Простота в вопросе о ближнем
Начнем мы с того, что обратим внимание: вопрос о ближнем в Евангелии встает не иначе, как в связи с заповедью о любви к нему. Не будем жалеть места для того, чтобы привести весь этот фрагмент, известный под названием Притчи о милосердном самарянине (Лк 10:2536).
И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. [Иисус] сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу:
а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему; позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему; позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
И каково же продолжение диалога Иисуса с искушающим его законником: «Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк 10:37). Не откладывая это в долгий ящик, сразу же отметим ту тонкость, что Иисус не сказал ему, как Он говорил ему же чуть раньше: «Правильно ты отвечал» (Лк 10:28).
Вроде все просто. Просто настолько, что не требуется утруждать себя хоть сколько-нибудь точным анализом. Легче и проще просто пересказать. И в среде богословов традиционного христианства весьма популярно мнение, лучше всего выраженное в православной Толковой Библии Лопухина: «Обыкновенно принято этот рассказ о милосердном самарянине называть притчею. Но, собственно говоря, этот рассказ не подходит под категорию притчей. Притчу еще нужно изъяснять, применять содержащийся в ней случай к тому вопросу, о котором идет речь. Такова, например, притча о сеятеле, о зерне горчичном и т. д. Здесь же никакого объяснения не требуется. Господь просто берет случай, весьма возможный, поучительность которого ясна всем и каждому (?!), и делает этот случай уроком истинного милосердия. Это, так сказать, примерный рассказ о том, в чем состоит настоящая любовь к ближнему».
Гм!.. Климент, помнится, учил иначе (ср. Strom VI.124:6). Но все-таки допустим, что здесь и вправду ничего не надо изъяснять, и применять этот рассказ к вопросу, о котором идет речь излишне.
Но смотрите, как легко и просто вскрывается если не та самая отвратительность, о которой говорил Иисус Сирахов (ср. Сир 20:20), то уж, во всяком случае, непреодолимое противоречие буквального «понимания» (а по сути полного недоразумения) сей притчи. Иисус спрашивает: «Кто ближний {попавшемуся разбойникам}?» И получает ответ: «Оказавший ему милость». А ведь вопрос стоит о том, кого нужно возлюбить. То есть если того, кто оказал милость (самарянина), мы будем считать за ближнего, коего заповедь призывает любить, а тех, кто нам милости не оказал (священника и левита), мы будем считать дальними или кем-нибудь еще, кого нам любить не заповедано, не обязательно, кто недостоин любви, то тогда мы будем, как не имеющие никакого отношения ко Христу и Его учению мытари и язычники!!! Мы будем теми, кто любит на взаимовыгодной основе, теми, кто любит за что-то. «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф 5:4647). Потому-то, хотя поступать следует, именно подражая самарянину, ответ законника не является правильным.
Итак, мы настаиваем, что ответ законника неправилен. Но не будем клеймить его понапрасну. Конечно, мы чуть раньше обращали внимание на ту тонкость, что на последний ответ законника«оказавший ему милость»Иисус не сказал, как Он говорил ему раньше: «Правильно ты отвечал» (Лк 10:28). С другой стороны, очевидно, что ответ законника не был вовсе уж ложным, иначе Иисус непременно добавил бы пару слов о сем лукавом и прелюбодейном роде. Естественно заключить, что ответ законника просто был таков, что не заслуживал ни одобрения, ни обличения.
Как бы то ни было, буквальное толкование естественным образом привело к потере буквального смысла. Да и ответа на вопрос: «Кто мой ближний?» мы не получили. А чего было ожидать от смертоносной буквы?
Комментарий