"На войне атеистов нет". Когда я впервые услышал эту фразу, она меня поразила своей лаконичностью, точностью и содержанием, и заставила глубоко задуматься. И ведь действительно: в экстремальных ситуациях, когда жизнь человека или его близких висит на волоске и он ощущает собственную абсолютную беспомощность, его единственно возможная реакция (в подавляющем большинстве случаев) - просить помощи у Божества. Вспоминаю историю какого-то ученого атеистических воззрений, который очень хорошо в свое время понял эту человеческую черту. В своем завещании он написал (вроде так было дело), что в старости и болезни он, скорее всего, начнет отрекаться от своих сегодняшних взглядов, и просил не воспринимать это всерьез. И так и случилось: в старости, в тяжелой болезни, он чуть ли не требовал уничтожить все свои труды - лишь бы Бог смилостивился и избавил его от страданий. Лично я тоже, положа руку на сердце, признаю (хоть я и не атеист, но все же в общепринятом понимании этого слова безбожник): случится форс-мажор в моей жизни - скорее всего, буду молиться всем богам, которые меня слышат.
О чем же на самом деле нам должен говорить этот постулат? С одной стороны может показаться, что это сильнейший аргумент в пользу веры. Но, ИМХО, гораздо большее внимание мы должны обратить на его человеческую составляющую. Да, человек обращается к Богу в минуту отчаяния. Есть много случаев, когда люди молились: "Бог, только оставь мне жизнь (только спаси моего ребенка и т.д.), а я всю жизнь тебе буду служить. И все это с кафедры да в книги, слезу вышибает, всякое такое.
Я отмечаю здесь следующие моменты: подобная вера - совершенное проявление эгоизма. Человек, сталкиваясь с непреодолимым барьером, пытается его преодолеть за счет силы извне. Человек теряет то, что очень не хочет терять (жизнь, здоровье, благополучие и т.д.), и идет к Богу за "покупкой": "Бог, избавь меня от беды (помоги мне преодолеть то, что я не могу), а я тебе за это буду по гроб благодарен". Говорю упрощенно, существует много оттенков, но по сути это так.
С кем то после таких молитв происходит избавление, с кем то нет - думаю, если собрать статистику, то будет примерно 50 на 50. То есть гарантии, что подобная молитва работает, нет никакой. Поэтому я сознательно не буду рассматривать сторону "Бога" - я не знаю, какова "там" реакция на подобные человеческие чувства. Очевидно другое - подобная вера есть игра человеческого сознания. Ее составляющие: человеческая ограниченность в силах и знаниях и страстное желание жить, сохранить свое "Я". И это нормально, это практически инстинкт. Мне понравилась мысль Фаулза в "Волхве": "в человеке есть религиозный инстинкт, который сродни материнскому. Так же как ребенок, рождаясь в мир, неосознанно, но целенаправленно тянется к материнской груди, так же и человек, впервые осознавая себя человеком, тянется к небу, потому что ему нужен тот, кто больше, мудрее, кто накормит душу". И все было бы просто, если бы человек получал с неба пищу для души - так ведь нет оттуда такого же инстинктивного движения навстречу. Ну да я опять уклоняюсь в тему Бога, я не о ней сейчас. В общем получается, что чем образованней, сильнее и самостоятельней человек, тем меньше в нем веры. Кстати, еще одно мое наблюдение: по этой причине христиане наа самом деле не заинтересованы в полном прекращении страданий на земле. Ведь тогда, когда настанет мир и гармония, когда каждая звезда ляжет на свою орбиту (очень глубокий образ Телемы), они и их вера будут никому не нужны. Именно поэтому они называют гуманизм своим врагом, поэтому они ждут конца света, тотального разрушения - ведь только этим может быть доказана их конечная правота. Мой вывод - религия есть спекуляция на людской ограниченности, страхе, бессилии. На войне атеистов нет - да будет везде война!
Итак, вера, которая, как утверждают священники, есть внутри каждого человека, есть просто оборотная сторона страха. Именно того страха, который не дает не молиться в окопах.
И это никакое не обвинение и не обличение, это расклад такой. Это анализ. Единицы от этой инстинктивной собственнической веры переходят к тому, что можно назвать настоящей духовностью. Но в массе своей люди верят только потому, что они на войне. Или же потому, что очень этой войны боятся.
О чем же на самом деле нам должен говорить этот постулат? С одной стороны может показаться, что это сильнейший аргумент в пользу веры. Но, ИМХО, гораздо большее внимание мы должны обратить на его человеческую составляющую. Да, человек обращается к Богу в минуту отчаяния. Есть много случаев, когда люди молились: "Бог, только оставь мне жизнь (только спаси моего ребенка и т.д.), а я всю жизнь тебе буду служить. И все это с кафедры да в книги, слезу вышибает, всякое такое.
Я отмечаю здесь следующие моменты: подобная вера - совершенное проявление эгоизма. Человек, сталкиваясь с непреодолимым барьером, пытается его преодолеть за счет силы извне. Человек теряет то, что очень не хочет терять (жизнь, здоровье, благополучие и т.д.), и идет к Богу за "покупкой": "Бог, избавь меня от беды (помоги мне преодолеть то, что я не могу), а я тебе за это буду по гроб благодарен". Говорю упрощенно, существует много оттенков, но по сути это так.
С кем то после таких молитв происходит избавление, с кем то нет - думаю, если собрать статистику, то будет примерно 50 на 50. То есть гарантии, что подобная молитва работает, нет никакой. Поэтому я сознательно не буду рассматривать сторону "Бога" - я не знаю, какова "там" реакция на подобные человеческие чувства. Очевидно другое - подобная вера есть игра человеческого сознания. Ее составляющие: человеческая ограниченность в силах и знаниях и страстное желание жить, сохранить свое "Я". И это нормально, это практически инстинкт. Мне понравилась мысль Фаулза в "Волхве": "в человеке есть религиозный инстинкт, который сродни материнскому. Так же как ребенок, рождаясь в мир, неосознанно, но целенаправленно тянется к материнской груди, так же и человек, впервые осознавая себя человеком, тянется к небу, потому что ему нужен тот, кто больше, мудрее, кто накормит душу". И все было бы просто, если бы человек получал с неба пищу для души - так ведь нет оттуда такого же инстинктивного движения навстречу. Ну да я опять уклоняюсь в тему Бога, я не о ней сейчас. В общем получается, что чем образованней, сильнее и самостоятельней человек, тем меньше в нем веры. Кстати, еще одно мое наблюдение: по этой причине христиане наа самом деле не заинтересованы в полном прекращении страданий на земле. Ведь тогда, когда настанет мир и гармония, когда каждая звезда ляжет на свою орбиту (очень глубокий образ Телемы), они и их вера будут никому не нужны. Именно поэтому они называют гуманизм своим врагом, поэтому они ждут конца света, тотального разрушения - ведь только этим может быть доказана их конечная правота. Мой вывод - религия есть спекуляция на людской ограниченности, страхе, бессилии. На войне атеистов нет - да будет везде война!
Итак, вера, которая, как утверждают священники, есть внутри каждого человека, есть просто оборотная сторона страха. Именно того страха, который не дает не молиться в окопах.
И это никакое не обвинение и не обличение, это расклад такой. Это анализ. Единицы от этой инстинктивной собственнической веры переходят к тому, что можно назвать настоящей духовностью. Но в массе своей люди верят только потому, что они на войне. Или же потому, что очень этой войны боятся.
Комментарий