Определение. Слово «суббота» происходит от еврейского слова шава́т, которое означает «отдыхать, прекращать, воздерживаться». В Моисеевом законе термином «суббота» обозначались: последний день недели, несколько особых дней в году, а также седьмой и пятидесятый год. Уевреев суббота, седьмой день их календарной недели, начиналась с заходом солнца в пятницу и заканчивалась с заходом солнца в субботу. Многие из тех, кто исповедуют христианство, по традиции посвящают отдыху и служению Богу воскресенье; некоторые соблюдают день покоя в субботу, как это делают евреи.
Обязаны ли христиане соблюдать субботу?
Исх. 31:16, 17: «Пусть сыновья Израиля соблюдают субботу, пусть соблюдают ее из поколения в поколение. Это соглашение на века [«завет вечный», СП]. Это знамение между мной и сыновьями Израиля на века». (Обратите внимание: соблюдение субботы было знамением между Иеговой и израильтянами. Если бы другие народы тоже должны были соблюдать субботу, это знамение утратило бы свой смысл. Словом «вечный» в СП переведено еврейское слово ола́м, которое определяется как «длительный период времени, продолжительность которого с точки зрения настоящего не известна». Это слово может означать, но необязательно означает, вечность. В Числах 25:13 это же еврейское слово используется применительно к священству, которое впоследствии было упразднено, как это видно из Евреям 7:12.)
Рим. 10:4: «Конец Закона Христос, к праведности всякого проявляющего веру». (Соблюдение субботы было одним из предписаний Закона, который Бог отменил через Христа. Мы обретаем благоволение Бога тем, что проявляем веру в Христа, а не тем, что соблюдаем субботу.) (Смотри также Галатам 4:911; Эфесянам 2:1316.)
Кол. 2:1316: «[Бог] великодушно простил нам все наши проступки и стер рукопись, свидетельствовавшую против нас. Она состояла из постановлений и была против нас... [...] Поэтому пусть никто не судит вас за еду и питье или в связи с праздником или соблюдением новолуния или субботы». (Если человека, находившегося под Моисеевым законом, признавали виновным в нарушении субботы, то, согласно Исходу 31:14 и Числам 15:3235, он заслуживал смерти и все собрание должно было побить его камнями. Те, кто выступают за соблюдение субботы, на самом деле должны радоваться, что мы не находимся под этим Законом. Как видно из процитированных стихов, чтобы иметь одобрение Бога, больше не нужно соблюдать субботу, как это требовалось от израильтян.)
Как воскресенье стало главным днем для проведения богослужений в большинстве христианских конфессий?
Хотя Христос воскрес в день недели, который сегодня называется воскресеньем, в Библии нигде не говорится, что этот день недели должен считаться святым.
«В 321 г. [эдиктом, изданным римским императором Константином] воскресенье, день господа, было официально признано религиозным праздником и днем отдыха. Это... решение могло быть благосклонно встречено и христианами и приверженцами солнечного культа. Первым оно напоминало о воскресении Иисуса... вторым их высшее божество. Отметим, что наименование день солнца осталось за воскресеньем в немецком и англосаксонском календаре» (Донини А. У истоков христианства. М., 1979. С. 218).
В чем смысл субботы для христиан?
Для христиан существует ежедневный «субботний покой»
В Евреям 4:411 говорится: «В одном месте [Быт. 2:2] он [Бог] сказал о седьмом дне так: Бог стал отдыхать в седьмой день от всех своих дел, также и в этом месте [Пс. 95:11]: Они не войдут в мой покой. Итак, поскольку некоторые еще должны войти в него, а те, кому первым была возвещена благая весть, не вошли из-за непослушания, то он опять устанавливает определенный день, когда по прошествии столь долгого времени говорит в псалме Давида [Пс. 95:7, 8] сегодня, как и сказано выше: Сегодня, если вы слышите его голос, не ожесточайте свои сердца. Если бы Иисус Навин привел их в место покоя, Бог позднее не говорил бы о другом дне. Поэтому для народа Бога еще остается субботний покой. Вошедший в покой Бога и сам отдыхает от своих дел, как и Бог от своих. Поэтому сделаем все возможное, чтобы войти в этот покой, чтобы кто-нибудь не пал, последовав тому же примеру непослушания».
От чего призываются отдыхать христиане, согласно этим стихам? От «своих дел». От каких дел? От дел, с помощью которых они некогда стремились доказать свою праведность. Однако они больше не считают, что могут заслужить одобрение Бога и получить вечную жизнь, следуя определенным правилам и постановлениям. Именно в этом заключалась ошибка неверных евреев, которые, «пытаясь утвердить собственную праведность... не покорились Божьей праведности» (Рим. 10:3). Истинные христиане осознают, что все люди с рождения грешные и что человек может иметь одобрение Бога только благодаря вере в жертву Христа. Они серьезно относятся ко всем учениям Божьего Сына и стараются жить по ним. Они смиренно принимают советы и обличение из Слова Бога. Это не означает, что таким образом они надеются заслужить одобрение Бога. Их действия являются выражением их любви и веры. Таким образом, они не следуют «примеру непослушания» еврейского народа.
«Седьмой день», о котором говорится в Бытии 2:2, это не просто сутки. Подобно этому, «субботний покой» для христиан это тоже не просто какой-то день. Проявляя веру и следуя библейскому руководству, они могут находиться в этом покое каждый день. Однако наиболее полно они ощутят благословения этого покоя в Божьем новом мире.
Человечество ожидает тысячелетний «субботний» покой
Мар. 2:27, 28: «[Иисус] продолжил: Суббота появилась ради человека, а не человек ради субботы. Поэтому Сын человеческий Господин и субботы».
Иисус знал, что Иегова установил субботу как знамение между Ним и израильтянами и что этот день предназначался для того, чтобы народ отдыхал от физического труда. Также он понимал, что его смерть станет основанием для отмены Моисеева закона, который исполнится на нем. Он знал, что Закон, включая закон о субботе, был «тенью грядущих благ» (Евр. 10:1; Кол. 2:16, 17). Эти «блага» станут доступны людям во время «субботы», Господином которой будет Иисус.
Как Господин господ, Христос будет править всей землей тысячу лет (Отк. 19:16; 20:6; Пс. 2:68). Когда Иисус был на земле, он, проявляя милосердие, совершал некоторые из самых удивительных исцелений именно в субботу. Таким образом он показал, что́ ожидает людей из всех народов во время его Тысячелетнего правления (Луки 13:1013; Иоан. 5:59; 9:114). Тот, кто понимает истинный смысл субботы, сможет вкусить блага обещанного «субботнего» покоя.
Обязаны ли христиане соблюдать субботу?
Исх. 31:16, 17: «Пусть сыновья Израиля соблюдают субботу, пусть соблюдают ее из поколения в поколение. Это соглашение на века [«завет вечный», СП]. Это знамение между мной и сыновьями Израиля на века». (Обратите внимание: соблюдение субботы было знамением между Иеговой и израильтянами. Если бы другие народы тоже должны были соблюдать субботу, это знамение утратило бы свой смысл. Словом «вечный» в СП переведено еврейское слово ола́м, которое определяется как «длительный период времени, продолжительность которого с точки зрения настоящего не известна». Это слово может означать, но необязательно означает, вечность. В Числах 25:13 это же еврейское слово используется применительно к священству, которое впоследствии было упразднено, как это видно из Евреям 7:12.)
Рим. 10:4: «Конец Закона Христос, к праведности всякого проявляющего веру». (Соблюдение субботы было одним из предписаний Закона, который Бог отменил через Христа. Мы обретаем благоволение Бога тем, что проявляем веру в Христа, а не тем, что соблюдаем субботу.) (Смотри также Галатам 4:911; Эфесянам 2:1316.)
Кол. 2:1316: «[Бог] великодушно простил нам все наши проступки и стер рукопись, свидетельствовавшую против нас. Она состояла из постановлений и была против нас... [...] Поэтому пусть никто не судит вас за еду и питье или в связи с праздником или соблюдением новолуния или субботы». (Если человека, находившегося под Моисеевым законом, признавали виновным в нарушении субботы, то, согласно Исходу 31:14 и Числам 15:3235, он заслуживал смерти и все собрание должно было побить его камнями. Те, кто выступают за соблюдение субботы, на самом деле должны радоваться, что мы не находимся под этим Законом. Как видно из процитированных стихов, чтобы иметь одобрение Бога, больше не нужно соблюдать субботу, как это требовалось от израильтян.)
Как воскресенье стало главным днем для проведения богослужений в большинстве христианских конфессий?
Хотя Христос воскрес в день недели, который сегодня называется воскресеньем, в Библии нигде не говорится, что этот день недели должен считаться святым.
«В 321 г. [эдиктом, изданным римским императором Константином] воскресенье, день господа, было официально признано религиозным праздником и днем отдыха. Это... решение могло быть благосклонно встречено и христианами и приверженцами солнечного культа. Первым оно напоминало о воскресении Иисуса... вторым их высшее божество. Отметим, что наименование день солнца осталось за воскресеньем в немецком и англосаксонском календаре» (Донини А. У истоков христианства. М., 1979. С. 218).
В чем смысл субботы для христиан?
Для христиан существует ежедневный «субботний покой»
В Евреям 4:411 говорится: «В одном месте [Быт. 2:2] он [Бог] сказал о седьмом дне так: Бог стал отдыхать в седьмой день от всех своих дел, также и в этом месте [Пс. 95:11]: Они не войдут в мой покой. Итак, поскольку некоторые еще должны войти в него, а те, кому первым была возвещена благая весть, не вошли из-за непослушания, то он опять устанавливает определенный день, когда по прошествии столь долгого времени говорит в псалме Давида [Пс. 95:7, 8] сегодня, как и сказано выше: Сегодня, если вы слышите его голос, не ожесточайте свои сердца. Если бы Иисус Навин привел их в место покоя, Бог позднее не говорил бы о другом дне. Поэтому для народа Бога еще остается субботний покой. Вошедший в покой Бога и сам отдыхает от своих дел, как и Бог от своих. Поэтому сделаем все возможное, чтобы войти в этот покой, чтобы кто-нибудь не пал, последовав тому же примеру непослушания».
От чего призываются отдыхать христиане, согласно этим стихам? От «своих дел». От каких дел? От дел, с помощью которых они некогда стремились доказать свою праведность. Однако они больше не считают, что могут заслужить одобрение Бога и получить вечную жизнь, следуя определенным правилам и постановлениям. Именно в этом заключалась ошибка неверных евреев, которые, «пытаясь утвердить собственную праведность... не покорились Божьей праведности» (Рим. 10:3). Истинные христиане осознают, что все люди с рождения грешные и что человек может иметь одобрение Бога только благодаря вере в жертву Христа. Они серьезно относятся ко всем учениям Божьего Сына и стараются жить по ним. Они смиренно принимают советы и обличение из Слова Бога. Это не означает, что таким образом они надеются заслужить одобрение Бога. Их действия являются выражением их любви и веры. Таким образом, они не следуют «примеру непослушания» еврейского народа.
«Седьмой день», о котором говорится в Бытии 2:2, это не просто сутки. Подобно этому, «субботний покой» для христиан это тоже не просто какой-то день. Проявляя веру и следуя библейскому руководству, они могут находиться в этом покое каждый день. Однако наиболее полно они ощутят благословения этого покоя в Божьем новом мире.
Человечество ожидает тысячелетний «субботний» покой
Мар. 2:27, 28: «[Иисус] продолжил: Суббота появилась ради человека, а не человек ради субботы. Поэтому Сын человеческий Господин и субботы».
Иисус знал, что Иегова установил субботу как знамение между Ним и израильтянами и что этот день предназначался для того, чтобы народ отдыхал от физического труда. Также он понимал, что его смерть станет основанием для отмены Моисеева закона, который исполнится на нем. Он знал, что Закон, включая закон о субботе, был «тенью грядущих благ» (Евр. 10:1; Кол. 2:16, 17). Эти «блага» станут доступны людям во время «субботы», Господином которой будет Иисус.
Как Господин господ, Христос будет править всей землей тысячу лет (Отк. 19:16; 20:6; Пс. 2:68). Когда Иисус был на земле, он, проявляя милосердие, совершал некоторые из самых удивительных исцелений именно в субботу. Таким образом он показал, что́ ожидает людей из всех народов во время его Тысячелетнего правления (Луки 13:1013; Иоан. 5:59; 9:114). Тот, кто понимает истинный смысл субботы, сможет вкусить блага обещанного «субботнего» покоя.
Комментарий