Когда пришли они к Горэн-Кидону, протянул Узза руку свою, чтобы поддержать ковчег, потому что волы тряхнули (его).
И воспылал гнев Г-сподень на Уззу, и поразил Он его за то, что протянул тот руку свою к ковчегу, и умер он там пред Б-гом.
И гневался (на себя) Давид, потому что Г-сподь сокрушил Уззу, и назвал то место Пэрэц-Узза (сокрушение Уззы) - до сего дня. И устрашился Давид Б-га в день тот, сказав: как привезу я к себе ковчег Б-жий?
1-я Диврэй айамим (Паралипоменон) 13/9-12
Вопросы: "Почему Бог так жестоко поступил с Озой?... Ведь человек просто бросился на помощь, предотвратил падение ковчега с повозки Получается, Бог казнит человека за добрые намерения?"
Ответ: Бог поступил так с Озой потому, что существуют такие величайшие библейские понятия, как Святость и Закон Бога. Ничто грешное и никто грешный не имеет право касаться их!
Никто грешный и ничто грешное не может предстать перед Лицом Божьим и остаться в живых
Новый Завет не снимает этого ограничения. Запомните: Новый Завет только ОПРАВДЫВАЕТ раскаявшихся грешников (евреев и неевреев) и отвращает от них удар Божьего гнева, потому что этот удар, это наказание по Святому закону принял на Себя Божий Сын. Сын страдает за тех, кто в Него уверовал и раскаялся; Сын до сих пор принимает на Себя наказание за их грехи. Если бы этого не было, не было бы того о чем говорил Шауль (Павел):
Евреям, 12/18-24
Ибо вы не приступили к осязаемому и поглощающему огню, ни к мраку, ни к темноте, ни к буре, ни к звуку трубному, ни к шуму словесному такому, о котором слышавшие просили, чтобы не было сказано им больше ни слова.
Ибо не могли они вынести того, что было заповедуемо: если и зверь прикоснется к горе, да будет побит он камнями. И, так страшно было это явление, что Моисей сказал: я в страхе и трепете.
Но вы приступили к горе Сиону и к граду Бога Живого, небесному Иерусалиму, и к тьмам ангелов в торжествующем собрании, и к Церкви первородных, вписанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведных, достигших совершенства, и к Посреднику Нового Завета, Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, чем кровь Авеля.
Ковчег Завета (Арон Кодеш) как таковой являлся Символом и неким проводником Божьего присутствия и Его Торы. Это была Величайшая Святыня. Доступ к ней имел только Коен-а-гадоль (Первосвященник), и только в определенные дни. Ковчег находился за специальной завесой, называемой по-еврейски парохет, и был скрыт от глаз не только левитов совершавших уборку Шатра Завета (Скинии) или, в дальнейшем, Храма; но и от глаз совершавшего каждение коена.
Всякое проникновение неочищенного постороннего не только за парохет в Кодеш аКодашим (Святая Святых), но и в помещение перед ней (где стояли столы для хлебов предложения, жертвенник для воскурений и менора) каралось смертью. Если такого человека не предали бы казни по заповеди, то он все равно умер бы, пораженный Богом. Так было ВСЕГДА, когда Дух Божий и Кавод (Слава) находился в Скинии (Храме).
Что же произошло перед описанными в 13-й главе 1-й книги Хроник Дней (Паралипоменон)?
Написано, что Ковчег оставили в Кирьятайиме в доме Аминадава из рода Лэви (левита). Ни Давид, ни тем более левиты не имели права по Торе оставить Ковчег в этом доме.
Извинением же Давиду и Аминадаву послужило то, что иной возможности на тот момент у них просто не было. Поэтому Бог не поразил их, а оставил грех ненаказанным до времени.
Тем не менее, всякий грех, тем более против Великой Святыни, не может быть не очищен. Божий промысел привел дело к тому, что Уза (Оза), не имевший права прикоснуться к ковчегу, бросился поддержать съезжающий с повозки Ковчег завета и коснулся его. Гнев Божий воспылал, и Он поразил Узу смертью. Но не только это смысл произошедшего!
Уза стал как бы жертвой, чья кровь очистила грех царя Давида, Аминадава, тех кто был с ними и всего Израиля. Уза понес на себе наказание за всех.
И на его же примере Давиду и всем остальным было явлено тяжелое напоминание о том, что с Великими Святынями нельзя поступать иначе, чем велит Тора.
Давид чувствовал не только гнев на себя, но и величайшее покаяние. Он плакал и каялся перед Богом, однако видимо не понял основания причины смерти Узы. Об этом говорит то, что он «повез Давид ковчег к себе, в город Давида, а повернул его к дому Овэйд-Эдома, гиттиянина. И оставался ковчег Б-жий в семействе Овэйд-Эдома, в доме его, три месяца.»
А поскольку на Овэд-Эдоме не было греха по Торе (вина лежала на израильтянах, поэтому он не был инициатором события; он был богобоязненный человек и с радостью и почестями принял Ковчег), то «благословил Г-сподь дом Овэйд-Эдома и все, что у него.»
Предание также говорит о том, что Овэд-Эдом знал о случившемся с Узой и не притрагивался к Ковчегу руками, но повозка была поставлена в одно из помещений в доме.
Но это не все
Был еще один грех, который подлежал наказанию по Торе: Ковчег нельзя было везти. Он должен был переноситься только вручную, для чего через специальные золотые кольца по его углам вставлялись золоченые шесты, которые ложились на плечи переносящих.
Право его нести имели только левиты:
А КОГДА АhАРОН И СЫНОВЬЯ ЕГО ЗАКОНЧАТ ПОКРЫВАТЬ СВЯТИЛИЩЕ ИВСЕ СВЯЩЕННЫЕ СОСУДЫ, КОГДА СТАН ГОТОВИТСЯ ВЫСТУПИТЬ В ПУТЬ,ТО ЗАТЕМ ВОЙДУТ СЫНЫ КЕhАТА(одного из старейшин рода Лэви), ЧТОБЫ НЕСТИ, НО НЕЛЬЗЯ ИМДОТРАГИВАТЬСЯ ДО СВЯТИЛИЩА, А ТО УМРУТ.
ВОТ ЧТО НОСИТЬ СЫНАМКЕhАТА ИЗ ШАТРА ОТКРОВЕНИЯ, ПОД НАДЗОРОМ ЖЕ ЭЛЬАЗАРА, СЫНА АhАРОНА-КОhЕНА: МАСЛО ДЛЯМЕНОРЫ, СМЕСЬ БЛАГОВОНИЙ ДЛЯ ВОСКУРЕНИЯ, И ДАР ПОСТОЯННЫЙ, ИМАСЛО ДЛЯ ПОМАЗАНИЯ, НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВСЕМ ШАТРОМ ОТКРОВЕНИЯ, ИЗА ВСЕМ, ЧТО В НЕМ, ЗА СВЯТИЛИЩЕМ, И ЗА ПРИНАДЛЕЖНОСТЯМИ ЕГО".
Бемидбар (Числа) 4/15,16
И СКАЗАЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ, ТАК: "ВОЗЬМИ ОТ НИХ, И БУДУТ ОНИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ДЛЯ СЛУЖБЫ ПРИ ШАТРЕ ОТКРОВЕНИЯ, И ПЕРЕДАЙ ИХ ЛЕВИТАМ, КАЖДОМУ ПО РОДУ СЛУЖБЫ ЕГО".
И ВЗЯЛ МОШЕ ПОВОЗКИ И БЫКОВ, И ПЕРЕДАЛ ИХ ЛЕВИТАМ. ДВЕ ПОВОЗКИ И ЧЕТЫРЕХ БЫКОВ ДАЛ ОН СЫНАМ ГЕРШОНА, ПО РОДУСЛУЖБЫ ИХ, ЧЕТЫРЕ ЖЕ ПОВОЗКИ И ВОСЕМЬ БЫКОВ ПЕРЕДАЛ СЫНАМ МРАРИ, ПОРОДУ ИХ СЛУЖБЫ, ПОД РАСПОРЯЖЕНИЕМ ИТАМАРА, СЫНА АhАРОНА-КОhЕНА.
СЫНАМ ЖЕ КЕhАТА НЕ ДАЛ ОН ничего, ИБО ИХ СВЯТАЯ СЛУЖБА НОСИТЬ(Ковчег Завета) НА ПЛЕЧАХ.
Бемидбар (Числа) 7/4-9
Таким образом, при хранении и перевозке Ковчега неоднократно были нарушены законы Торы, касающиеся Ковчега и святынь; но так как в народе была радость по поводу возврата Ковчега, то Всевышний не стал гневаться и наказывать. Однако в ту минуту, когда Ковчег повезли на повозке (добавив грех к грехам), Бог напомнил об этом тем, что Святыня начала падать с нее.
Кровь Узы стала расплатой за допущенный царем и Обществом грех.
И воспылал гнев Г-сподень на Уззу, и поразил Он его за то, что протянул тот руку свою к ковчегу, и умер он там пред Б-гом.
И гневался (на себя) Давид, потому что Г-сподь сокрушил Уззу, и назвал то место Пэрэц-Узза (сокрушение Уззы) - до сего дня. И устрашился Давид Б-га в день тот, сказав: как привезу я к себе ковчег Б-жий?
1-я Диврэй айамим (Паралипоменон) 13/9-12
Вопросы: "Почему Бог так жестоко поступил с Озой?... Ведь человек просто бросился на помощь, предотвратил падение ковчега с повозки Получается, Бог казнит человека за добрые намерения?"
Ответ: Бог поступил так с Озой потому, что существуют такие величайшие библейские понятия, как Святость и Закон Бога. Ничто грешное и никто грешный не имеет право касаться их!
Никто грешный и ничто грешное не может предстать перед Лицом Божьим и остаться в живых
Новый Завет не снимает этого ограничения. Запомните: Новый Завет только ОПРАВДЫВАЕТ раскаявшихся грешников (евреев и неевреев) и отвращает от них удар Божьего гнева, потому что этот удар, это наказание по Святому закону принял на Себя Божий Сын. Сын страдает за тех, кто в Него уверовал и раскаялся; Сын до сих пор принимает на Себя наказание за их грехи. Если бы этого не было, не было бы того о чем говорил Шауль (Павел):
Евреям, 12/18-24
Ибо вы не приступили к осязаемому и поглощающему огню, ни к мраку, ни к темноте, ни к буре, ни к звуку трубному, ни к шуму словесному такому, о котором слышавшие просили, чтобы не было сказано им больше ни слова.
Ибо не могли они вынести того, что было заповедуемо: если и зверь прикоснется к горе, да будет побит он камнями. И, так страшно было это явление, что Моисей сказал: я в страхе и трепете.
Но вы приступили к горе Сиону и к граду Бога Живого, небесному Иерусалиму, и к тьмам ангелов в торжествующем собрании, и к Церкви первородных, вписанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведных, достигших совершенства, и к Посреднику Нового Завета, Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, чем кровь Авеля.
Ковчег Завета (Арон Кодеш) как таковой являлся Символом и неким проводником Божьего присутствия и Его Торы. Это была Величайшая Святыня. Доступ к ней имел только Коен-а-гадоль (Первосвященник), и только в определенные дни. Ковчег находился за специальной завесой, называемой по-еврейски парохет, и был скрыт от глаз не только левитов совершавших уборку Шатра Завета (Скинии) или, в дальнейшем, Храма; но и от глаз совершавшего каждение коена.
Всякое проникновение неочищенного постороннего не только за парохет в Кодеш аКодашим (Святая Святых), но и в помещение перед ней (где стояли столы для хлебов предложения, жертвенник для воскурений и менора) каралось смертью. Если такого человека не предали бы казни по заповеди, то он все равно умер бы, пораженный Богом. Так было ВСЕГДА, когда Дух Божий и Кавод (Слава) находился в Скинии (Храме).
Что же произошло перед описанными в 13-й главе 1-й книги Хроник Дней (Паралипоменон)?
Написано, что Ковчег оставили в Кирьятайиме в доме Аминадава из рода Лэви (левита). Ни Давид, ни тем более левиты не имели права по Торе оставить Ковчег в этом доме.
Извинением же Давиду и Аминадаву послужило то, что иной возможности на тот момент у них просто не было. Поэтому Бог не поразил их, а оставил грех ненаказанным до времени.
Тем не менее, всякий грех, тем более против Великой Святыни, не может быть не очищен. Божий промысел привел дело к тому, что Уза (Оза), не имевший права прикоснуться к ковчегу, бросился поддержать съезжающий с повозки Ковчег завета и коснулся его. Гнев Божий воспылал, и Он поразил Узу смертью. Но не только это смысл произошедшего!
Уза стал как бы жертвой, чья кровь очистила грех царя Давида, Аминадава, тех кто был с ними и всего Израиля. Уза понес на себе наказание за всех.
И на его же примере Давиду и всем остальным было явлено тяжелое напоминание о том, что с Великими Святынями нельзя поступать иначе, чем велит Тора.
Давид чувствовал не только гнев на себя, но и величайшее покаяние. Он плакал и каялся перед Богом, однако видимо не понял основания причины смерти Узы. Об этом говорит то, что он «повез Давид ковчег к себе, в город Давида, а повернул его к дому Овэйд-Эдома, гиттиянина. И оставался ковчег Б-жий в семействе Овэйд-Эдома, в доме его, три месяца.»
А поскольку на Овэд-Эдоме не было греха по Торе (вина лежала на израильтянах, поэтому он не был инициатором события; он был богобоязненный человек и с радостью и почестями принял Ковчег), то «благословил Г-сподь дом Овэйд-Эдома и все, что у него.»
Предание также говорит о том, что Овэд-Эдом знал о случившемся с Узой и не притрагивался к Ковчегу руками, но повозка была поставлена в одно из помещений в доме.
Но это не все
Был еще один грех, который подлежал наказанию по Торе: Ковчег нельзя было везти. Он должен был переноситься только вручную, для чего через специальные золотые кольца по его углам вставлялись золоченые шесты, которые ложились на плечи переносящих.
Право его нести имели только левиты:
А КОГДА АhАРОН И СЫНОВЬЯ ЕГО ЗАКОНЧАТ ПОКРЫВАТЬ СВЯТИЛИЩЕ ИВСЕ СВЯЩЕННЫЕ СОСУДЫ, КОГДА СТАН ГОТОВИТСЯ ВЫСТУПИТЬ В ПУТЬ,ТО ЗАТЕМ ВОЙДУТ СЫНЫ КЕhАТА(одного из старейшин рода Лэви), ЧТОБЫ НЕСТИ, НО НЕЛЬЗЯ ИМДОТРАГИВАТЬСЯ ДО СВЯТИЛИЩА, А ТО УМРУТ.
ВОТ ЧТО НОСИТЬ СЫНАМКЕhАТА ИЗ ШАТРА ОТКРОВЕНИЯ, ПОД НАДЗОРОМ ЖЕ ЭЛЬАЗАРА, СЫНА АhАРОНА-КОhЕНА: МАСЛО ДЛЯМЕНОРЫ, СМЕСЬ БЛАГОВОНИЙ ДЛЯ ВОСКУРЕНИЯ, И ДАР ПОСТОЯННЫЙ, ИМАСЛО ДЛЯ ПОМАЗАНИЯ, НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВСЕМ ШАТРОМ ОТКРОВЕНИЯ, ИЗА ВСЕМ, ЧТО В НЕМ, ЗА СВЯТИЛИЩЕМ, И ЗА ПРИНАДЛЕЖНОСТЯМИ ЕГО".
Бемидбар (Числа) 4/15,16
И СКАЗАЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ, ТАК: "ВОЗЬМИ ОТ НИХ, И БУДУТ ОНИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ДЛЯ СЛУЖБЫ ПРИ ШАТРЕ ОТКРОВЕНИЯ, И ПЕРЕДАЙ ИХ ЛЕВИТАМ, КАЖДОМУ ПО РОДУ СЛУЖБЫ ЕГО".
И ВЗЯЛ МОШЕ ПОВОЗКИ И БЫКОВ, И ПЕРЕДАЛ ИХ ЛЕВИТАМ. ДВЕ ПОВОЗКИ И ЧЕТЫРЕХ БЫКОВ ДАЛ ОН СЫНАМ ГЕРШОНА, ПО РОДУСЛУЖБЫ ИХ, ЧЕТЫРЕ ЖЕ ПОВОЗКИ И ВОСЕМЬ БЫКОВ ПЕРЕДАЛ СЫНАМ МРАРИ, ПОРОДУ ИХ СЛУЖБЫ, ПОД РАСПОРЯЖЕНИЕМ ИТАМАРА, СЫНА АhАРОНА-КОhЕНА.
СЫНАМ ЖЕ КЕhАТА НЕ ДАЛ ОН ничего, ИБО ИХ СВЯТАЯ СЛУЖБА НОСИТЬ(Ковчег Завета) НА ПЛЕЧАХ.
Бемидбар (Числа) 7/4-9
Таким образом, при хранении и перевозке Ковчега неоднократно были нарушены законы Торы, касающиеся Ковчега и святынь; но так как в народе была радость по поводу возврата Ковчега, то Всевышний не стал гневаться и наказывать. Однако в ту минуту, когда Ковчег повезли на повозке (добавив грех к грехам), Бог напомнил об этом тем, что Святыня начала падать с нее.
Кровь Узы стала расплатой за допущенный царем и Обществом грех.
Комментарий