Заповеди, на все времена, или нет?
Есть мнение, что заповеди Божии не все времена, что никогда не теряют своей значимости, но если это так, то следует признать, что моральный кодекс дикаря и современного, образованного человека не изменился. Если моральный кодекс дикаря , тот же , что и у нас, то заповеди дикарю и нам , те же, а если мы другие, то и другие представления о нравственности.
Собственно от исходного текста заповедей, осталось немного.
Большинство не выдержало испытание временем:
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе», изображения делаем.
«Помни день субботний» ,не помним,
«не убий», я как то сказал об этом своей дочери, но понял, что для нее это вообще не актуально. Не у одного нормального человека, убийство не рассматривается даже в самых отдаленных планах.
Не прилюбдействуй, изначально в иудаизме, в том числе, имело смысл запрет на кровосмешение.
Практически половина заповедей, не выдержало испытание временем. Я уже не говорю , о некоторых событиях Ветхого Завета, которые не соответствуют нравственному кодексу современного человека: попытке сжечь единственного сына, радость от сдачи в аренду собственной жены, попытке отделаться от приставаний в Содоме , предложив собственную дочь О времена, о нравы, меняется время , изменяются нравы. И это нормально.
Нравы , которые , не предаются коррекции временем, это или исключение, либо застой.
Если не меняется форма, может поменяться содержание. Все очень ситуативно: «судите их по делам их, и не судите, да не судимы будете. не возможно дать простой , универсальный рецепт, на все времена, на любой случай. Это просто невозможно.
Выход один , соотнести сказанное к конкрентной ситуации. Сказано: «возлюби врага своего, ударили по одной щеке , подставь другую,
Универсальны ли подобные призывы, всем, на все времена? Да совсем не обязательно Иисус пришел в конкретную эпоху в конкретное время, и самым актуальным вопросом было : как приспособиться к римскому рабству, примириться противно, воевать , бесполезно.
Какой выход? Иисус говорит: да подставьте другую щеку, возлюбите врага своего,
в тот период времени, это не для всех , и не для любой ситуации. Именно тогда , народу было важно выработать стратегию: или борьба на самоуничтожение ( что и было выбрано), либо смирение, и постановка совсем иных, моральных целей.
Приход Христа, ознаменовал изменение тактики, не всегда разумна открытая борьба с врагом, в трудные исторические этапы, необходимо смена тактики, переход к оборонительной стратегии.
Но надо научиться с этим жить, и научить народ. Но, к сожалению, народ сделал выводы слишком поздно, Иудея прекратила существование.
Что ознаменовал приход Христа? Модернизм и переход к более современным моральным правилам, или попыткой дать ответ на вечный вопрос: « что делать»?
Бороться с Римом? Или подставить щеку?
Поднять восстание, или возлюбить врага своего?
Восстания , уничтожили древнюю Иудею, что оставалось? Необходимо ли возлюбить врага своего , всегда и во веки вечные, или значение этих слов , были актуальны только во времена римского рабства? А если ныне, этого рабства нет, нужно ли подставлять другую щеку? Да нет конечно, никакая фраза , не может быть универсальной , для любой ситуации.
За исключением базисных , основополагающий вещей.
Есть мнение, что заповеди Божии не все времена, что никогда не теряют своей значимости, но если это так, то следует признать, что моральный кодекс дикаря и современного, образованного человека не изменился. Если моральный кодекс дикаря , тот же , что и у нас, то заповеди дикарю и нам , те же, а если мы другие, то и другие представления о нравственности.
Собственно от исходного текста заповедей, осталось немного.
Большинство не выдержало испытание временем:
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе», изображения делаем.
«Помни день субботний» ,не помним,
«не убий», я как то сказал об этом своей дочери, но понял, что для нее это вообще не актуально. Не у одного нормального человека, убийство не рассматривается даже в самых отдаленных планах.
Не прилюбдействуй, изначально в иудаизме, в том числе, имело смысл запрет на кровосмешение.
Практически половина заповедей, не выдержало испытание временем. Я уже не говорю , о некоторых событиях Ветхого Завета, которые не соответствуют нравственному кодексу современного человека: попытке сжечь единственного сына, радость от сдачи в аренду собственной жены, попытке отделаться от приставаний в Содоме , предложив собственную дочь О времена, о нравы, меняется время , изменяются нравы. И это нормально.
Нравы , которые , не предаются коррекции временем, это или исключение, либо застой.
Если не меняется форма, может поменяться содержание. Все очень ситуативно: «судите их по делам их, и не судите, да не судимы будете. не возможно дать простой , универсальный рецепт, на все времена, на любой случай. Это просто невозможно.
Выход один , соотнести сказанное к конкрентной ситуации. Сказано: «возлюби врага своего, ударили по одной щеке , подставь другую,
Универсальны ли подобные призывы, всем, на все времена? Да совсем не обязательно Иисус пришел в конкретную эпоху в конкретное время, и самым актуальным вопросом было : как приспособиться к римскому рабству, примириться противно, воевать , бесполезно.
Какой выход? Иисус говорит: да подставьте другую щеку, возлюбите врага своего,
в тот период времени, это не для всех , и не для любой ситуации. Именно тогда , народу было важно выработать стратегию: или борьба на самоуничтожение ( что и было выбрано), либо смирение, и постановка совсем иных, моральных целей.
Приход Христа, ознаменовал изменение тактики, не всегда разумна открытая борьба с врагом, в трудные исторические этапы, необходимо смена тактики, переход к оборонительной стратегии.
Но надо научиться с этим жить, и научить народ. Но, к сожалению, народ сделал выводы слишком поздно, Иудея прекратила существование.
Что ознаменовал приход Христа? Модернизм и переход к более современным моральным правилам, или попыткой дать ответ на вечный вопрос: « что делать»?
Бороться с Римом? Или подставить щеку?
Поднять восстание, или возлюбить врага своего?
Восстания , уничтожили древнюю Иудею, что оставалось? Необходимо ли возлюбить врага своего , всегда и во веки вечные, или значение этих слов , были актуальны только во времена римского рабства? А если ныне, этого рабства нет, нужно ли подставлять другую щеку? Да нет конечно, никакая фраза , не может быть универсальной , для любой ситуации.
За исключением базисных , основополагающий вещей.
Комментарий