Именем в ту часть,которая болит.Снимала так-(мысленно направляя вдыхание Имени Господа в больной орган)-сильную головную боль или боль в спине и т.п.
              Но это не так важно.

              все это,конечно,как ты верно заметила,сугубо индивидуально,деликатно и тонко.И поэтому мне также интересно было бы ,если бы ты развернула эту свою фразу:
              Но она стала вести меня туда, куда я была не готова идти.
              Человек человеку-радость.

              Комментарий

              • Человек Божий
                Участник

                • 12 March 2007
                • 15

                #22
                Приветствую paveletsky
                Я протестант идущий по пути Исихазма.
                Хотя название протестант наверно здесь уже слабо применимо.
                Что такое Исихазм? Это восхождение к Лицу Божьему через Иисусову молитву.
                Это трудный неторопливый путь, порой занимающий жизнь.
                Я вам даю ссылку на сайт по Исихазму.
                Исихазм - Сердце Церкви
                Здесь очень хороший форум и многие идут путем Иисусовой молитвы,
                творят молитву.

                Я один из членов форума на этом сайте.
                СПАСЕНИЯ!
                Последний раз редактировалось Человек Божий; 18 June 2007, 06:42 AM.

                Комментарий

                • Priestess
                  Участник с неподтвержденным email

                  • 17 November 2004
                  • 7350

                  #23
                  Сообщение от Orly
                  Priestess,ты спрашиваешь по- эдемски загадочно-соблазнительно ("а правду ли сказал Бог?").
                  Сижу вот сейчас и ломаю голову,вспоминая,куда-(куда-то не туда)-звала меня эта молитва.
                  Почему "не туда"? Мой вопрос совершенно бесхитростен: куда зовёт? Если тебя никуда ещё не зовёт, то значит благодаря моим словам, не будет неожиданностью, если в процессе практики позовёт. И насколько мне известно, это должно случиться, если ты будешь в ней постоянна. Мне просто хотелось сравнить опыт.

                  Сообщение от Orly
                  Может быть,я не зашла с ней слишком далеко в "дебри все-сострадательности"?Мне ведь далеко до святости матери Терезы:уж ей-то точно не нужно было практиковать такую "сомнительную духовную практику".
                  Думаю, что она как раз её практиковала. По крайней мере сердце у неё было раскрыто до предела.

                  Сообщение от Orly
                  Завидую,нет-уважаю воцерковленных людей,дисциплинированных и послушных.Уважаю их внутреннюю,почти армейскую,автоматическую самодисциплину в служении Богу.Они-сильные,им проще.
                  А что остается обыкновенным,слабым духом,людям?
                  Ах, Orly... какие в православии молитвы есть чудесные для "обыкновенных" людей.

                  Сообщение от Orly
                  А,вот еще,чуть не забыла...я все о душе,да о душе.О физическом воздействии молитвы Иисусовой.Она ведь исцеляет,снимает боль во всяком случае точно.
                  Не сочти за бред.Я,простой и слабый духом человек,силой этой молитвы могу снять у себя физическую боль-я "дышу" Именем в ту часть,которая болит.Снимала так-(мысленно направляя вдыхание Имени Господа в больной орган)-сильную головную боль или боль в спине и т.п.
                  Не сочту за бред. Я тоже так делаю иногда. Только не использую Имя Господа, а просто "дышу" светом. Но эффект подобный.

                  Сообщение от Orly
                  И поэтому мне также интересно было бы ,если бы ты развернула эту свою фразу
                  Orly, недогадливая, да прежде всего в православие она меня стала вести, куда же ещё! Но моим - всё ещё баптистским - компромиссом тогда стал выбор факультета консультативной семейной психологии. О чём я кстати ничуть не жалею. Но молитву ту творить перестала, уж слишком она тогда оказалась сильнодействующим средством для моей выросшей в протестантизме души.

                  Комментарий

                  • test
                    Ветеран

                    • 15 December 2003
                    • 4658

                    #24
                    Сообщение от paveletsky
                    Приветствую всех!

                    Прошу поделиться Вашим пониманием, практическим опытом и другой полезной информацией о таком явлении как "исихазм", умной молитве:

                    i) Что Вам вообще известно об этом феномене, молитвенной практике из истории подвижничества (по возможности более простым языком, кратко, какие-то общие вещи)?

                    ii) Каким образом данная монашеская практика может быть применима в условиях мирской жизни (в т.ч. полезные советы монахов мирянам)?

                    iii) Используете ли Вы в своей личной жизни исихастский опыт и, если не секрет, как именно?

                    Буду признателен за передачу полезного опыта и информации по данному вопросу.
                    Вам делать нечего?
                    Это мой вопрос в контексте "Вашего вопроса на межконфессиональном форуме"...

                    PS. Заодно на тему подпишусь (пока прочел лишь 1-е сообшения)
                    Последний раз редактировалось test; 18 June 2007, 05:21 PM. Причина: вставочка PS
                    Неверующие не могут опровергнуть веры. А верующие могут не живя по своей вере

                    Комментарий

                    • Priestess
                      Участник с неподтвержденным email

                      • 17 November 2004
                      • 7350

                      #25
                      Сообщение от test
                      Вам делать нечего?
                      Это мой вопрос в контексте "Вашего вопроса на межконфессиональном форуме"...
                      Потрясающе! Вы знаете, моя первая реакция на сообщение Павла была совершенно такой же. Я хотела даже написать что-то типа: а оно Вам надо? Но потом подумала, что он обидится и сочтёт это очередным наездом с моей стороны, не преминув указать мне на моё место в строю. В любом случае, Вы сказали то, чего я не осмелилась. Спасибо.

                      Комментарий

                      • test
                        Ветеран

                        • 15 December 2003
                        • 4658

                        #26
                        Сообщение от Priestess
                        ИМЕННО. А не почувствовала ли ты, Orly, куда далее "зовёт" тебя эта молитва?

                        Я тоже знаю. Но она стала вести меня туда, куда я была не готова идти.

                        Поначалу да, возвышенное умиление, чистота и соответственная эйфория. Дальше - все-понимание, все-сострадание, все-любовь...
                        Дорогая Priestess, и пр. участники темы!
                        Выскажу свое imho... Всего лишь imho.
                        Истинный исихаст (т.е. = истинный поклонник Бога), никогда не станет участвовать в такой теме (поэтому я себе это позволяю ). И не станет давать советов на "межконфессиональном" форуме по этому поводу.

                        Выше было мое imho как философа. Ниже - как просто человека:

                        Исихазм (истинный) - это примерно тоже, что человек, достигший совершенства в добродетели смирения. но "исихазм" (практический) ныне в том, что существует 5-100 приемчиков, с помощью которых человек может стяжать "дары Святого Духа" (аналог неопротестантским харизматическим беснованиям, только конечно иного уровня).
                        Для того, чтобы просто вступить на этот путь (а это отречение от себя, своей воли НАМНОГО серьезнее даже монашеских обетов) нужно быть ДЕЙСТВИТЕЛЬНО готовым к этому.
                        (.....)
                        Неверующие не могут опровергнуть веры. А верующие могут не живя по своей вере

                        Комментарий

                        • Priestess
                          Участник с неподтвержденным email

                          • 17 November 2004
                          • 7350

                          #27
                          Сообщение от Priestess
                          Дальше - все-понимание, все-сострадание, все-любовь...
                          Если уж пошла такая откровенная беседа, то скажу, что я имела ввиду под многоточием. ....дальше, если человек избежит соблазна и не примет эйфорию от переживаний как окончательный результат, и не соблазнится ощущениями "вселенскости" своих чувств, а пойдёт ещё дальше, то он неминуемо станет перед выбором отречения от себя, то есть перед ним станет вопрос отречения от "мирской" жизни и посвящения себя духовному пути - монашеству, подвижничеству.

                          Сообщение от test
                          Для того, чтобы просто вступить на этот путь (а это отречение от себя, своей воли НАМНОГО серьезнее даже монашеских обетов) нужно быть ДЕЙСТВИТЕЛЬНО готовым к этому.
                          (.....)
                          Вот именно поэтому моё имхо тоже, что мирянин, прихожанин не может практиковать исихазм, как таковой, так что и любые рассуждения на тему - обречены.

                          Комментарий

                          • Orly
                            Ветеран

                            • 01 November 2003
                            • 10371

                            #28
                            Сообщение от Priestess
                            Почему "не туда"? Мой вопрос совершенно бесхитростен: куда зовёт? Если тебя никуда ещё не зовёт, то значит благодаря моим словам, не будет неожиданностью, если в процессе практики позовёт. И насколько мне известно, это должно случиться, если ты будешь в ней постоянна. Мне просто хотелось сравнить опыт.
                            Cпасибо,Priestess!Мне тоже хотелось сравнить опыт.
                            Но адекватно его сравнить невозможно-для этого надо прожить жизнь другого.
                            Я не могу уйти в подвижничество,но стараюсь балансировать между двумя мирами.А без опоры (при том,что у меня все время в уме память о Боге) в виде непрестанной молитвы к Господу я теряю равновесие.Просто мне очень далеко до того,что молитва Иисусова "позовет" меня в фанатизм и полное самоотречение-слишком далека я от святости.

                            В православии действительно есть чудесные молитвы,очень похожие на молитвы из еврейского сидура.Но мне кажется,что короткая,но постоянная молитва в ритме дыхания,которую можно творить везде и почти в любое время,лучше длиннословной.
                            Просто так,для сравнения (я это не практикую ).У хасидов,наряду с чтением прекрасными молитв из сборников-сидурим,тоже существует совершенно похожая практика особой молитвы-медитации,с таким же темпом дыхания:на 3 слога-счета вдох,и на один -выдох.

                            По поводу православия.Если ты имеешь в виду воцерковленность,мне это,увы или к счастью,не грозит.Я и так себя считаю православной православием Серафима Саровского,или Игнатия Брянчанинова,Вл.Соловьева,С.Булгакова,русских юродивых,А.Сурожского или А. Меня.

                            По поводу молчания о безмолвии исихазма и о невозможности с помощью "практических приемчиков" (не о них я речь веду) достижения совершенства(для test)-все это верно.Но надо знать меру,насколько возможно говорить о достижении душой священного безмолвия.Исихазм-один из самых верных путей стяжания Святаго Духа.Как вступить на него,если никто не направит?Почему не говорить об этом?Это ведь не дзен.

                            И потом.О Боге вообще лучше молчать,ведь всякое высказывание о Нем неверно.Может,и форум вообще закрыть?
                            Человек человеку-радость.

                            Комментарий

                            • аким
                              последний осёл

                              • 18 February 2007
                              • 6154

                              #29
                              Позвольте встрять!)
                              Господь,открыл как-то о подобного рода практиках,а их вагон и маленькая телега,место из Священного писания-
                              От Матфея святое благовествование. Глава 6. Стих 7 [1.000] А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; Господь смотрит на сердце,а не на исскуственные умственные упражнения.Представьте себе,ребёнка,который ходит по дому и непрестанно "творит" сиё?!?"Папа(мама),прости меня грешного..." Раз сказал и хватит до следующего случая.Или просто не хватает веры в Божье прощение???Сомнения одолевают???(Подобное "самовольное служение" и "самовольное смиреномудрие" не от Господа и имеет только "вид мудрости"!Наряду с аскетическими "подвигами",исихазм-банальное заблуждение.Псевдохристианская йога с комлексом дыхательных упражнений и других телодвижений.
                              ЗЫ:Господь указал нам другие пути,от простых до самых совершенных.
                              Мало времени,Господь даст,поделюсь собственным опытом.)
                              Последний раз редактировалось аким; 19 June 2007, 11:29 AM.
                              Книга пророка Осии. Глава 10. Стих 12 Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду.

                              www.cnl.tv

                              Комментарий

                              • Orly
                                Ветеран

                                • 01 November 2003
                                • 10371

                                #30
                                Сообщение от аким
                                Псевдохристианская йога с комлексом дыхательных упражнений и других телодвижений.
                                Уважаемый Аким!
                                Это,наверное,моя вина,что увела тему в русло телесно-дыхательных приемов,сродних медитации.Не в этом исихазм.Да и не исихазм это! (Сейчас я понимаю test-а,противящегося публичному обсуждению глубоко внутреннего,сердечного,безмолвного исихазма ).
                                Человек человеку-радость.

                                Комментарий

                                Обработка...