Отрывки из Нового завета, вызывающие трудности
Некоторые люди пытаются оправдать употребление алкоголя тем, что на свадьбе в Кане Иисус превратил воду в вино (Ин 2). Какое вино сделал Иисус? Мы знаем, что объем вина был 450-600 литров. Когда люди читают этот отрывок, они делают несколько предположений, которые являются ложными. Первое предположение - что вино (oinos) всегда содержит алкоголь. Второе - что вино, сделанное Иисусом, было с алкоголем, независимо от того, что могли подавать на свадьбе. Третье предположение - что иудеи не знали, как хранить сок и предупредить его брожение. Четвертое - люди думают, что слова "хорошее вино" означают вино высокого качества с алкоголем. Пятое предположение - слова "напьются" значат "станут пьяными".
Мы уже говорили, что слово вино (oinos) как родовой термин может означать как алкогольный, так и безалкогольный напиток. Мы также знаем, что иудеи умели предотвращать брожение виноградного сока. Что же значат слова хозяина, что то, что сделал Иисус, было "хорошим вином"? Некоторые могут сказать, что другое вино было плохим. Когда к вам приходят гости и вы угощаете их помидорами или яблоками, то вы подаете лучшее, что у вас есть - хорошие яблоки. Если это необходимо, то вы берете плохие яблоки, вырезаете плохие места и уже тогда подаете яблоки. Подобным образом, хозяин подавал на свадьбе сначала самое хорошее вино. Как показывают приведенные свидетельства Плиния и Плутарха, самые лучшие вина были безвредными и безобидными. Плиний ясно сказал, что "хорошие вина не содержали спирта". Необходимо признать, что слово "хорошее", употреблявшееся для описания вина в греческом тексте, - это не agathos (которое просто значит "хороший), а kalos, которое означает "нравственно превосходное или приличное". Это указывает на характеристику безалкогольного вина, данную Феофратом: "нравственное (ethikos) вино". Что значат слова, что гости на брачном пире были "напившимися" (methusthosin)? - Обычно глагол methuo значит "опьянеть". Однако, существует более широкое употребление этого глагола, которое просто значит "пить свободно" без этической ссылки на опьянение или трезвость. При переводе древнееврейского слова "свободно пить" еврейские ученые использовали в Септуагинте более широкое значение слова methuo (напр., Быт 43:34). Слово methuo в широком смысле значит "пить досыта". Во-вторых, гость сказал это по поводу действий тамады на любой свадьбе и необязательно о свадьбе, на которой присутствовал Иисус. На этический вопрос "Сделал ли Иисус алкогольное вино?" лучше всего ответить вопросом. Стал бы Иисус способствовать совершению греха? Разумеется, нет. Мы должны помнить, что чудеса Иисуса всегда были направлены на благо людей, а не во вред и не для их уничтожения. Вино, чудесным образом сделанное Иисусом, доказывает, что (1) либо Иисус не только позволил, но и способствовал чрезмерному употреблению алкоголя, (2) либо это вино (oinos) было виноградным соком. В свете осуждения вина с алкоголем в Ветхом завете человек должен придти к выводу, что Иисус сделал виноградный сок - "хорошее вино".
Во время Пасхи в ночь накануне Своего распятия Иисус учредил Вечерю Господню (Мт 26:26-29). Что такое "плод виноградной лозы", который использовали на Вечере Господней (Мт 6:29)? Некоторые люди утверждают, что понятие "плод виноградной лозы" не несет в себе нравственного смысла, а поэтому плод виноградной лозы может быть либо алкогольным, либо безалкогольным вином. Во-первых, предположение о том, что он мог быть алкогольным напитком, противоречит всему учению Библии относительно употребления алкоголя. Во-вторых, Иосиф Флавий, иудейский историк первого века, писал о том, как Иосиф растолковал сон заключенного в темницу (Быт 40:9-11). Вот сон узника. Он сказал, что ему приснилась виноградная лоза; на лозе было три ветви с тремя гроздьями винограда... И он взял ягоды, выжал их в чашу фараонову и, профильтровав виноградный сок (gleukos), подал чашу фараону." Далее Иосиф Флавий пишет о толковании сна: "... так как фараон нуждался в его служении и собирался восстановить его в должности; потому что Иосиф дал фараону знать, что Бог навсегда дарует людям плод виноградной лозы; и налитое виночерпием фараону вино является клятвой верности..." Ясно, что говоря о плоде виноградной лозы, Иосиф Флавий имеет в виду свежевыжатый виноградный сок. Слово "плод" указывает в данном случае на начальную ступень существования предмета. В отличие от него алкоголь является результатом распада, смерти и конца. Так как алкоголь является продуктом брожения и гниния, то сказать, что он является "плодом виноградной лозы", также абсурдно, как сказать "смерть - это плод жизни".
Давайте рассмотрим тот факт, что каждый учавствоваший в Пасхе получал четыре чаши вина (1.5 литра). Если они хотели, то могли налить еще. Если бы это было вино с алкоголем, то все были бы пьяными. Заповедь в Ветхом завете говорила, что во время Пасхи не должно было быть продуктов, полученных путем брожения. Таким образом, это исключает вино с алкоголем. Мишна (200 г. н.э.), главное иудейское религиозное руководство, указывает, что по иудейскому обычаю перед Пасхой из дома выносили всё, что подвергается сквашиванию. Это делалось для того, чтобы избежать любой возможности осквернить Пасху.
Павел увещевал христиан: "И не упивайтесь вином (oinos)..., но исполняйтесь Духом" (Еф 5:18). Этот пример ясно указывает на то, что вино является алкоголем. Некоторые люди думают, что этот отрывок косвенно разрешает человеку выпить немного вина, при условии, что он не опьянеет. Данный отрывок представляет контраст: "не упивайтесь" в противопоставление "исполняйтесь Духом". В Библии есть два подобных контраста. Первый из них - это ссылка на Иоанна Крестителя. "... он не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится..." (Лк 1:15). Вторая ссылка касается апостолов в день Пятидесятницы. Их обвинили в том, что они были пьяными. Лука говорит: "Они не пьяны..." "И исполнились все (апостолы) Духа Святого" (Деян 2:4,15). Если бы в Ефесянах 5:18 Павел сказал: "не пейте вина совсем", зная о том, что oinos - это родовой термин, то мы не могли бы пить даже виноградный сок. Говоря "не упивайтесь вином", Павел запрещает употребление алкогольного напитка. Кроме того, как мог Павел наставлять Тимофея принимать "немного" вина (oinos) (которое есть виноградный сок) для своего желудка, если в Ефесянах 5:18 он сказал "не пейте вина (oinos) совсем"?
Что имеет в виду Павел, говоря Тимофею принимать немного вина "ради его желудка" (1 Тим 5:23)? Во-первых, Павел сказал: "Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов". Обратите внимание, что у Тимофея была привычка пить только воду. Слово oino в греческом тексте стоит в дательном падеже, поэтому отрывок следует читать "пей не только воду, но добавляй немного вина". Зная о том, что в целях хранения виноградный сок часто кипятили до состояния густого сиропа, мы понимаем, что добавление такого сиропа в воду полезно для желудка. Двадцать частей виноградного сиропа смешивали с одной частью воды.
Питательные качества виноградного сока хорошо известны. Писатели древности Плиний, Афиней и Аристотель свидетельствовали об использовании oinos в медицинских целях. Афиней (28 г. н.э.) советовал употреблять "сладкое вино" (glukon oinon) - разновидность виноградного сока - от расстройств желудка. Слова glukon oinon переводились на латинский с помощью слов, которые конкретно обозначают небродивший виноградный сок (protropos). Афиней указывал: "Возьмите сладкого вина (смешанного с водой, либо подогретого), особенно того, которое называется protropos - сладкого лесбосского glukos - полезного для желудка; ибо от сладкого вина не тяжелеет голова". Ссылка на лесбосское вино означает, что вино было лишено способности к брожению.
К сожалению, нечестность переводчиков из-за их собственного желания пить сделала неясным такой простой текст оригинала. К счастью, у нас есть Библейские тексты на языках оригиналов и другие тексты, написанные в тот же исторический период, которые позволяют исследовать употребление слов и определить их значение в Библии.
Апостол Павел писал, что он стал всем для всех, чтобы завоёвывать людей для Иисуса (1 Кор 10:32-33). Далее Павел призывает нас подражать ему, как он подражает Иисусу (1 Кор 11:1). Это не значит, что мы должны грешить, чтобы быть всем для всех людей. Это значит, что мы будем воздерживаться от любого алкоголя. Иисус строго требует, чтобы мы отреклись от себя, взяли свой крест и следовали за Ним (Мт 16:24). Библия заповедует нам, чтобы мы были сдержанны (1 Фес 5:6; 1 Пет 4:6; Деян 24:25; 1 Кор 7:9; Гал 5:23; 2 Тим 3:3; Тит 1:8). Если вы употребляете алкоголь, то постепенно становитесь менее сдержанными и всё более теряете контроль над собой. Кроме того, вы никогда не будете угощать своих друзей алкоголем по случаю встречи, чтобы не обидеть их. Угощать человека алкоголем - это грех (Авв 2:15). Петр писал, что люди будут думать, что христиане странные люди, потому что они не участвуют с ними в том же распутстве (1 Пет 4:3-5). Бывшие друзья, семья, сотрудники будут злословить на вас, потому что вы воздерживаетесь от мирского и живете в благочестии (1 Пет 2:12). Многие будут говорить вам: "Выпей, если ты уважаешь меня". Подражайте Иисусу! Скажате им: "Если вы уважаете меня, то не будете просить меня грешить против Бога или поступать против моей совести". По словам апостола Павла "Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам" (Деян 5:29).
From the Library of The Old Paths Bible School
Некоторые люди пытаются оправдать употребление алкоголя тем, что на свадьбе в Кане Иисус превратил воду в вино (Ин 2). Какое вино сделал Иисус? Мы знаем, что объем вина был 450-600 литров. Когда люди читают этот отрывок, они делают несколько предположений, которые являются ложными. Первое предположение - что вино (oinos) всегда содержит алкоголь. Второе - что вино, сделанное Иисусом, было с алкоголем, независимо от того, что могли подавать на свадьбе. Третье предположение - что иудеи не знали, как хранить сок и предупредить его брожение. Четвертое - люди думают, что слова "хорошее вино" означают вино высокого качества с алкоголем. Пятое предположение - слова "напьются" значат "станут пьяными".
Мы уже говорили, что слово вино (oinos) как родовой термин может означать как алкогольный, так и безалкогольный напиток. Мы также знаем, что иудеи умели предотвращать брожение виноградного сока. Что же значат слова хозяина, что то, что сделал Иисус, было "хорошим вином"? Некоторые могут сказать, что другое вино было плохим. Когда к вам приходят гости и вы угощаете их помидорами или яблоками, то вы подаете лучшее, что у вас есть - хорошие яблоки. Если это необходимо, то вы берете плохие яблоки, вырезаете плохие места и уже тогда подаете яблоки. Подобным образом, хозяин подавал на свадьбе сначала самое хорошее вино. Как показывают приведенные свидетельства Плиния и Плутарха, самые лучшие вина были безвредными и безобидными. Плиний ясно сказал, что "хорошие вина не содержали спирта". Необходимо признать, что слово "хорошее", употреблявшееся для описания вина в греческом тексте, - это не agathos (которое просто значит "хороший), а kalos, которое означает "нравственно превосходное или приличное". Это указывает на характеристику безалкогольного вина, данную Феофратом: "нравственное (ethikos) вино". Что значат слова, что гости на брачном пире были "напившимися" (methusthosin)? - Обычно глагол methuo значит "опьянеть". Однако, существует более широкое употребление этого глагола, которое просто значит "пить свободно" без этической ссылки на опьянение или трезвость. При переводе древнееврейского слова "свободно пить" еврейские ученые использовали в Септуагинте более широкое значение слова methuo (напр., Быт 43:34). Слово methuo в широком смысле значит "пить досыта". Во-вторых, гость сказал это по поводу действий тамады на любой свадьбе и необязательно о свадьбе, на которой присутствовал Иисус. На этический вопрос "Сделал ли Иисус алкогольное вино?" лучше всего ответить вопросом. Стал бы Иисус способствовать совершению греха? Разумеется, нет. Мы должны помнить, что чудеса Иисуса всегда были направлены на благо людей, а не во вред и не для их уничтожения. Вино, чудесным образом сделанное Иисусом, доказывает, что (1) либо Иисус не только позволил, но и способствовал чрезмерному употреблению алкоголя, (2) либо это вино (oinos) было виноградным соком. В свете осуждения вина с алкоголем в Ветхом завете человек должен придти к выводу, что Иисус сделал виноградный сок - "хорошее вино".
Во время Пасхи в ночь накануне Своего распятия Иисус учредил Вечерю Господню (Мт 26:26-29). Что такое "плод виноградной лозы", который использовали на Вечере Господней (Мт 6:29)? Некоторые люди утверждают, что понятие "плод виноградной лозы" не несет в себе нравственного смысла, а поэтому плод виноградной лозы может быть либо алкогольным, либо безалкогольным вином. Во-первых, предположение о том, что он мог быть алкогольным напитком, противоречит всему учению Библии относительно употребления алкоголя. Во-вторых, Иосиф Флавий, иудейский историк первого века, писал о том, как Иосиф растолковал сон заключенного в темницу (Быт 40:9-11). Вот сон узника. Он сказал, что ему приснилась виноградная лоза; на лозе было три ветви с тремя гроздьями винограда... И он взял ягоды, выжал их в чашу фараонову и, профильтровав виноградный сок (gleukos), подал чашу фараону." Далее Иосиф Флавий пишет о толковании сна: "... так как фараон нуждался в его служении и собирался восстановить его в должности; потому что Иосиф дал фараону знать, что Бог навсегда дарует людям плод виноградной лозы; и налитое виночерпием фараону вино является клятвой верности..." Ясно, что говоря о плоде виноградной лозы, Иосиф Флавий имеет в виду свежевыжатый виноградный сок. Слово "плод" указывает в данном случае на начальную ступень существования предмета. В отличие от него алкоголь является результатом распада, смерти и конца. Так как алкоголь является продуктом брожения и гниния, то сказать, что он является "плодом виноградной лозы", также абсурдно, как сказать "смерть - это плод жизни".
Давайте рассмотрим тот факт, что каждый учавствоваший в Пасхе получал четыре чаши вина (1.5 литра). Если они хотели, то могли налить еще. Если бы это было вино с алкоголем, то все были бы пьяными. Заповедь в Ветхом завете говорила, что во время Пасхи не должно было быть продуктов, полученных путем брожения. Таким образом, это исключает вино с алкоголем. Мишна (200 г. н.э.), главное иудейское религиозное руководство, указывает, что по иудейскому обычаю перед Пасхой из дома выносили всё, что подвергается сквашиванию. Это делалось для того, чтобы избежать любой возможности осквернить Пасху.
Павел увещевал христиан: "И не упивайтесь вином (oinos)..., но исполняйтесь Духом" (Еф 5:18). Этот пример ясно указывает на то, что вино является алкоголем. Некоторые люди думают, что этот отрывок косвенно разрешает человеку выпить немного вина, при условии, что он не опьянеет. Данный отрывок представляет контраст: "не упивайтесь" в противопоставление "исполняйтесь Духом". В Библии есть два подобных контраста. Первый из них - это ссылка на Иоанна Крестителя. "... он не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится..." (Лк 1:15). Вторая ссылка касается апостолов в день Пятидесятницы. Их обвинили в том, что они были пьяными. Лука говорит: "Они не пьяны..." "И исполнились все (апостолы) Духа Святого" (Деян 2:4,15). Если бы в Ефесянах 5:18 Павел сказал: "не пейте вина совсем", зная о том, что oinos - это родовой термин, то мы не могли бы пить даже виноградный сок. Говоря "не упивайтесь вином", Павел запрещает употребление алкогольного напитка. Кроме того, как мог Павел наставлять Тимофея принимать "немного" вина (oinos) (которое есть виноградный сок) для своего желудка, если в Ефесянах 5:18 он сказал "не пейте вина (oinos) совсем"?
Что имеет в виду Павел, говоря Тимофею принимать немного вина "ради его желудка" (1 Тим 5:23)? Во-первых, Павел сказал: "Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов". Обратите внимание, что у Тимофея была привычка пить только воду. Слово oino в греческом тексте стоит в дательном падеже, поэтому отрывок следует читать "пей не только воду, но добавляй немного вина". Зная о том, что в целях хранения виноградный сок часто кипятили до состояния густого сиропа, мы понимаем, что добавление такого сиропа в воду полезно для желудка. Двадцать частей виноградного сиропа смешивали с одной частью воды.
Питательные качества виноградного сока хорошо известны. Писатели древности Плиний, Афиней и Аристотель свидетельствовали об использовании oinos в медицинских целях. Афиней (28 г. н.э.) советовал употреблять "сладкое вино" (glukon oinon) - разновидность виноградного сока - от расстройств желудка. Слова glukon oinon переводились на латинский с помощью слов, которые конкретно обозначают небродивший виноградный сок (protropos). Афиней указывал: "Возьмите сладкого вина (смешанного с водой, либо подогретого), особенно того, которое называется protropos - сладкого лесбосского glukos - полезного для желудка; ибо от сладкого вина не тяжелеет голова". Ссылка на лесбосское вино означает, что вино было лишено способности к брожению.
К сожалению, нечестность переводчиков из-за их собственного желания пить сделала неясным такой простой текст оригинала. К счастью, у нас есть Библейские тексты на языках оригиналов и другие тексты, написанные в тот же исторический период, которые позволяют исследовать употребление слов и определить их значение в Библии.
Апостол Павел писал, что он стал всем для всех, чтобы завоёвывать людей для Иисуса (1 Кор 10:32-33). Далее Павел призывает нас подражать ему, как он подражает Иисусу (1 Кор 11:1). Это не значит, что мы должны грешить, чтобы быть всем для всех людей. Это значит, что мы будем воздерживаться от любого алкоголя. Иисус строго требует, чтобы мы отреклись от себя, взяли свой крест и следовали за Ним (Мт 16:24). Библия заповедует нам, чтобы мы были сдержанны (1 Фес 5:6; 1 Пет 4:6; Деян 24:25; 1 Кор 7:9; Гал 5:23; 2 Тим 3:3; Тит 1:8). Если вы употребляете алкоголь, то постепенно становитесь менее сдержанными и всё более теряете контроль над собой. Кроме того, вы никогда не будете угощать своих друзей алкоголем по случаю встречи, чтобы не обидеть их. Угощать человека алкоголем - это грех (Авв 2:15). Петр писал, что люди будут думать, что христиане странные люди, потому что они не участвуют с ними в том же распутстве (1 Пет 4:3-5). Бывшие друзья, семья, сотрудники будут злословить на вас, потому что вы воздерживаетесь от мирского и живете в благочестии (1 Пет 2:12). Многие будут говорить вам: "Выпей, если ты уважаешь меня". Подражайте Иисусу! Скажате им: "Если вы уважаете меня, то не будете просить меня грешить против Бога или поступать против моей совести". По словам апостола Павла "Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам" (Деян 5:29).
From the Library of The Old Paths Bible School
Комментарий