Об устоявшемся выражении и понимании 10 казней, которые совершил Яхве Элохим при Моисее. И напомнить вам как было от начала.
Поскольку я предвижу у меня много букв, то в самом начале расскажу суть моего поста- может кому-то и не интересно будет читать...
Разобью на 4 части:
1) Сами 10 казней.
2) Никаких собственно казней не было - были знамения.
3)Их было не 10, а 12.
4)Оффтоп про танина(змея) Аарона.
Поехали...
Все мы слышали о 10 казнях Египетских, как само собой разумеющихся и слыша о них с пониманием киваем головой.
Они даже привнесены в пасхальных обряд у современных иудеев, закреплены так сказать.
Но давайте рассмотрим их поближе и вспомним тексты.
10 казней:
1)вода в кровь
2)жабы
3)мошки
4)пёсьи мухи
5)моровая язва
6)воспаления с нарывами
7)град
8)саранча
9)тьма
10)первенцы
2)Можно ли применить ко всему этому списку слово "казнь"? Я думаю что нет, разве что к первенцам, где в Исход 11:1 использовано слово נֶגַע нэга, которое также имеет значение "казнь".
В остальных случаях попробуем "натянуть" смысл слова "казнь" на те знамения:
1) вода в кровь - казнь египетских рыб..?
2)жабы - казнь египетских жаб...?
Ведь казнь это смерть, а жабы только досаждали египтянам, здесь не иначе как казнь жаб.
3)мошки - казнь мошек.
4)пёсьи мухи - казнь мух.
5)моровая язва(Исх. 9:3) - казнь египетского скота מִקְנֵה микне(крупный рогатый скот), что ж, как вариант вполне.
"Но сердце фараоново ожесточилось" וַיִּכְבַּד йихбад(пааль), правильно надо читать
Совсем не приготовленная к казни душа.
8)саранча - казнь египетской растительности
9)тьма - казнь света?
тут мне вспомнилось примерно такое же
10) казнь первенцев - казнь первенцев.
Ну а теперь к тексту,Яхве сразу сказал Моисею в Исход 7:3 что это будут знамения мои ототай אֹתֹתַי и чудеса мои мофтай מֹופְתַי, никакие казни.
но Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской;
Также ещё ранее в Исход 4:21 чудеса הַמֹּֽפְתִים мофтим
И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа.
3)Если мы и дальше обратимся к тексту библии, то увидим ещё 2 знамения и чуда, который оказались в "игноре" для современного толкования, но очень важных - особенно первое, самое первое.
Ведь согласно традиции библии - первое самое важное.
А именно когда Моисей бросил жезл свой и он стал змеем(танин), поглотив аналоги египетских магов.Я даже не буду указывать текст, вы его все помните.
О важности сего момента - знамения, говорит тот факт, что о нём вспоминается у пророка Исайи, как нечто великое
Ис.51:9 Восстань, восстань, облекись крепостью, мышца Господня! Восстань, как в дни древние, в роды давние! Не ты ли сразила Раава, поразила крокодила(танина)?
10 Не ты ли иссушила море, воды великой бездны, превратила глубины моря в дорогу, чтобы прошли искупленные?
И второе - это когда соседи египтяне отдали сокровища свои евреям - своим рабам.Исход 11:3
И дал Господь милость народу [Своему] в глазах Египтян, [и они давали ему;] да и Моисей был весьма велик в земле Египетской, в глазах [фараона и] рабов фараоновых и в глазах [всего] народа.
то что это не малость какая-либо, говорит тот факт, что Яхве ещё раньше, при встрече с Моисеем говорил об этом знамении.Исход 3:21-22.
21 И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками:
22 каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян.
сказано было тому, кто знал что такое еврей в Египте, знал про отношение египтян к евреям и посему я думаю в ушах Моисея это звучало "дико".
Вот 2 знамения о славе Яхве, которые были "затёрты" в одном из современных образов силы Его.
4) Оффтоп о посохе-змее Аарона, который собственно и не был змеем нэхэш, как обычно переводиться змей.
При первом знамении посох стал танином.
Слово "танин" в синодальном переводе имеет довольно туманный смысл, встречается 28 раз в ВЗ. Я приведу эти места, чтобы вы составили себе представление о том, кто же был явлен из посоха Моисея. возможно вы откроете для себя что-то важное или хотя бы интересное. Танин даже воет(!) в книге Михея как шакал, но змей может ли выть?
1.И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
(Быт.1:21)
2.если фараон скажет вам: сделайте [знамение или] чудо, то ты скажи Аарону [брату твоему]: возьми жезл твой и брось [на землю] пред фараоном [и пред рабами его], - он сделается змеем.
(Исх.7:9)
3.Моисей и Аарон пришли к фараону [и к рабам его] и сделали так, как повелел [им] Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем.
(Исх.7:10)
4.каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы.
(Исх.7:12)
5.вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов.
(Втор.32:33)
6.И проехал я ночью через ворота Долины перед источником Драконовым к воротам Навозным, и осмотрел я стены Иерусалима разрушенные и его ворота, сожженные огнем.
(Неем.2:13)
7.Разве я море или морское чудовище, что Ты поставил надо мною стражу?
(Иов.7:12)
8.Я стал братом шакалам и другом страусам.
(Иов.30:29)
9.когда Ты сокрушил нас в земле(מָקוֹם маком место) драконов и покрыл нас тенью смертною.
(Пс.43:20)
10.Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде;
(Пс.73:13)
11.на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
(Пс.90:13)
12.Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны,
(Пс.148:7)
13.Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены - в увеселительных домах.
(Ис.13:22)
14.В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское [которое в море].
(Ис.27:1)
15.И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником - твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов.
(Ис.34:13)
16.И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником - твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов.
(Ис.34:13)
17.Полевые звери прославят Меня, шакалы и страусы, потому что Я в пустынях дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный народ Мой.
(Ис.43:20)
18.Восстань, восстань, облекись крепостью, мышца Господня! Восстань, как в дни древние, в роды давние! Не ты ли сразила Раава, поразила крокодила?
(Ис.51:9)
19.И сделаю Иерусалим грудою камней, жилищем шакалов, и города Иудеи сделаю пустынею, без жителей.
(Иер.9:11)
20.Несется слух: вот он идет, и большой шум от страны северной, чтобы города Иудеи сделать пустынею, жилищем шакалов.
(Иер.10:22)
21.И дикие ослы стоят на возвышенных местах и глотают, подобно шакалам, воздух; глаза их потускли, потому что нет травы.
(Иер.14:6)
22.И будет Асор жилищем шакалов, вечною пустынею; человек не будет жить там, и сын человеческий не будет останавливаться в нем.
(Иер.49:33)
23.Пожирал меня и грыз меня Навуходоносор, царь Вавилонский; сделал меня пустым сосудом; поглощал меня, как дракон; наполнял чрево свое сластями моими, извергал меня.
(Иер.51:34)
24.И Вавилон будет грудою развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием, без жителей.
(Иер.51:37)
25.И чудовища подают сосцы и кормят своих детенышей, а дщерь народа моего стала жестока подобно страусам в пустыне.
(Плач.4:3)
26.Говори и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, фараон, царь Египетский, большой крокодил, который, лежа среди рек своих, говоришь: `моя река, и я создал ее для себя'.
(Иез.29:3)
27.сын человеческий! подними плач о фараоне, царе Египетском, и скажи ему: ты как молодой лев между народами и как чудовище в морях, кидаешься в реках твоих, и мутишь ногами твоими воды, и попираешь потоки их.
(Иез.32:2)
28.Об этом буду я плакать и рыдать, буду ходить, как ограбленный и обнаженный, выть, как шакалы, и плакать, как страусы,
(Мих.1:8)
Поскольку я предвижу у меня много букв, то в самом начале расскажу суть моего поста- может кому-то и не интересно будет читать...
Разобью на 4 части:
1) Сами 10 казней.
2) Никаких собственно казней не было - были знамения.
3)Их было не 10, а 12.
4)Оффтоп про танина(змея) Аарона.
Поехали...
Все мы слышали о 10 казнях Египетских, как само собой разумеющихся и слыша о них с пониманием киваем головой.
Они даже привнесены в пасхальных обряд у современных иудеев, закреплены так сказать.
Но давайте рассмотрим их поближе и вспомним тексты.
10 казней:
1)вода в кровь
2)жабы
3)мошки
4)пёсьи мухи
5)моровая язва
6)воспаления с нарывами
7)град
8)саранча
9)тьма
10)первенцы
2)Можно ли применить ко всему этому списку слово "казнь"? Я думаю что нет, разве что к первенцам, где в Исход 11:1 использовано слово נֶגַע нэга, которое также имеет значение "казнь".
В остальных случаях попробуем "натянуть" смысл слова "казнь" на те знамения:
1) вода в кровь - казнь египетских рыб..?
2)жабы - казнь египетских жаб...?
Ведь казнь это смерть, а жабы только досаждали египтянам, здесь не иначе как казнь жаб.
3)мошки - казнь мошек.
4)пёсьи мухи - казнь мух.
5)моровая язва(Исх. 9:3) - казнь египетского скота מִקְנֵה микне(крупный рогатый скот), что ж, как вариант вполне.
"Но сердце фараоново ожесточилось" וַיִּכְבַּד йихбад(пааль), правильно надо читать
יֻכְבַּדюхбад (хуфаль, страдательный залог хифиля), по-русски "было ожесточено".
6)воспаление с нарывами - казнь кожного покрова египтян и всего скота(בְהֵמָה)
...
7)град - казнь всех кто под открытым небом, но это были те, кто "не обратил сердце своё к слову Яхве"(Исх. 9:21) остались в поле и погибли, тут вопрос о доверии или об открытом сердце чтобы слышать. 6)воспаление с нарывами - казнь кожного покрова египтян и всего скота(בְהֵמָה)

Совсем не приготовленная к казни душа.
8)саранча - казнь египетской растительности
9)тьма - казнь света?

10) казнь первенцев - казнь первенцев.
Ну а теперь к тексту,Яхве сразу сказал Моисею в Исход 7:3 что это будут знамения мои ототай אֹתֹתַי и чудеса мои мофтай מֹופְתַי, никакие казни.

Также ещё ранее в Исход 4:21 чудеса הַמֹּֽפְתִים мофтим

3)Если мы и дальше обратимся к тексту библии, то увидим ещё 2 знамения и чуда, который оказались в "игноре" для современного толкования, но очень важных - особенно первое, самое первое.
Ведь согласно традиции библии - первое самое важное.
А именно когда Моисей бросил жезл свой и он стал змеем(танин), поглотив аналоги египетских магов.Я даже не буду указывать текст, вы его все помните.
О важности сего момента - знамения, говорит тот факт, что о нём вспоминается у пророка Исайи, как нечто великое

10 Не ты ли иссушила море, воды великой бездны, превратила глубины моря в дорогу, чтобы прошли искупленные?
И второе - это когда соседи египтяне отдали сокровища свои евреям - своим рабам.Исход 11:3

то что это не малость какая-либо, говорит тот факт, что Яхве ещё раньше, при встрече с Моисеем говорил об этом знамении.Исход 3:21-22.

22 каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян.
сказано было тому, кто знал что такое еврей в Египте, знал про отношение египтян к евреям и посему я думаю в ушах Моисея это звучало "дико".
Вот 2 знамения о славе Яхве, которые были "затёрты" в одном из современных образов силы Его.
4) Оффтоп о посохе-змее Аарона, который собственно и не был змеем нэхэш, как обычно переводиться змей.
При первом знамении посох стал танином.
Слово "танин" в синодальном переводе имеет довольно туманный смысл, встречается 28 раз в ВЗ. Я приведу эти места, чтобы вы составили себе представление о том, кто же был явлен из посоха Моисея. возможно вы откроете для себя что-то важное или хотя бы интересное. Танин даже воет(!) в книге Михея как шакал, но змей может ли выть?
1.И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
(Быт.1:21)
2.если фараон скажет вам: сделайте [знамение или] чудо, то ты скажи Аарону [брату твоему]: возьми жезл твой и брось [на землю] пред фараоном [и пред рабами его], - он сделается змеем.
(Исх.7:9)
3.Моисей и Аарон пришли к фараону [и к рабам его] и сделали так, как повелел [им] Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем.
(Исх.7:10)
4.каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы.
(Исх.7:12)
5.вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов.
(Втор.32:33)
6.И проехал я ночью через ворота Долины перед источником Драконовым к воротам Навозным, и осмотрел я стены Иерусалима разрушенные и его ворота, сожженные огнем.
(Неем.2:13)
7.Разве я море или морское чудовище, что Ты поставил надо мною стражу?
(Иов.7:12)
8.Я стал братом шакалам и другом страусам.
(Иов.30:29)
9.когда Ты сокрушил нас в земле(מָקוֹם маком место) драконов и покрыл нас тенью смертною.
(Пс.43:20)
10.Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде;
(Пс.73:13)
11.на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
(Пс.90:13)
12.Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны,
(Пс.148:7)
13.Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены - в увеселительных домах.
(Ис.13:22)
14.В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское [которое в море].
(Ис.27:1)
15.И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником - твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов.
(Ис.34:13)
16.И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником - твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов.
(Ис.34:13)
17.Полевые звери прославят Меня, шакалы и страусы, потому что Я в пустынях дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный народ Мой.
(Ис.43:20)
18.Восстань, восстань, облекись крепостью, мышца Господня! Восстань, как в дни древние, в роды давние! Не ты ли сразила Раава, поразила крокодила?
(Ис.51:9)
19.И сделаю Иерусалим грудою камней, жилищем шакалов, и города Иудеи сделаю пустынею, без жителей.
(Иер.9:11)
20.Несется слух: вот он идет, и большой шум от страны северной, чтобы города Иудеи сделать пустынею, жилищем шакалов.
(Иер.10:22)
21.И дикие ослы стоят на возвышенных местах и глотают, подобно шакалам, воздух; глаза их потускли, потому что нет травы.
(Иер.14:6)
22.И будет Асор жилищем шакалов, вечною пустынею; человек не будет жить там, и сын человеческий не будет останавливаться в нем.
(Иер.49:33)
23.Пожирал меня и грыз меня Навуходоносор, царь Вавилонский; сделал меня пустым сосудом; поглощал меня, как дракон; наполнял чрево свое сластями моими, извергал меня.
(Иер.51:34)
24.И Вавилон будет грудою развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием, без жителей.
(Иер.51:37)
25.И чудовища подают сосцы и кормят своих детенышей, а дщерь народа моего стала жестока подобно страусам в пустыне.
(Плач.4:3)
26.Говори и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, фараон, царь Египетский, большой крокодил, который, лежа среди рек своих, говоришь: `моя река, и я создал ее для себя'.
(Иез.29:3)
27.сын человеческий! подними плач о фараоне, царе Египетском, и скажи ему: ты как молодой лев между народами и как чудовище в морях, кидаешься в реках твоих, и мутишь ногами твоими воды, и попираешь потоки их.
(Иез.32:2)
28.Об этом буду я плакать и рыдать, буду ходить, как ограбленный и обнаженный, выть, как шакалы, и плакать, как страусы,
(Мих.1:8)
Комментарий