Всем мира! Шалом!
Уважаемые друзья, Иисус многократно назван в Писании Назореем, но иногда указано в Писании, что его называли и Иисусом из Назарета. Почему есть эти два разных варианта имени? Существует распространенное мнение у Христиан: Иисус Назорей и Иисус из Назарета - это одно и то же практически. Считается, что это одно и то же - говорит о месте, в котором Иисус рос и жил длительное время в этом городе.
Существовал ли такой город во время жизни Иисуса? Христиане верят и считают, что да - о городе Назарет упоминается 2-3 раза или единожды (сколько раз точно - не помню) в Писании:
23. и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
(Св. Евангелие от Матфея 2:23)
В этом отрывке 2 главы Евангелия Матфея не только упоминается город Назарет, но ещё привязывается имя Иисуса Назорея к этому городу. Даже есть ссылка на то, что существовало или существует в Торе некое пророчество о том, что Иисуса будут называть Назореем. Написавший эти слова в Евангелии сообщает: Иисус поселился в городе Назарет - поэтому его и называли Иисус Назорей. И это, по мнению написавшего эти слова, произошло так, как и было гораздо раньше предсказано в пророчестве в Писании (в Торе). Но есть ли такое пророчество в Писании евреев? Долго-долго искал и ничего об этом не нашёл. Именно поэтому есть много вопросов по поводу этого отрывка Матфея 2:23, привязывающего слово Назорей в имени Христа в городу Назарет. Многие исследователи, как я слышал, сомневаются в том, что такие слова в конце 2 главы Евангелия Матфея написал сам Апостол изначально. Есть даже и такая версия, что этот отрывок является поздней вставкой.
Есть ли вообще упоминание о городе Назарет в книгах Нового Завета. Есть сразу несколько упоминаний именно города Назарета - если не ошибаюсь, все эти несколько упоминаний именно о городе Назарете встречаются в первых 2 главах Евангелия Луки и Матфея.
Да, есть ещё упоминание названия населенного пункта Назарет (без указания на то, что это был город) в Галилее в самом начале Евангелия Марка:
9. И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
(Св. Евангелие от Марка 1:9)
Да, Евангелист Марк сообщает нам о том, что Йешуа жил в населенном пункте под названием Назарет. Но есть мнение, что в этот отрывок могло вкрасться легкое и мелкое искажение, а изначально в этом отрывке упоминал Евангелист Марк лишь некое назорейское селение в Галилее.
Относительно упоминаний о именно городе Назарет в начале Евангелия Луки и Матфея есть мнение и предположение, что вообще первые 2-3 главы Евангелия Луки и Матфея (там описано всё о зачатии, рождении и детстве и отрочестве Иисуса) были дописаны лишь позднее или подверглись позднее искажениям. Не уверен в этом, так как нет никаких точных доказательств. Это под вопросом, на мой взгляд.
Но есть ли упоминание о существовании в течение первых трёх веков нашей эры именно города Назарет не в книгах Нового Завета, а в других христианских или просто исторических источниках? Нет.
Правда, есть лишь такое упоминание в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (написано в первой половине 4 века н.э.):
Только немногие, хранившие память о своём роде, сберегли свои частные родословные, или запомнив имена предков, или имея их списки. Они гордились тем, что сохранили память о своём благородстве. В их числе были и вышеупомянутые деспосины их называют так по причине их родства с семьёй Спасителя. Уроженцы иудейских селений Назарета и Кохабы, они разбрелись по остальному краю и составили упомянутую родословную на основании Книги Дней, как могли.
Сам Евсевий Кесарийский цитирует слова из работы раннехристианского писателя Секста Юлия Африкана (жил ок. 160 ок. 240 гг.).
Итак, в 3 веке н.э., как можно сделать вывод, доверяя жившему в Палестине (Иудее) римскому раннехристианскому писателю Сексту Юлию Африкану, на территории бывшей Иудеи в провинции Палестина было именно иудейское селение под названием Назарет. Есть большая вероятность того, что римляне к 2-3 веку н.э. назвали это селение Назаретом, а в реальности евреи 1-2 века называли этот крохотный населенный пункт так: селение назореев (назорейское селение или поселок).
Существует и ещё одно раннее нехристианское упоминание Назарета. Это надпись на мраморном фрагменте синагоги из Кесарии Палестинской. Надпись датируется ок. 300 г. н. э. и рассказывает о назначении священников, которое произошло через некоторое время после восстания Бар-Кохбы - Назарет упомянут как дом священнической семьи Хафизаз. Но и тут всё-таки не сообщается о том, что это город Назарет.
Другие, не библейские, упоминания о Назарете в текстах первых веков явно отсутствуют. В своей книге «Библейские истории» венгерский философ-религиовед Густав Гече пишет:
Что если слово Назорей говорит в имени Иисуса не о месте жительства, а о деятельности? Предположу, что Йешуа реально был назореем и лидером назорейской общины. По-крайней мере, в книге Деяний упоминается назорейская община (ересь) - враги Апостола Павла обвинили Павла в том, что он был не членом христианской общины, но частью общины назорейской:
5. Найдя сего человека язвою общества, возбудителем мятежа между Иудеями, живущими по вселенной, и представителем Назорейской ереси
(Деяния св. Апостолов 24:5)
Да, реально даже и еврей Павел-Шауль назван назореем. Стал ли Шауль опровергать своих обвинителей и сообщать им: нет, я не назорей, а христианин? Нет, напротив - он подтверждает это:
14. Но в том призна́юсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему, написанному в законе и пророках
(Деяния св. Апостолов 24:14)
Шауль-Павел подтверждает то, что он назорей по учению (и вере и общине), но не соглашается лишь с тем, что это ересь (ошибочная община сектантов иудейских). Отцы (предки) Шауля - это израильтяне. Шауль сообщает: быть назореем - это служить Богу Израиля и верить всему тому, что написано в Законе Моисея и в пророчествах и соблюдать это.
На мой взгляд, есть самая прямая связь между упомянутой в этом отрывке назорейской общиной с назореями древнего Израиля. Более того, есть самая прямая связь между назорейской общиной и общиной ессеев (хорошо известной историкам). Последняя известна ещё и под названием кумранитов, так как найдены древние рукописи этой еврейской религиозной общины в месте под названием Кумран.
Ессеи жили очень скромно - у них всё было общее (не было частной собственности). По мнению некоторых историков, у ессеев существовало безбрачие - верующие отказывались вступать в брак или уходили из семей. Это несколько укладывается в то, что содержится в этом отрывке:
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его.
Мф.10.34-36
Есть мнение и такое, что Йешуа Учитель, не запрещая брак и считая вступление в брак нормой, призывал евреев, по возможности, отказываться от вступления в брак, если у них есть к этому призвание и если они могут пойти на это. Хорошо известно, что, как минимум, некоторые Апостолы бросили свои семьи и не заботились о них течение 2-3 лет, то есть с тех пор, как они встретили Иисуса и до его смерти и воскресения - например, Апостол Пётр.
Назореи древнего Израиля по Торе известным тем, что среди них было немало пророков. Их очень уважали все евреи за то, что назореи во время действиях их назорейских обетов (обычно год или 2-3 года) посвящали себя более глубокому познанию и служению Богу, жили скромно - не пили вино, а может и воздерживались от всяких плотских утех, но также в это время им нельзя было стричь или брить волосы и прикасаться к покойникам.
Противники этой теории утверждают, что Иисус пил вино и Апостолы пили вино тоже. Но разве сказано, что сам Иисус пил вино? Апостолы могли пить вино иногда, когда период их назорейского обета был завершён.
В этом отрывке Писания указано, что у в общине первых верующих в Иисуса Мессию всё было общее - не было частной собственности:
44. Все же верующие были вместе и имели всё общее.
45. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого.
(Деяния св. Апостолов 2:44,45)
Да, в общине ессеев-назореев тоже не было частной собственности - всё было общее.
Одним словом, предлагаю всё это обсудить.
Уважаемые друзья, Иисус многократно назван в Писании Назореем, но иногда указано в Писании, что его называли и Иисусом из Назарета. Почему есть эти два разных варианта имени? Существует распространенное мнение у Христиан: Иисус Назорей и Иисус из Назарета - это одно и то же практически. Считается, что это одно и то же - говорит о месте, в котором Иисус рос и жил длительное время в этом городе.
Существовал ли такой город во время жизни Иисуса? Христиане верят и считают, что да - о городе Назарет упоминается 2-3 раза или единожды (сколько раз точно - не помню) в Писании:
23. и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
(Св. Евангелие от Матфея 2:23)
В этом отрывке 2 главы Евангелия Матфея не только упоминается город Назарет, но ещё привязывается имя Иисуса Назорея к этому городу. Даже есть ссылка на то, что существовало или существует в Торе некое пророчество о том, что Иисуса будут называть Назореем. Написавший эти слова в Евангелии сообщает: Иисус поселился в городе Назарет - поэтому его и называли Иисус Назорей. И это, по мнению написавшего эти слова, произошло так, как и было гораздо раньше предсказано в пророчестве в Писании (в Торе). Но есть ли такое пророчество в Писании евреев? Долго-долго искал и ничего об этом не нашёл. Именно поэтому есть много вопросов по поводу этого отрывка Матфея 2:23, привязывающего слово Назорей в имени Христа в городу Назарет. Многие исследователи, как я слышал, сомневаются в том, что такие слова в конце 2 главы Евангелия Матфея написал сам Апостол изначально. Есть даже и такая версия, что этот отрывок является поздней вставкой.
Есть ли вообще упоминание о городе Назарет в книгах Нового Завета. Есть сразу несколько упоминаний именно города Назарета - если не ошибаюсь, все эти несколько упоминаний именно о городе Назарете встречаются в первых 2 главах Евангелия Луки и Матфея.
Да, есть ещё упоминание названия населенного пункта Назарет (без указания на то, что это был город) в Галилее в самом начале Евангелия Марка:
9. И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
(Св. Евангелие от Марка 1:9)
Да, Евангелист Марк сообщает нам о том, что Йешуа жил в населенном пункте под названием Назарет. Но есть мнение, что в этот отрывок могло вкрасться легкое и мелкое искажение, а изначально в этом отрывке упоминал Евангелист Марк лишь некое назорейское селение в Галилее.
Относительно упоминаний о именно городе Назарет в начале Евангелия Луки и Матфея есть мнение и предположение, что вообще первые 2-3 главы Евангелия Луки и Матфея (там описано всё о зачатии, рождении и детстве и отрочестве Иисуса) были дописаны лишь позднее или подверглись позднее искажениям. Не уверен в этом, так как нет никаких точных доказательств. Это под вопросом, на мой взгляд.
Но есть ли упоминание о существовании в течение первых трёх веков нашей эры именно города Назарет не в книгах Нового Завета, а в других христианских или просто исторических источниках? Нет.
Правда, есть лишь такое упоминание в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (написано в первой половине 4 века н.э.):
Только немногие, хранившие память о своём роде, сберегли свои частные родословные, или запомнив имена предков, или имея их списки. Они гордились тем, что сохранили память о своём благородстве. В их числе были и вышеупомянутые деспосины их называют так по причине их родства с семьёй Спасителя. Уроженцы иудейских селений Назарета и Кохабы, они разбрелись по остальному краю и составили упомянутую родословную на основании Книги Дней, как могли.
Сам Евсевий Кесарийский цитирует слова из работы раннехристианского писателя Секста Юлия Африкана (жил ок. 160 ок. 240 гг.).
Итак, в 3 веке н.э., как можно сделать вывод, доверяя жившему в Палестине (Иудее) римскому раннехристианскому писателю Сексту Юлию Африкану, на территории бывшей Иудеи в провинции Палестина было именно иудейское селение под названием Назарет. Есть большая вероятность того, что римляне к 2-3 веку н.э. назвали это селение Назаретом, а в реальности евреи 1-2 века называли этот крохотный населенный пункт так: селение назореев (назорейское селение или поселок).
Существует и ещё одно раннее нехристианское упоминание Назарета. Это надпись на мраморном фрагменте синагоги из Кесарии Палестинской. Надпись датируется ок. 300 г. н. э. и рассказывает о назначении священников, которое произошло через некоторое время после восстания Бар-Кохбы - Назарет упомянут как дом священнической семьи Хафизаз. Но и тут всё-таки не сообщается о том, что это город Назарет.
Другие, не библейские, упоминания о Назарете в текстах первых веков явно отсутствуют. В своей книге «Библейские истории» венгерский философ-религиовед Густав Гече пишет:
Интересно, что кроме Eвангелий и других книг позднего христианства, город Назарет нигде не упоминается, хотя, согласно Новому завету, он находился в Галилее, которая встречается во многих источниках. Так, Иосиф Флавий, описывая Иудейскую войну, упоминает города и селения Галилеи, но среди них нет Назарета. О существовании Назарета не знали ни авторы Ветхого завета, ни толкователи Закона Моисеева, умалчивают о нём также и греческие и латинские авторы.
Получается так, что нет оснований полагать, что во времена Христа и Апостолов существовал город Назарет. Было, вероятно, крохотное селение назореев (названное язычниками-римлянами во 2 или в 3 веке селением Назарет). Не только независимые историки (не христианские), но и археологи тоже не подтверждают того, что на месте нынешнего города Назарет 2000 лет назад уже существовал город Назарет, хотя какие-то найденные на этом месте строения датируются ориентировочно 1-2 веками н.э. Скорее всего, на этом месте 2000 лет назад было крохотное селение, в котором жило до 300-500 евреев. Об этом селении едва ли кто-то что-то знал в среде иудеев и о нём ничего не сказано в пророчествах о Мессии. Поэтому будущий Апостол Нафанаил усомнился и сказал такие слова будущему Апостолу Филиппу:
46. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
(Св. Евангелие от Иоанна 1:46)
Вероятно, Нафанаил и Филипп говорили о маленьком и безвестном селении назореев, которое никак не было упомянуто в Писании (тем более, в отрывках пророчеств о пришествии Мессии). Поэтому Нафанаил усомнился: разве обещан нам, иудеям, приход такого Мессии, который был бы родом из неизвестного селения назорейского?
Стал бы сам Йешуа называть себя по месту тому, которое было никому (или почти никому) неизвестно на землях Израиля? Это очень едва ли. Мне очень в это верится. Но он точно называл себя Иисусом Назореем:
8. Я отвечал: «кто Ты, Господи?» Он сказал мне: «Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь».
(Деяния св. Апостолов 22:8)
Есть в Новом Завете почему-то аж три варианта этого имени: Иисус Назорей, Иисус из Назарета и Иисус Назарянин. Последнее (Назарянин) - это среднее между Иисус из Назарета и Иисус Назорей, но всё-таки намекает на место жительства. Но гораздо чаще упоминается в НЗ вариант имени Иисус Назорей.
Что если это говорит не о том, что Иисус жил длительное время в городе Назарет, который появился и стал известен не ранее 4 века н.э.?
Получается так, что нет оснований полагать, что во времена Христа и Апостолов существовал город Назарет. Было, вероятно, крохотное селение назореев (названное язычниками-римлянами во 2 или в 3 веке селением Назарет). Не только независимые историки (не христианские), но и археологи тоже не подтверждают того, что на месте нынешнего города Назарет 2000 лет назад уже существовал город Назарет, хотя какие-то найденные на этом месте строения датируются ориентировочно 1-2 веками н.э. Скорее всего, на этом месте 2000 лет назад было крохотное селение, в котором жило до 300-500 евреев. Об этом селении едва ли кто-то что-то знал в среде иудеев и о нём ничего не сказано в пророчествах о Мессии. Поэтому будущий Апостол Нафанаил усомнился и сказал такие слова будущему Апостолу Филиппу:
46. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
(Св. Евангелие от Иоанна 1:46)
Вероятно, Нафанаил и Филипп говорили о маленьком и безвестном селении назореев, которое никак не было упомянуто в Писании (тем более, в отрывках пророчеств о пришествии Мессии). Поэтому Нафанаил усомнился: разве обещан нам, иудеям, приход такого Мессии, который был бы родом из неизвестного селения назорейского?
Стал бы сам Йешуа называть себя по месту тому, которое было никому (или почти никому) неизвестно на землях Израиля? Это очень едва ли. Мне очень в это верится. Но он точно называл себя Иисусом Назореем:
8. Я отвечал: «кто Ты, Господи?» Он сказал мне: «Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь».
(Деяния св. Апостолов 22:8)
Есть в Новом Завете почему-то аж три варианта этого имени: Иисус Назорей, Иисус из Назарета и Иисус Назарянин. Последнее (Назарянин) - это среднее между Иисус из Назарета и Иисус Назорей, но всё-таки намекает на место жительства. Но гораздо чаще упоминается в НЗ вариант имени Иисус Назорей.
Что если это говорит не о том, что Иисус жил длительное время в городе Назарет, который появился и стал известен не ранее 4 века н.э.?
Что если слово Назорей говорит в имени Иисуса не о месте жительства, а о деятельности? Предположу, что Йешуа реально был назореем и лидером назорейской общины. По-крайней мере, в книге Деяний упоминается назорейская община (ересь) - враги Апостола Павла обвинили Павла в том, что он был не членом христианской общины, но частью общины назорейской:
5. Найдя сего человека язвою общества, возбудителем мятежа между Иудеями, живущими по вселенной, и представителем Назорейской ереси
(Деяния св. Апостолов 24:5)
Да, реально даже и еврей Павел-Шауль назван назореем. Стал ли Шауль опровергать своих обвинителей и сообщать им: нет, я не назорей, а христианин? Нет, напротив - он подтверждает это:
14. Но в том призна́юсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему, написанному в законе и пророках
(Деяния св. Апостолов 24:14)
Шауль-Павел подтверждает то, что он назорей по учению (и вере и общине), но не соглашается лишь с тем, что это ересь (ошибочная община сектантов иудейских). Отцы (предки) Шауля - это израильтяне. Шауль сообщает: быть назореем - это служить Богу Израиля и верить всему тому, что написано в Законе Моисея и в пророчествах и соблюдать это.
На мой взгляд, есть самая прямая связь между упомянутой в этом отрывке назорейской общиной с назореями древнего Израиля. Более того, есть самая прямая связь между назорейской общиной и общиной ессеев (хорошо известной историкам). Последняя известна ещё и под названием кумранитов, так как найдены древние рукописи этой еврейской религиозной общины в месте под названием Кумран.
Ессеи жили очень скромно - у них всё было общее (не было частной собственности). По мнению некоторых историков, у ессеев существовало безбрачие - верующие отказывались вступать в брак или уходили из семей. Это несколько укладывается в то, что содержится в этом отрывке:
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его.
Мф.10.34-36
Есть мнение и такое, что Йешуа Учитель, не запрещая брак и считая вступление в брак нормой, призывал евреев, по возможности, отказываться от вступления в брак, если у них есть к этому призвание и если они могут пойти на это. Хорошо известно, что, как минимум, некоторые Апостолы бросили свои семьи и не заботились о них течение 2-3 лет, то есть с тех пор, как они встретили Иисуса и до его смерти и воскресения - например, Апостол Пётр.
Назореи древнего Израиля по Торе известным тем, что среди них было немало пророков. Их очень уважали все евреи за то, что назореи во время действиях их назорейских обетов (обычно год или 2-3 года) посвящали себя более глубокому познанию и служению Богу, жили скромно - не пили вино, а может и воздерживались от всяких плотских утех, но также в это время им нельзя было стричь или брить волосы и прикасаться к покойникам.
Противники этой теории утверждают, что Иисус пил вино и Апостолы пили вино тоже. Но разве сказано, что сам Иисус пил вино? Апостолы могли пить вино иногда, когда период их назорейского обета был завершён.
В этом отрывке Писания указано, что у в общине первых верующих в Иисуса Мессию всё было общее - не было частной собственности:
44. Все же верующие были вместе и имели всё общее.
45. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого.
(Деяния св. Апостолов 2:44,45)
Да, в общине ессеев-назореев тоже не было частной собственности - всё было общее.
Одним словом, предлагаю всё это обсудить.
Комментарий