Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский:
Навыком он называет совершенство и твердость образа мыслей нравственной жизни. Кто тверд по образу мыслей и по жизни, тот имеет и чувства души, приученные путем упражнения в Божественных Писаниях к различию, с одной стороны, возвышенных и низких учений, с другой здравых и извращенных. Не о жизни говорит он здесь: ибо всякий различает ее и знает, что зло дурно, а добродетель благо. Видишь ли, что необходимы обучение, упражнение и опытность в Писаниях, если мы намерены различать, что еретическое и что не таково; а не просто ко всему склонять слух. Ибо гортань вкушает пищу, а душа испытывает учения (Ср. Иов.12:11 Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи?).
Навыком он называет совершенство и твердость образа мыслей нравственной жизни. Кто тверд по образу мыслей и по жизни, тот имеет и чувства души, приученные путем упражнения в Божественных Писаниях к различию, с одной стороны, возвышенных и низких учений, с другой здравых и извращенных. Не о жизни говорит он здесь: ибо всякий различает ее и знает, что зло дурно, а добродетель благо. Видишь ли, что необходимы обучение, упражнение и опытность в Писаниях, если мы намерены различать, что еретическое и что не таково; а не просто ко всему склонять слух. Ибо гортань вкушает пищу, а душа испытывает учения (Ср. Иов.12:11 Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи?).
Комментарий