Доктор Спрол:
Существуют две точки зрения о двойном предопределении. Одна из них производит такое устрашающее впечатление, что многие просто готовы отречься от термина «двойное предопределение», дабы их мировоззрение с ней не путали. Эту точку зрения называют теорией одинакового влияния.
Одинаковое влияние основывается на идее симметрии с ее помощью делается попытка уравнять баланс между избранием и отвержением. Ключевая идея этой теории такова: так же, как Бог вмешивается в жизнь Своих избранных, чтобы сотворить в их сердцах веру, Он вмешивается и в жизнь отверженных, чтобы сотворить в их сердцах неверие, что основывается на известных библейских отрывках, повествующих об ожесточении Богом людских сердец.
Одинаковое влияние не является реформатской или кальвинистской точкой зрения. Некоторые называют ее «гиперкальвинизмом». Я же предпочитаю иное название «субкальвинизм» или, еще лучше, «антикальвинизм». Хотя кальвинизм и говорит о существовании двойного предопределения, но это не имеет отношения к теории одинакового влияния.
Чтобы понять реформатскую доктрину, нужно обратить самое пристальное внимание на четкое отличие позитивных решений Бога от негативных. Первые связаны с активным вмешательством Бога в сердца избранных. Вторые с игнорированием неизбранных.
Реформаты утверждают, что Бог положительно (то есть активно) вмешивается в жизнь избранных, чтобы гарантировать их спасение. Остальных же Бог предоставляет самим себе. Он не творит какого-то неверия в их сердцах, потому что неверие уже давно там есть. Бог не принуждает людей грешить они грешат исключительно по собственному желанию. В понимании кальвинистов решение Бога об избрании позитивно, а решение об отвержении негативно.
Гиперкальвинизм можно назвать позитивно-позитивным предопределением, а ортодоксальный кальвинизм позитивнонегативным.
Роковая ошибка гиперкальвинизма заключается в том, что, следуя его доказательствам, можно сделать вывод, будто Бог становится соучастником греха, а это коренным образом влияет на понимание Его характера.
Первый библейский отрывок, который может подтолкнуть читателя к принятию гиперкальвинизма, это история фараона. В повествовании о великом исходе евреев из Египта мы читаем, что Бог ожесточил сердце фараона... Но как Бог может требовать от фараона, да и вообще от кого бы то ни было, ответа за грех, если этот грех порожден сердцем, Им же Самим и ожесточенным? Наш ответ на этот вопрос будет зависеть от того, как мы понимаем действие «ожесточения». Каким образом Бог ожесточил сердце фараона? В Библии об этом прямо не говорится. Но, немного поразмыслив, можно предположить, что ожесточение произошло одним из двух способов: пассивно или активно. Активное ожесточение означает прямое воздействие Бога на сокровенное пространство сердца фараона. При этом Богу пришлось бы «войти» в сердце и сотворить в нем, грубо говоря, «новое» зло. Это наверняка довело бы фараона до желаемой Богом кондиции. А еще это наверняка сделало бы Бога автором греха. Пассивное же ожесточение совсем другое дело. Пассивное ожесточение включает в себя уже существующее осуждение греха Богом. Поэтому все, что нужно было сделать Богу, чтобы ожесточилось и без того уже злое сердце фараона, это предать фараона его собственному греху. Такую концепцию Божественного осуждения можно встретить в Писании.
Как же это происходит? Для правильного понимания нам следует, во-первых, коснуться еще одной темы Божьей всеобщей благодати. Это благодать, которой в равной степени обладают все люди. Дождь, орошающий землю и дающий влагу растениям, дается как праведным, так и грешным. Грешники, разумеется, не заслуживают такого к ним отношения, но пользуются всеми благами дождя, как и праведники. То же можно сказать о восходе и радуге. Весь наш мир полон всеобщей благодати.
Один из важнейших элементов всеобщей благодати это сдерживание зла в мире. Оно зависит от многих факторов: зло сдерживается полицией, законом, общественным мнением, принципом разделения властей и т. д. Хотя мир, в котором мы живем, полон зла, это еще цветочки по сравнению с тем, что могло бы в нем происходить. Бог использует вышеупомянутые средства, чтобы удержать зло под Своим контролем. Именно благодаря всеобщей благодати Он контролирует и подавляет количество зла на нашей планете. Если бы зло было оставлено без контроля, жизнь на земле была бы невозможна.
Все, что требуется Богу для ожесточения сердца человека, это убрать все сдерживающие моменты. Он просто немного «спускает поводок», не попирая свободу человека, а предоставляя ее в еще большей мере. Бог позволяет человеку идти своим путем. Иносказательно, Он дает ему возможность отмотать для себя столько веревки, чтобы хватило повеситься. Бог вовсе не прилагает Свою десницу, создавая новое зло в сердце грешника, Он просто убирает Свои сдерживающие зло длани и дает человеку возможность исполнить желание его воли.
Существуют две точки зрения о двойном предопределении. Одна из них производит такое устрашающее впечатление, что многие просто готовы отречься от термина «двойное предопределение», дабы их мировоззрение с ней не путали. Эту точку зрения называют теорией одинакового влияния.
Одинаковое влияние основывается на идее симметрии с ее помощью делается попытка уравнять баланс между избранием и отвержением. Ключевая идея этой теории такова: так же, как Бог вмешивается в жизнь Своих избранных, чтобы сотворить в их сердцах веру, Он вмешивается и в жизнь отверженных, чтобы сотворить в их сердцах неверие, что основывается на известных библейских отрывках, повествующих об ожесточении Богом людских сердец.
Одинаковое влияние не является реформатской или кальвинистской точкой зрения. Некоторые называют ее «гиперкальвинизмом». Я же предпочитаю иное название «субкальвинизм» или, еще лучше, «антикальвинизм». Хотя кальвинизм и говорит о существовании двойного предопределения, но это не имеет отношения к теории одинакового влияния.
Чтобы понять реформатскую доктрину, нужно обратить самое пристальное внимание на четкое отличие позитивных решений Бога от негативных. Первые связаны с активным вмешательством Бога в сердца избранных. Вторые с игнорированием неизбранных.
Реформаты утверждают, что Бог положительно (то есть активно) вмешивается в жизнь избранных, чтобы гарантировать их спасение. Остальных же Бог предоставляет самим себе. Он не творит какого-то неверия в их сердцах, потому что неверие уже давно там есть. Бог не принуждает людей грешить они грешат исключительно по собственному желанию. В понимании кальвинистов решение Бога об избрании позитивно, а решение об отвержении негативно.
Гиперкальвинизм можно назвать позитивно-позитивным предопределением, а ортодоксальный кальвинизм позитивнонегативным.
Роковая ошибка гиперкальвинизма заключается в том, что, следуя его доказательствам, можно сделать вывод, будто Бог становится соучастником греха, а это коренным образом влияет на понимание Его характера.
Первый библейский отрывок, который может подтолкнуть читателя к принятию гиперкальвинизма, это история фараона. В повествовании о великом исходе евреев из Египта мы читаем, что Бог ожесточил сердце фараона... Но как Бог может требовать от фараона, да и вообще от кого бы то ни было, ответа за грех, если этот грех порожден сердцем, Им же Самим и ожесточенным? Наш ответ на этот вопрос будет зависеть от того, как мы понимаем действие «ожесточения». Каким образом Бог ожесточил сердце фараона? В Библии об этом прямо не говорится. Но, немного поразмыслив, можно предположить, что ожесточение произошло одним из двух способов: пассивно или активно. Активное ожесточение означает прямое воздействие Бога на сокровенное пространство сердца фараона. При этом Богу пришлось бы «войти» в сердце и сотворить в нем, грубо говоря, «новое» зло. Это наверняка довело бы фараона до желаемой Богом кондиции. А еще это наверняка сделало бы Бога автором греха. Пассивное же ожесточение совсем другое дело. Пассивное ожесточение включает в себя уже существующее осуждение греха Богом. Поэтому все, что нужно было сделать Богу, чтобы ожесточилось и без того уже злое сердце фараона, это предать фараона его собственному греху. Такую концепцию Божественного осуждения можно встретить в Писании.
Как же это происходит? Для правильного понимания нам следует, во-первых, коснуться еще одной темы Божьей всеобщей благодати. Это благодать, которой в равной степени обладают все люди. Дождь, орошающий землю и дающий влагу растениям, дается как праведным, так и грешным. Грешники, разумеется, не заслуживают такого к ним отношения, но пользуются всеми благами дождя, как и праведники. То же можно сказать о восходе и радуге. Весь наш мир полон всеобщей благодати.
Один из важнейших элементов всеобщей благодати это сдерживание зла в мире. Оно зависит от многих факторов: зло сдерживается полицией, законом, общественным мнением, принципом разделения властей и т. д. Хотя мир, в котором мы живем, полон зла, это еще цветочки по сравнению с тем, что могло бы в нем происходить. Бог использует вышеупомянутые средства, чтобы удержать зло под Своим контролем. Именно благодаря всеобщей благодати Он контролирует и подавляет количество зла на нашей планете. Если бы зло было оставлено без контроля, жизнь на земле была бы невозможна.
Все, что требуется Богу для ожесточения сердца человека, это убрать все сдерживающие моменты. Он просто немного «спускает поводок», не попирая свободу человека, а предоставляя ее в еще большей мере. Бог позволяет человеку идти своим путем. Иносказательно, Он дает ему возможность отмотать для себя столько веревки, чтобы хватило повеситься. Бог вовсе не прилагает Свою десницу, создавая новое зло в сердце грешника, Он просто убирает Свои сдерживающие зло длани и дает человеку возможность исполнить желание его воли.
Комментарий