. . . . .О происхождении религии. Точно так же, как в наши дни человек необразованный верит в то, что его гнев причина того, что он гневается, его ум причина того, что он думает, его душа причина того, что он чувствует, короче, точно так же, как и по сей день множество психологических сущностей совершенно бездумно ставится на место их причин, точно так же на еще более наивной стадии своего развития человек объяснял себе те же явления с помощью персонифицированных психологических сущностей. Состояния, которые казались ему чуждыми, захватывающими, неподвластными, он истолковывал как одержимость колдовскими чарами и могуществом какой-то личности. Так, христианин объясняет чувство надежды, покоя, чувство «спасения» психологическим вдохновением, воздействием Бога: для него, как типа в существенной мере страдающего и беспокойного, все чувства счастья, покоя и согласия с бытием предстают, понятное дело, как нечто чуждое и требующее разъяснения. Психологическая логика здесь такая: чувство могущества, когда оно овладевает человеком внезапно и необоримо, а это случается при всех сильных аффектах, возбуждает в человеке сомнение в своей личности: он не осмеливается помыслить себя причиной этого удивительного чувства, и тогда он подставляет вместо себя более сильную личность, то есть божество.
. . . . .In summa: происхождение религии следует искать в крайних чувствах могущества, которые застигают человека врасплох как проявления чуждой силы и тогда, подобно больному, которому какая-нибудь его конечность кажется тяжелой, как бы не своей, и он думает, будто его придавил другой человек, наивный homo religiosus начинает раскладывать себя на несколько личностей. Религия это своеобразный случай «alteration de la personalite» (расщепления личности). Своего рода чувство боязни и страха перед самим собой Но также и чувство необычайного счастья и подъема В среде больных достаточно чувства здоровья, чтобы поверить в бога, в приближение божества.
. . . . .Рудиментарная психология религиозного человека: все изменения для него суть воздействия внешних сил, а они суть проявления воли. Понятий «природа», «закон природы» для него не существует. Для всякого воздействия нужен субъект действия. Рудиментарная психология: себя самого мыслишь причиной лишь в том случае, если знаешь, что ты этого хотел.
. . . . .Следствие: состояния могущества внушают человеку чувство, что не он есть тому причина, он не несет за это ответственности: эти состояния наступают помимо нашего желания, следовательно, не мы их инициаторы: несвободная воля (то есть осознание перемены в нас, происшедшей помимо нашего желания) нуждается в чужой воле.
. . . . .Вывод: человек не отваживался приписать себе все удивительные и сильные моменты своего существования, он воспринимал их как «пассивные», как страдательные, как вмешательства необоримой силы, то есть религия есть порождение сомнения в единстве личности, alteration личности; поскольку всякое величие и сила воспринимались как сверхчеловеческое, как чуждое, постольку человек себя преуменьшал, он разложил две свои стороны, одну очень жалкую и слабую, другую сильную и изумительную, на две сферы; первую он назвал «человек», вторую «Бог».
. . . . .Так продолжалось всегда; во времена моральной идиосинкразии человек истолковывал для себя самые свои возвышенные и утонченные состояния не как «желаемые», не как производное своей личности. И христианин раскладывает свою личность на убогую и слабую фикцию, которую он именует человеком, и на другую, которую он величает Богом (Спасителем, Господом).
. . . . .Религия унизила само понятие «человек».
. . . . .In summa: происхождение религии следует искать в крайних чувствах могущества, которые застигают человека врасплох как проявления чуждой силы и тогда, подобно больному, которому какая-нибудь его конечность кажется тяжелой, как бы не своей, и он думает, будто его придавил другой человек, наивный homo religiosus начинает раскладывать себя на несколько личностей. Религия это своеобразный случай «alteration de la personalite» (расщепления личности). Своего рода чувство боязни и страха перед самим собой Но также и чувство необычайного счастья и подъема В среде больных достаточно чувства здоровья, чтобы поверить в бога, в приближение божества.
. . . . .Рудиментарная психология религиозного человека: все изменения для него суть воздействия внешних сил, а они суть проявления воли. Понятий «природа», «закон природы» для него не существует. Для всякого воздействия нужен субъект действия. Рудиментарная психология: себя самого мыслишь причиной лишь в том случае, если знаешь, что ты этого хотел.
. . . . .Следствие: состояния могущества внушают человеку чувство, что не он есть тому причина, он не несет за это ответственности: эти состояния наступают помимо нашего желания, следовательно, не мы их инициаторы: несвободная воля (то есть осознание перемены в нас, происшедшей помимо нашего желания) нуждается в чужой воле.
. . . . .Вывод: человек не отваживался приписать себе все удивительные и сильные моменты своего существования, он воспринимал их как «пассивные», как страдательные, как вмешательства необоримой силы, то есть религия есть порождение сомнения в единстве личности, alteration личности; поскольку всякое величие и сила воспринимались как сверхчеловеческое, как чуждое, постольку человек себя преуменьшал, он разложил две свои стороны, одну очень жалкую и слабую, другую сильную и изумительную, на две сферы; первую он назвал «человек», вторую «Бог».
. . . . .Так продолжалось всегда; во времена моральной идиосинкразии человек истолковывал для себя самые свои возвышенные и утонченные состояния не как «желаемые», не как производное своей личности. И христианин раскладывает свою личность на убогую и слабую фикцию, которую он именует человеком, и на другую, которую он величает Богом (Спасителем, Господом).
. . . . .Религия унизила само понятие «человек».
Комментарий