Есть четыре датировки начала "всемирного потопа" по ТаНаХу. Не одна! Если бы для события было указано название месяца (а не порядковый счёт), то было бы две даты. (Септуагинта -- это работа иудейских переводчиков, которые сами отбирали рукописи Торы: первоначально состояла только из первых пяти книг)..
Не вызывает никакого сомнения, что сюжет библейского рассказа про потоп, представляет собой кальку с более древних рассказов, бытующих среди народов Междуречья (начиная с шумеров) и что взят библейским автором с месопотамского эпоса (не чуждого, кстати, самим иудеям, ибо они также происходят из этих мест) дабы придать древнему эпосу новое содержание, соответствующее изменившемуся мировоззрению человечества в его отношениях с Элохим.
Ниже приведен материал, из которого видно, что начало потопа в сказаниях Месопотамии так или иначе приурочено к тем вехам, что и в Берешит:
Литература Древнего Востока. Очерки истории зарубежной литературы
Распопин В.Н.
Из эпоса о Гильгамеше
..Едва занялось сияние утра,
С основанья небес встала черная туча.
Адду гремит в ее середине,
Шуллат и Ханиш идут перед нею,
Идут, гонцы, горой и равниной.
Эрагаль вырывает жерди плотины,
Идет Нинурта, гать прорывает,
Зажгли маяки Ануннаки,
Их сияньем они тревожат землю.
Из-за Адду цепенеет небо,
Что было светлым, - во тьму обратилось,
Вся земля раскололась, как чаша.
Первый день бушует Южный ветер,
Быстро налетел, затопляя горы,
Словно войною, настигая землю.
Не видят один другого,
И с небес не видать людей.
Боги потопа устрашились,
Поднялись, удалились на небо Ану,
Прижались, как псы, растянулись снаружи.
Иштар кричит, как в муках родов,
Госпожа богов, чей прекрасен голос:
"Пусть бы тот день обратился в глину,
Раз в совете богов я решила злое,
Как в совете богов я решила злое,
На гибель людей моих войну объявила?
Для того ли рожаю я сама человеков,
Чтоб, как рыбий народ, наполняли море!" [М.С.: Ин 21..]
Ануннакийские боги с нею плачут,
Боги смирились, пребывают в плаче,
Теснятся друг к другу, пересохли их губы.
Ходит ветер шесть дней, семь ночей.
Потопом буря покрывает землю.
При наступлении дня седьмого
Буря с потопом войну прекратили,
Те, что сражались, подобно войску.
Успокоилось море, утих ураган - потоп прекратился.
Я открыл отдушину - свет упал на лицо мне,
Я взглянул на море - тишь настала,
И все человечество стало глиной!
Плоской, как крыша, сделалась равнина.
(НИНУРТА - бог южного ветра)
Шумерские представления о четырех сторонах света и четырех ветрах
Всемирный потоп
* Скорее всего, имеются ввиду "дни новолуния", что в конце месяца, когда Луну можно наблюдать лишь в случае солнечного затмения, -- то бишь днём, -- но никак не о рождении нового месяца. (Понятие "новолуние" также привносит много путаницы, ибо по смыслу выражения может обозначать или новую Луну, или дни, когда Луна максимально сближена с Солнцем и не видима вообще наблюдателю. Количество таких дней варьирует в зависимости от широты местопребывания наблюдателя и времени года: для широт Израиля и Месопотамии в среднем три дня..)
** Из-за схожести названий первого и восьмого месяцев древне-македонского календаря Dios/Тишри и Daisies/Ияр, в литературе то и дело возникает путаница. К тому же мы имеем дело не с трудом Бероса, но перерассказом описанного им события из третьих рук. Если информация о восьмом месяце верна, то по Беросу выходит, что потоп начался в месяц Ияр. Но "восьмой месяц" -- есть букв. значение название вавилонского Арахсамна (ивр. Хешван.. Вавилонцы, в разное время в разных календарях отсчитывали месяцы как от Нисану, так и от Ташриту..)
Обращаем особое внимание на то, что начало потопа в рассказе Бероса приурочено к полнолунию (или на следующий день после него, если месяц отсчитываем от неомении. Более того, если речь идёт о осеннем месяце в районе нашего октября-ноября, то этое 15 число от неомении может соответствовать 17-у числу месяца, что отсчитан от конъюкции.. Кстати, очень похоже на то, что счёт месяцев от конъюкции впервые применил вавилонский астроном Киденас в 4 веке до н.э.)
Марк 13:32 О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.
Учтите, что по поводу мысли о "конце света" нами исследовано (не до конца) содержание 21 главы Иоанна в темах Знак Голубя и Сто пятьдесят три?
Не вызывает никакого сомнения, что сюжет библейского рассказа про потоп, представляет собой кальку с более древних рассказов, бытующих среди народов Междуречья (начиная с шумеров) и что взят библейским автором с месопотамского эпоса (не чуждого, кстати, самим иудеям, ибо они также происходят из этих мест) дабы придать древнему эпосу новое содержание, соответствующее изменившемуся мировоззрению человечества в его отношениях с Элохим.
Ниже приведен материал, из которого видно, что начало потопа в сказаниях Месопотамии так или иначе приурочено к тем вехам, что и в Берешит:
Литература Древнего Востока. Очерки истории зарубежной литературы
Распопин В.Н.
Из эпоса о Гильгамеше
..Едва занялось сияние утра,
С основанья небес встала черная туча.
Адду гремит в ее середине,
Шуллат и Ханиш идут перед нею,
Идут, гонцы, горой и равниной.
Эрагаль вырывает жерди плотины,
Идет Нинурта, гать прорывает,
Зажгли маяки Ануннаки,
Их сияньем они тревожат землю.
Из-за Адду цепенеет небо,
Что было светлым, - во тьму обратилось,
Вся земля раскололась, как чаша.
Первый день бушует Южный ветер,
Быстро налетел, затопляя горы,
Словно войною, настигая землю.
Не видят один другого,
И с небес не видать людей.
Боги потопа устрашились,
Поднялись, удалились на небо Ану,
Прижались, как псы, растянулись снаружи.
Иштар кричит, как в муках родов,
Госпожа богов, чей прекрасен голос:
"Пусть бы тот день обратился в глину,
Раз в совете богов я решила злое,
Как в совете богов я решила злое,
На гибель людей моих войну объявила?
Для того ли рожаю я сама человеков,
Чтоб, как рыбий народ, наполняли море!" [М.С.: Ин 21..]
Ануннакийские боги с нею плачут,
Боги смирились, пребывают в плаче,
Теснятся друг к другу, пересохли их губы.
Ходит ветер шесть дней, семь ночей.
Потопом буря покрывает землю.
При наступлении дня седьмого
Буря с потопом войну прекратили,
Те, что сражались, подобно войску.
Успокоилось море, утих ураган - потоп прекратился.
Я открыл отдушину - свет упал на лицо мне,
Я взглянул на море - тишь настала,
И все человечество стало глиной!
Плоской, как крыша, сделалась равнина.
(НИНУРТА - бог южного ветра)
Шумерские представления о четырех сторонах света и четырех ветрах
Южный ветер.
Южный, или, как мы выяснили, юго-восточный ветер по-шумерски называется tum9u18-lu, а по-аккадски šu2-tu, что переводится как «облачный ветер». Это ветер, дующий с Персидского залива. В современной Месопотамии этот ветер называется Kaus (Quas, Cowshee). Вот какое описание дается ему в Метеорологическом словаре (Huschke 1959, стр.326):
«...порывистый юго-восточный ветер с Персидского залива, приносящий плохую погоду, дождь и шквал. Наиболее часто Каус дует в период между декабрем и апрелем» [М.С.: Шват.. Адар.. ВОДОЛЕЙ]
Таким образом, этот зимний ветер приносит затяжные дожди и сверхранний разлив рек, который, несомненно, связан с шумерским мифом о потопе. Не зря шумерская пословица характеризует его как вредоносный..
Южный, или, как мы выяснили, юго-восточный ветер по-шумерски называется tum9u18-lu, а по-аккадски šu2-tu, что переводится как «облачный ветер». Это ветер, дующий с Персидского залива. В современной Месопотамии этот ветер называется Kaus (Quas, Cowshee). Вот какое описание дается ему в Метеорологическом словаре (Huschke 1959, стр.326):
«...порывистый юго-восточный ветер с Персидского залива, приносящий плохую погоду, дождь и шквал. Наиболее часто Каус дует в период между декабрем и апрелем» [М.С.: Шват.. Адар.. ВОДОЛЕЙ]
Таким образом, этот зимний ветер приносит затяжные дожди и сверхранний разлив рек, который, несомненно, связан с шумерским мифом о потопе. Не зря шумерская пословица характеризует его как вредоносный..
Сказание об Атрахасисе
..III таблица начинается с того, как Эйа (Энки) обращается к Атрахасису и сообщает ему о грядущем потопе, а также рисует на земле чертёж корабля и приказывает взять на корабль «зерна и добра, что имеешь, // Жену, семью, родню, рабочих. // Тварей степных, травоядных и диких // Я пошлю к тебе, к твоим воротам». Атрахасис обращается к старейшинам, передав им слова бога, и те помогают ему при строительстве. Когда наступает новолуние*, Атрахасис с семьёй и сородичами заходит на корабль. Поднимается буря, Адад, Нинурта и другие боги организуют потоп. Богиня Нинту оплакивает гибель людей. 7 дней и ночей продолжался потоп. Далее разбито около 60 строк текста (в параллельных версиях в этом месте упоминаются птицы)..
Сказание об Утнапиштиме (См. выше о Гильгамеше..)
...
Рассказ Бероса
Вавилонская легенда о потопе долгое время была известна европейским учёным благодаря её изложению у «халдейского» историка Бероса (III в. до н. э.), писавшего на греческом языке. Сам труд Бероса не сохранился, но его рассказ был пересказан греческим учёным Александром Полигистором, которого, в свою очередь, цитирует византийский автор Георгий Синкелл. Таким образом, данная версия могла быть искажена и, вероятно, несёт на себе отпечаток греческого влияния.
Согласно Беросу, бог (которого он называет Кронус или Крон) явился во сне Ксисутрусу (Ксисутру), десятому царю Вавилонии и сообщил, что боги решили уничтожить людской род и великий потоп начнётся в 15 день месяца десия (8 месяца по македонскому календарю**). Посему Ксисутрусу было приказано написать историю мира и для сохранности закопать её в городе Сиппаре, и, построив огромный корабль, достаточный, чтобы вместить семью царя, его друзей и родственников а также домашних птиц и четвероногих животных, и, когда всё будет готово, отплыть «к богам», но прежде того «молиться о ниспослании добра людям».
..III таблица начинается с того, как Эйа (Энки) обращается к Атрахасису и сообщает ему о грядущем потопе, а также рисует на земле чертёж корабля и приказывает взять на корабль «зерна и добра, что имеешь, // Жену, семью, родню, рабочих. // Тварей степных, травоядных и диких // Я пошлю к тебе, к твоим воротам». Атрахасис обращается к старейшинам, передав им слова бога, и те помогают ему при строительстве. Когда наступает новолуние*, Атрахасис с семьёй и сородичами заходит на корабль. Поднимается буря, Адад, Нинурта и другие боги организуют потоп. Богиня Нинту оплакивает гибель людей. 7 дней и ночей продолжался потоп. Далее разбито около 60 строк текста (в параллельных версиях в этом месте упоминаются птицы)..
Сказание об Утнапиштиме (См. выше о Гильгамеше..)
...
Рассказ Бероса
Вавилонская легенда о потопе долгое время была известна европейским учёным благодаря её изложению у «халдейского» историка Бероса (III в. до н. э.), писавшего на греческом языке. Сам труд Бероса не сохранился, но его рассказ был пересказан греческим учёным Александром Полигистором, которого, в свою очередь, цитирует византийский автор Георгий Синкелл. Таким образом, данная версия могла быть искажена и, вероятно, несёт на себе отпечаток греческого влияния.
Согласно Беросу, бог (которого он называет Кронус или Крон) явился во сне Ксисутрусу (Ксисутру), десятому царю Вавилонии и сообщил, что боги решили уничтожить людской род и великий потоп начнётся в 15 день месяца десия (8 месяца по македонскому календарю**). Посему Ксисутрусу было приказано написать историю мира и для сохранности закопать её в городе Сиппаре, и, построив огромный корабль, достаточный, чтобы вместить семью царя, его друзей и родственников а также домашних птиц и четвероногих животных, и, когда всё будет готово, отплыть «к богам», но прежде того «молиться о ниспослании добра людям».
** Из-за схожести названий первого и восьмого месяцев древне-македонского календаря Dios/Тишри и Daisies/Ияр, в литературе то и дело возникает путаница. К тому же мы имеем дело не с трудом Бероса, но перерассказом описанного им события из третьих рук. Если информация о восьмом месяце верна, то по Беросу выходит, что потоп начался в месяц Ияр. Но "восьмой месяц" -- есть букв. значение название вавилонского Арахсамна (ивр. Хешван.. Вавилонцы, в разное время в разных календарях отсчитывали месяцы как от Нисану, так и от Ташриту..)
Обращаем особое внимание на то, что начало потопа в рассказе Бероса приурочено к полнолунию (или на следующий день после него, если месяц отсчитываем от неомении. Более того, если речь идёт о осеннем месяце в районе нашего октября-ноября, то этое 15 число от неомении может соответствовать 17-у числу месяца, что отсчитан от конъюкции.. Кстати, очень похоже на то, что счёт месяцев от конъюкции впервые применил вавилонский астроном Киденас в 4 веке до н.э.)
Я исхожу из того, что дата семнадцатый день второго месяца дана Богом с определённой целью, - чтобы можно было определить хронологию истории мира, до дня когда спасение во Христе будет невозможно.
Учтите, что по поводу мысли о "конце света" нами исследовано (не до конца) содержание 21 главы Иоанна в темах Знак Голубя и Сто пятьдесят три?
Комментарий