29. Комментарии к Книге пророка Даниила. Пророческий сон Навуходоносора (2:31-35, 44, 45)
Даниил в евр. транскрипции "Даниэйл" (означает "Бог - мой судья") родился в конце VII века до Р.Х. в Иудее [Л.1, 25], в знатной еврейской семье [Л.2, 3], по-видимому царского рода [Л.4].
С первой группой пленных евреев в 605 году Даниил был уведен в Вавилон [Л.1-4], в возрасте 15-и [Л.2] или 16-и [Л.1, 5] лет. После трёхлетнего обучения языку, литературе, математике и музыке [Л.6], юноша стал успешно служить при царском дворе, его служба продолжалась почти 70 лет [Л.1].
Даниэйл жил в годы правлений Навуходоносора, Валтасара, Дария Мидянина, Кира персидского, пережив царей Нововавилонской империи [Л.7], окончив жизнь в Мидо-Персидском царстве. Пророк умер очевидно в первые годы правления царя Кира, т.е. в возрасте около 90 лет [Л.7], 85 лет [Л.5] или более [Л.2].
Книга пророка Даниила необычна во всех отношениях. Она написана на двух языках, еврейском (1:1-2:4, а; 8:1-12:13), а также арамейском - 2:4, б - 7:28 [Л.1, 3, 8, 25]. Состоит из двух заметно отличающихся частей: исторического повествования в гл.1-6 и пророческих видений гл.7-12 [Л.9]. Книга является родоночальницей особого жанра - апокалиптической литературы, широко использующей символы, аллегории, архетипы [Л.5, 8, 20].
Более того, не утихают споры об авторе этой книги, времени создания, исторической достоверности [Л.9, 25]. Консервативные учёные придерживаются традиционного мнения об авторстве (Даниил) и времени написания (VI век до Р.Х.).
Либеральные скептически настроенные богословы полагают,- книга написана примерно в 165 г. до Р.Х. неизвестным автором, очевидцем исторических событий, в том числе времени правления Антиоха IV Епифана [Л.1, 2, 4, 5, 8, 10]. Однако такой точке зрения не хватает убедительных аргументов.
Время написания книги. Учёные консервативной школы, считающие Даниила исторической личностью и автором пророческой книги, настаивают на ранней дате написания. А именно в VI веке [Л.2, 5, 8], во второй его половине [Л.1], вскоре после захвата Вавилона Киром в 539 г. [Л.10], возможно до 530 года [Л.2].
Композиция ст. 2:31-35, 44, 45. 1. Сон царя Навуходоносора (2:31-33).
2. Камень, разбивающий истукан (2:34, 35).
3. Возникновение нового царства (2:44, 45).
Главная тема. Гибель последней цивилизации "в последние дни", образование совершенно новой общественно-экономической и политической формации.
Цель написания. Предупредить царя, слушателей, все последующие поколения людей о будущем разрушении старого мира и возникновении Божьего царства на земле.
Содержание. Вавилонскому царю Навуходоносору II приснился огромный истукан (2:31) из золота, серебра, меди, железа, глины (ст.32, 33). Внезапно в него ударил камень, оторвавшийся от горы без чьей-либо помощи (ст.34). Из-за чего истукан раздробился в пыль, унесённую ветром, а камень сделался великой горой (ст.35).
После крушения истукана Всемогущий воздвигнет на земле Своё несокрушимое царство (2:44). Именно такое будущее показал языческому царю Великий Бог (ст.45).
Проблемы толкования.Какие именно государства подразумеваются под грудью (серебро), чревом (медь) и ногами (железо, глина) истукана. Что имел в виду пророк, называя "горой" и всесокрушающим "камнем". Сбылось или нет пророчество ст. 2:34, 35. Как истолковать стих 2:44.
"Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю
Навуходоносору, что будет в последние дни ..." (Дан.2:28)
Навуходоносору, что будет в последние дни ..." (Дан.2:28)
1. Вступление
С первой группой пленных евреев в 605 году Даниил был уведен в Вавилон [Л.1-4], в возрасте 15-и [Л.2] или 16-и [Л.1, 5] лет. После трёхлетнего обучения языку, литературе, математике и музыке [Л.6], юноша стал успешно служить при царском дворе, его служба продолжалась почти 70 лет [Л.1].
Даниэйл жил в годы правлений Навуходоносора, Валтасара, Дария Мидянина, Кира персидского, пережив царей Нововавилонской империи [Л.7], окончив жизнь в Мидо-Персидском царстве. Пророк умер очевидно в первые годы правления царя Кира, т.е. в возрасте около 90 лет [Л.7], 85 лет [Л.5] или более [Л.2].
Книга пророка Даниила необычна во всех отношениях. Она написана на двух языках, еврейском (1:1-2:4, а; 8:1-12:13), а также арамейском - 2:4, б - 7:28 [Л.1, 3, 8, 25]. Состоит из двух заметно отличающихся частей: исторического повествования в гл.1-6 и пророческих видений гл.7-12 [Л.9]. Книга является родоночальницей особого жанра - апокалиптической литературы, широко использующей символы, аллегории, архетипы [Л.5, 8, 20].
Более того, не утихают споры об авторе этой книги, времени создания, исторической достоверности [Л.9, 25]. Консервативные учёные придерживаются традиционного мнения об авторстве (Даниил) и времени написания (VI век до Р.Х.).
Либеральные скептически настроенные богословы полагают,- книга написана примерно в 165 г. до Р.Х. неизвестным автором, очевидцем исторических событий, в том числе времени правления Антиоха IV Епифана [Л.1, 2, 4, 5, 8, 10]. Однако такой точке зрения не хватает убедительных аргументов.
Время написания книги. Учёные консервативной школы, считающие Даниила исторической личностью и автором пророческой книги, настаивают на ранней дате написания. А именно в VI веке [Л.2, 5, 8], во второй его половине [Л.1], вскоре после захвата Вавилона Киром в 539 г. [Л.10], возможно до 530 года [Л.2].
Композиция ст. 2:31-35, 44, 45. 1. Сон царя Навуходоносора (2:31-33).
2. Камень, разбивающий истукан (2:34, 35).
3. Возникновение нового царства (2:44, 45).
Главная тема. Гибель последней цивилизации "в последние дни", образование совершенно новой общественно-экономической и политической формации.
Цель написания. Предупредить царя, слушателей, все последующие поколения людей о будущем разрушении старого мира и возникновении Божьего царства на земле.
Содержание. Вавилонскому царю Навуходоносору II приснился огромный истукан (2:31) из золота, серебра, меди, железа, глины (ст.32, 33). Внезапно в него ударил камень, оторвавшийся от горы без чьей-либо помощи (ст.34). Из-за чего истукан раздробился в пыль, унесённую ветром, а камень сделался великой горой (ст.35).
После крушения истукана Всемогущий воздвигнет на земле Своё несокрушимое царство (2:44). Именно такое будущее показал языческому царю Великий Бог (ст.45).
Проблемы толкования.Какие именно государства подразумеваются под грудью (серебро), чревом (медь) и ногами (железо, глина) истукана. Что имел в виду пророк, называя "горой" и всесокрушающим "камнем". Сбылось или нет пророчество ст. 2:34, 35. Как истолковать стих 2:44.
Комментарий