Не буду отвечать за католиков или древневосточных. Отвечу за православных. У нас в Церкви когда мирянин спрашивает об происхождении обычая молитвы за усопших чаще все цитируются стихи из корпуса т.н. "душеполезных" книг ( католики их ещё называют "второканоническими" ). Их не называют "первоканоническими" или просто "каноническими" потому, что они написаны много лет после кончины первосвященника Ездры, который собрал канон Священного Писания. Протестанты считают эти книги неканоническими и полностью их отвергают, потому что их полностью отвергали Лютер, Кальвин, Цвингли, Меланхтон и Жан Ковэн ( Иоанн Калвинус известный также как "Жан Кальвин" ).
Вот эти стихи из душеполезных книг:
4 Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою, которые не послушали гласа Господа Бога своего, за то и постигли нас бедствия.
5 Не вспоминай неправд отцов наших, но вспомни руку Твою и имя Твое в сие время,
6 ибо Ты Господь Бог наш, и мы прославим Тебя, Господи.
(Вар.3:4-6)
43 Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении;
44 ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых.
45 Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха.
(2Макк.12:43-45)
17 Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам.
(Тов.4:17)
36 Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости.
37 Не устраняйся от плачущих и с сетующими сетуй.
(Сир.8:36,37)
В принципе, для православного мирянина, доверяющего пастырям нашим и Священному Писанию этих стихов вполне достаточно. Но я не согласен с подходом, когда, объясняя православную позицию "внешним" сразу приступают к цитированию душеполезных книг во-первых и цитируют только их во-вторых: душеполезные книги хорошо показывают, что обычай поминовения усопших в молитве существовал в ближайшие пред-христианские времена, но существенно необходимо показать его преемственность: т.е., что он во-первых, является древнейшей традицией и есть в более древних книгах, чем "душеполезные" и во-вторых, что обычай никуда не делся, а нашёл своё продолжение и в Новом Завете.
Итак, рассмотрим раздача милостыни и сетование по умершим ( Бен Сира 8:36-37) и раздачу хлебов при гробе праведных ( Товит 4:17 ). В более ранних книгах этот обычай описывается "от противного": т.е., его отсуствие для умершего считается страшнейшим из проклятий:
4 тяжкими смертями умрут они и не будут ни оплаканы, ни похоронены; будут навозом на поверхности земли; мечом и голодом будут истреблены, и трупы их будут пищею птицам небесным и зверям земным.
5 Ибо так говорит Господь: не входи в дом сетующих и не ходи плакать и жалеть с ними; ибо Я отнял от этого народа, говорит Господь, мир Мой и милость и сожаление.
6 И умрут великие и малые на земле сей; и не будут погребены, и не будут оплакивать их, ни терзать себя, ни стричься ради них.
7 И не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их.
(Иер.16:4-7)
Т.е., неоплаканный и непохороненный должным образом человек приравнивается к "навозу", пище животных, смерть без обряда погребения и поминовения- "смерть тяжкая". О чем пишет и царь Соломон:
3 Если бы какой человек родил сто [детей], и прожил многие годы, и еще умножились дни жизни его, но душа его не наслаждалась бы добром и не было бы ему и погребения, то я сказал бы: выкидыш счастливее его,
(Еккл.6:3)
Отсутствие поминовения в Писании называется "ослиным погребением":
18 Посему так говорит Господь о Иоакиме, сыне Иосии, царе Иудейском: не будут оплакивать его: "увы, брат мой!" и: "увы, сестра!" Не будут оплакивать его: "увы, государь!" и: "увы, его величие!"
19 Ослиным погребением будет он погребен; вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима.
(Иер.22:18,19)
Похороненный без погребения и поминовения приравнивается к собачьей пище:
23 Также и о Иезавели сказал Господь: псы съедят Иезавель за стеною Изрееля.
24 Кто умрет у Ахава в городе, того съедят псы, а кто умрет на поле, того расклюют птицы небесные;
(3Цар.21:23,24)
10 Иезавель же съедят псы на поле Изреельском, и никто не похоронит ее". И отворил дверь, и убежал.
(4Цар.9:10)
33 И сказал он: выбросьте ее. И выбросили ее. И брызнула кровь ее на стену и на коней, и растоптали ее.
34 И пришел Ииуй, и ел, и пил, и сказал: отыщите эту проклятую и похороните ее, так как царская дочь она.
35 И пошли хоронить ее, и не нашли от нее ничего, кроме черепа, и ног, и кистей рук.
36 И возвратились, и донесли ему. И сказал он: таково было слово Господа, которое Он изрек чрез раба Своего Илию Фесвитянина, сказав: на поле Изреельском съедят псы тело Иезавели,
37 и будет труп Иезавели на участке Изреельском, как навоз на поле, так что никто не скажет: это Иезавель.
(4Цар.9:33-37)
В общем и целом, слова не то чтобы страшноватые. А слишком страшные: похороны без должного погребения и поминовения суть проявление жестокости, бесчеловечности и немилости к усопшему и его родственникам, это есть оскорбление человека как иконы Божества и надругательство над величайшим из творений Всемогущего Бога.
Вот эти стихи из душеполезных книг:
4 Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою, которые не послушали гласа Господа Бога своего, за то и постигли нас бедствия.
5 Не вспоминай неправд отцов наших, но вспомни руку Твою и имя Твое в сие время,
6 ибо Ты Господь Бог наш, и мы прославим Тебя, Господи.
(Вар.3:4-6)
43 Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении;
44 ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых.
45 Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха.
(2Макк.12:43-45)
17 Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам.
(Тов.4:17)
36 Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости.
37 Не устраняйся от плачущих и с сетующими сетуй.
(Сир.8:36,37)
В принципе, для православного мирянина, доверяющего пастырям нашим и Священному Писанию этих стихов вполне достаточно. Но я не согласен с подходом, когда, объясняя православную позицию "внешним" сразу приступают к цитированию душеполезных книг во-первых и цитируют только их во-вторых: душеполезные книги хорошо показывают, что обычай поминовения усопших в молитве существовал в ближайшие пред-христианские времена, но существенно необходимо показать его преемственность: т.е., что он во-первых, является древнейшей традицией и есть в более древних книгах, чем "душеполезные" и во-вторых, что обычай никуда не делся, а нашёл своё продолжение и в Новом Завете.
Итак, рассмотрим раздача милостыни и сетование по умершим ( Бен Сира 8:36-37) и раздачу хлебов при гробе праведных ( Товит 4:17 ). В более ранних книгах этот обычай описывается "от противного": т.е., его отсуствие для умершего считается страшнейшим из проклятий:
4 тяжкими смертями умрут они и не будут ни оплаканы, ни похоронены; будут навозом на поверхности земли; мечом и голодом будут истреблены, и трупы их будут пищею птицам небесным и зверям земным.
5 Ибо так говорит Господь: не входи в дом сетующих и не ходи плакать и жалеть с ними; ибо Я отнял от этого народа, говорит Господь, мир Мой и милость и сожаление.
6 И умрут великие и малые на земле сей; и не будут погребены, и не будут оплакивать их, ни терзать себя, ни стричься ради них.
7 И не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их.
(Иер.16:4-7)
Т.е., неоплаканный и непохороненный должным образом человек приравнивается к "навозу", пище животных, смерть без обряда погребения и поминовения- "смерть тяжкая". О чем пишет и царь Соломон:
3 Если бы какой человек родил сто [детей], и прожил многие годы, и еще умножились дни жизни его, но душа его не наслаждалась бы добром и не было бы ему и погребения, то я сказал бы: выкидыш счастливее его,
(Еккл.6:3)
Отсутствие поминовения в Писании называется "ослиным погребением":
18 Посему так говорит Господь о Иоакиме, сыне Иосии, царе Иудейском: не будут оплакивать его: "увы, брат мой!" и: "увы, сестра!" Не будут оплакивать его: "увы, государь!" и: "увы, его величие!"
19 Ослиным погребением будет он погребен; вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима.
(Иер.22:18,19)
Похороненный без погребения и поминовения приравнивается к собачьей пище:
23 Также и о Иезавели сказал Господь: псы съедят Иезавель за стеною Изрееля.
24 Кто умрет у Ахава в городе, того съедят псы, а кто умрет на поле, того расклюют птицы небесные;
(3Цар.21:23,24)
10 Иезавель же съедят псы на поле Изреельском, и никто не похоронит ее". И отворил дверь, и убежал.
(4Цар.9:10)
33 И сказал он: выбросьте ее. И выбросили ее. И брызнула кровь ее на стену и на коней, и растоптали ее.
34 И пришел Ииуй, и ел, и пил, и сказал: отыщите эту проклятую и похороните ее, так как царская дочь она.
35 И пошли хоронить ее, и не нашли от нее ничего, кроме черепа, и ног, и кистей рук.
36 И возвратились, и донесли ему. И сказал он: таково было слово Господа, которое Он изрек чрез раба Своего Илию Фесвитянина, сказав: на поле Изреельском съедят псы тело Иезавели,
37 и будет труп Иезавели на участке Изреельском, как навоз на поле, так что никто не скажет: это Иезавель.
(4Цар.9:33-37)
В общем и целом, слова не то чтобы страшноватые. А слишком страшные: похороны без должного погребения и поминовения суть проявление жестокости, бесчеловечности и немилости к усопшему и его родственникам, это есть оскорбление человека как иконы Божества и надругательство над величайшим из творений Всемогущего Бога.
Комментарий