Извините, Илья, но признать свое РС так легко я не могу. Нужны железобетонные аргументы, нежели ваше: ''не может человек не рождённый свыше рассуждать так, как рассуждаете вы''. Являются ли критерием только такие рассуждения? Конечно же нет. Вспомните тех же эллинов. Потому Вы вынуждаете меня на анализ 1 Иоанна. Я буду последовательно группировать в блоки схожие структурно мысли. Просьба следить внимательно, Илья, не как тогда.
1:6 если мы говорим, что имеем общение с ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине.
1:8 Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас.
1:10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.
2:4 кто говорит: ''я познал Его'', но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины.
2:6 кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.
2:9 кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.
2:11 а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.
3:4 всякий делающий грех делает и беззаконие.
3:6 всякий согрешающий не видел Его и не познал Его.
3:8 кто делает грех, тот от дьявола
3:10 Дети Божии и дети дьявола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.
3:14 не любящий брата своего пребывает в смерти.
4:8 кто не любит, тот не познал Бога.
4:20 кто говорит: ''я люблю Бога'', а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит.
Может все дело в том, что нельзя так ''говорИть'', в том, что рожденный свыше никогда не станет так ''говорИть'' о себе? Если это так, то что нельзя говорить или мнить о себе?
1:6 если мы говорим, что имеем общение с ним,
1:8 Если говорим, что не имеем греха,
1:10 Если говорим, что мы не согрешили.
2:4 кто говорит: ''я познал Его'',
2:6 кто говорит, что пребывает в Нем,
2:9 кто говорит, что он во свете,
4:20 кто говорит: ''я люблю Бога''.
Все эти ''говорения''в сумме выглядят так:
''Мы имеем общение с Ним! Мы не имеем греха! Мы не согрешили!
Я познал Его! Я пребываю в Нем!
Я - во свете! Я люблю Бога!''
Что же здесь не нравится апостолу? Неужели нельзя так думать и говорить только потому, что это гордыня? Помилуйте, но он и сам так говорит о себе и учениках! Смотрим:
2:3 ''мы познали Его''
2:5 ''мы - в Нем'',
4:6 ''мы - от Бога'', ''мы знаем Бога'',
4:13 ''мы пребываем в Нем''
Можно многое включить еще сюда.
Мы видим, что и те, и эти, говорить могут одинаково, но дело-то как раз не в говорении этого, и даже не в том, что так нельзя думать. Даже наоборот, апостол как раз вроде, как хочет, чтобы и они так думали о себе:
Он пишет неким ''детям'', что им прощены грехи ради имени Его (уже прощены!) и что они познали Отца! Пишет неким ''юношам'', что они сильны и слово Божие пребывает в них, и что они победили лукавого. Он пишет неким ''отцам'', что они познали Сущего от Начала.
Он пишет ученикам, что они имеют помазание и знают все и не имеют нужды, чтобы кто учил их. Они также от Бога, они имеют любовь Бога и жизнь вечную.
Значит, дело не в том, что нельзя это помышлять, что надо считать себя никчемным и обделенным, дабы не упасть. Но в чем ж, как не том, что автор обличает этих лишь говорящих, что они имеют общение с Ним, но при этом ходящих во тьме. Ибо они говорят: ''я познал Его'', но заповедей Его не соблюдают, говорят, что пребывают в Нем, но не поступают так, как Он поступал, говорят, что они во свете, но ненавидят при этом брата своего, говорят: ''я люблю Бога'', а брата своего ненавидят.
Отсюда мой вывод о говорящих, что они не имеют греха, и не согрешают в 1:8-10 таков:
Автор имеет ввиду не то, что так нельзя говорить, но так нельзя поступать. Не должно быть несоответствия слов и поступков. Что если кто говорит, что не имеет греха, но ПРИ ЭТОМ ГРЕШИТ, то он просто обманывает самого себя, и истины нет в таком. И если мы будем говорить, что мы не согрешили, в то время, когда реально ЗНАЕМ, что как раз СОГРЕШИЛИ, то мы представим Его лживым, и слова Его тогда не будет в нас.
Но означает ли все это, что говорить-то можно, а поступать вопреки словам нельзя? Конечно. Но пойдем еще дальше и попробуем поставить вопрос так: а может ли ли рожденный свыше говорить о себе одно, и поступать наоборот? Может ли рожденный свыше утверждать, что он во свете, в Боге, в истине, что он не имеет греха и не согрешает, а поступать так, что его поступки перечеркивали бы его слова?
Но сначала посмотрим, какие определения звучат в рассматриваемых стихах о тех, кто говорят и думают вроде ту же истину, а поступают не по истине.
Итак, таковые:
- ЛГУТ (1:6)
- ОБМАНЫВАЮТ САМИХ СЕБЯ, и ИСТИНЫ НЕТ В НИХ; (1:8)
- ПРЕДСТАВЛЯЮТ БОГА ЛЖИВЫМ, и СЛОВА БОГА НЕТ В НИХ (1:10)
- ЛЖЕЦЫ и НЕТ В НИХ ИСТИНЫ (2:4)
- ЕЩЕ ВО ТЬМЕ (2:9)
- НАХОДЯТСЯ ВО ТЬМЕ, и ВО ТЬМЕ ХОДЯТ , и НЕ ЗНАЮТ, КУДА ИДУТ, потому что ТЬМА ОСЛЕПИЛА ИМ ГЛАЗА.(2:11)
- НЕ ВИДЕЛИ И НЕ ПОЗНАЛИ БОГА; (3:6)
- ОТ ДЬЯВОЛА; (3:8)
- НЕ ЕСТЬ ОТ БОГА; (3:10)
- ПРЕБЫВАЮТ В СМЕРТИ; (3:14)
- НЕ ПОЗНАЛИ БОГА(4:8)
- ЛЖЕЦЫ (4:20)
Замечательная картина у нас получается! Надо бы сгруппировать в одно целое определение, как некий авторский знаменатель, дабы увидеть и прикоснуться к этой мысли автора:
''Они лжецы, ибо лгут и представляют Бога лживым, но нет в них ни истины, ни слова Бога, ни вИдения, ни знания Его, ибо не видели и не знают ни Его, ни света, ни жизни, но пребывают в самообмане и находятся они еще во тьме, ослепившей им глаза, так что они не знают, куда идут, и пребывают в смерти, и они не от Бога, но от дьявола''.
Можно было бы, конечно, назвать их двоедушными, в духе обличения Павлом иудеев в Рим. 2, но здесь этого не позволяют сделать слова автора. Их ложь не в том, что они перечеркивают дурными лживыми делами свои добрые истинные слова, а в том, что через их дела познается и лживость их слов, неправомерность применения их к себе, ибо они не предназначены им. Почему же они не предназначены им? Потому что они сущностно оказываются не те, что о себе заявляют и на что претендуют. Они всеми словами утверждают себя рожденными от Бога, но дела их являют лживость этих слов, и являют, что они еще во тьме, ибо без света; во лжи, ибо без истины; в смерти, ибо без жизни; от дьявола, ибо не от Бога; слепы, ибо не видят Его; в неведении, ибо не знают Его.
Тогда как ''всякий рожденный от Бога, НЕ ДЕЛАЕТ ГРЕХА, потому что семя Его пребывает в нем; и он НЕ МОЖЕТ ГРЕШИТЬ, потому что рожден от Бога'' 3:9 И ''всякий любящий рожден от Бога и знает Бога'', что говорит о том, что свидетельством рожденности от Бога является любовь. И ''всякий рожденный от Бога побеждает мир'', что говорит о том, что длящееся дерзновенное ''побеждание мира'' также свидетельствует о рожденности от Бога этого победителя. Также ''всякий рожденный от Бога, не грешит, но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему'', где позиции ''не грешит'', ''хранит себя'', ''лукавый не прикасается к нему'' являются критериями определения рожденности от Бога. Те же, кому это не естествено, а противоестесствено (3:10), кому это тяжко, а не легко (5:3), кому не возможно, а не невозможно (3:9) - НЕ РОЖДЕНЫ ОТ БОГА, потому и не являются также ''своими''.
И автор послания не знает и не хочет знать полутеней. У автора Свету противопоставлена не тень, а тьма, Жизни - не умирание, а смерть; Богу - не плоть, а дьявол; Истине - не заблуждение, а ложь, вИдению и знанию - полная слепота и неведение, что и характеризует ту самую пропасть между рожденным от Бога, Духа и рожденным от плоти, как и в ев. Ин.
Исходя из всего этого, мой вопрос остается в силе, Илья, потому что я не хочу обманывать самого себя, зная критерий, который четко выставлен в послании Иоанна.
Потому вопрос мой еще не исчерпан, но выставлен снова в расширенном контексте.
Как же мне родиться от Духа?
С уважением.
1:6 если мы говорим, что имеем общение с ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине.
1:8 Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас.
1:10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.
2:4 кто говорит: ''я познал Его'', но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины.
2:6 кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.
2:9 кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.
2:11 а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.
3:4 всякий делающий грех делает и беззаконие.
3:6 всякий согрешающий не видел Его и не познал Его.
3:8 кто делает грех, тот от дьявола
3:10 Дети Божии и дети дьявола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.
3:14 не любящий брата своего пребывает в смерти.
4:8 кто не любит, тот не познал Бога.
4:20 кто говорит: ''я люблю Бога'', а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит.
Может все дело в том, что нельзя так ''говорИть'', в том, что рожденный свыше никогда не станет так ''говорИть'' о себе? Если это так, то что нельзя говорить или мнить о себе?
1:6 если мы говорим, что имеем общение с ним,
1:8 Если говорим, что не имеем греха,
1:10 Если говорим, что мы не согрешили.
2:4 кто говорит: ''я познал Его'',
2:6 кто говорит, что пребывает в Нем,
2:9 кто говорит, что он во свете,
4:20 кто говорит: ''я люблю Бога''.
Все эти ''говорения''в сумме выглядят так:
''Мы имеем общение с Ним! Мы не имеем греха! Мы не согрешили!
Я познал Его! Я пребываю в Нем!
Я - во свете! Я люблю Бога!''
Что же здесь не нравится апостолу? Неужели нельзя так думать и говорить только потому, что это гордыня? Помилуйте, но он и сам так говорит о себе и учениках! Смотрим:
2:3 ''мы познали Его''
2:5 ''мы - в Нем'',
4:6 ''мы - от Бога'', ''мы знаем Бога'',
4:13 ''мы пребываем в Нем''
Можно многое включить еще сюда.
Мы видим, что и те, и эти, говорить могут одинаково, но дело-то как раз не в говорении этого, и даже не в том, что так нельзя думать. Даже наоборот, апостол как раз вроде, как хочет, чтобы и они так думали о себе:
Он пишет неким ''детям'', что им прощены грехи ради имени Его (уже прощены!) и что они познали Отца! Пишет неким ''юношам'', что они сильны и слово Божие пребывает в них, и что они победили лукавого. Он пишет неким ''отцам'', что они познали Сущего от Начала.
Он пишет ученикам, что они имеют помазание и знают все и не имеют нужды, чтобы кто учил их. Они также от Бога, они имеют любовь Бога и жизнь вечную.
Значит, дело не в том, что нельзя это помышлять, что надо считать себя никчемным и обделенным, дабы не упасть. Но в чем ж, как не том, что автор обличает этих лишь говорящих, что они имеют общение с Ним, но при этом ходящих во тьме. Ибо они говорят: ''я познал Его'', но заповедей Его не соблюдают, говорят, что пребывают в Нем, но не поступают так, как Он поступал, говорят, что они во свете, но ненавидят при этом брата своего, говорят: ''я люблю Бога'', а брата своего ненавидят.
Отсюда мой вывод о говорящих, что они не имеют греха, и не согрешают в 1:8-10 таков:
Автор имеет ввиду не то, что так нельзя говорить, но так нельзя поступать. Не должно быть несоответствия слов и поступков. Что если кто говорит, что не имеет греха, но ПРИ ЭТОМ ГРЕШИТ, то он просто обманывает самого себя, и истины нет в таком. И если мы будем говорить, что мы не согрешили, в то время, когда реально ЗНАЕМ, что как раз СОГРЕШИЛИ, то мы представим Его лживым, и слова Его тогда не будет в нас.
Но означает ли все это, что говорить-то можно, а поступать вопреки словам нельзя? Конечно. Но пойдем еще дальше и попробуем поставить вопрос так: а может ли ли рожденный свыше говорить о себе одно, и поступать наоборот? Может ли рожденный свыше утверждать, что он во свете, в Боге, в истине, что он не имеет греха и не согрешает, а поступать так, что его поступки перечеркивали бы его слова?
Но сначала посмотрим, какие определения звучат в рассматриваемых стихах о тех, кто говорят и думают вроде ту же истину, а поступают не по истине.
Итак, таковые:
- ЛГУТ (1:6)
- ОБМАНЫВАЮТ САМИХ СЕБЯ, и ИСТИНЫ НЕТ В НИХ; (1:8)
- ПРЕДСТАВЛЯЮТ БОГА ЛЖИВЫМ, и СЛОВА БОГА НЕТ В НИХ (1:10)
- ЛЖЕЦЫ и НЕТ В НИХ ИСТИНЫ (2:4)
- ЕЩЕ ВО ТЬМЕ (2:9)
- НАХОДЯТСЯ ВО ТЬМЕ, и ВО ТЬМЕ ХОДЯТ , и НЕ ЗНАЮТ, КУДА ИДУТ, потому что ТЬМА ОСЛЕПИЛА ИМ ГЛАЗА.(2:11)
- НЕ ВИДЕЛИ И НЕ ПОЗНАЛИ БОГА; (3:6)
- ОТ ДЬЯВОЛА; (3:8)
- НЕ ЕСТЬ ОТ БОГА; (3:10)
- ПРЕБЫВАЮТ В СМЕРТИ; (3:14)
- НЕ ПОЗНАЛИ БОГА(4:8)
- ЛЖЕЦЫ (4:20)
Замечательная картина у нас получается! Надо бы сгруппировать в одно целое определение, как некий авторский знаменатель, дабы увидеть и прикоснуться к этой мысли автора:
''Они лжецы, ибо лгут и представляют Бога лживым, но нет в них ни истины, ни слова Бога, ни вИдения, ни знания Его, ибо не видели и не знают ни Его, ни света, ни жизни, но пребывают в самообмане и находятся они еще во тьме, ослепившей им глаза, так что они не знают, куда идут, и пребывают в смерти, и они не от Бога, но от дьявола''.
Можно было бы, конечно, назвать их двоедушными, в духе обличения Павлом иудеев в Рим. 2, но здесь этого не позволяют сделать слова автора. Их ложь не в том, что они перечеркивают дурными лживыми делами свои добрые истинные слова, а в том, что через их дела познается и лживость их слов, неправомерность применения их к себе, ибо они не предназначены им. Почему же они не предназначены им? Потому что они сущностно оказываются не те, что о себе заявляют и на что претендуют. Они всеми словами утверждают себя рожденными от Бога, но дела их являют лживость этих слов, и являют, что они еще во тьме, ибо без света; во лжи, ибо без истины; в смерти, ибо без жизни; от дьявола, ибо не от Бога; слепы, ибо не видят Его; в неведении, ибо не знают Его.
Тогда как ''всякий рожденный от Бога, НЕ ДЕЛАЕТ ГРЕХА, потому что семя Его пребывает в нем; и он НЕ МОЖЕТ ГРЕШИТЬ, потому что рожден от Бога'' 3:9 И ''всякий любящий рожден от Бога и знает Бога'', что говорит о том, что свидетельством рожденности от Бога является любовь. И ''всякий рожденный от Бога побеждает мир'', что говорит о том, что длящееся дерзновенное ''побеждание мира'' также свидетельствует о рожденности от Бога этого победителя. Также ''всякий рожденный от Бога, не грешит, но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему'', где позиции ''не грешит'', ''хранит себя'', ''лукавый не прикасается к нему'' являются критериями определения рожденности от Бога. Те же, кому это не естествено, а противоестесствено (3:10), кому это тяжко, а не легко (5:3), кому не возможно, а не невозможно (3:9) - НЕ РОЖДЕНЫ ОТ БОГА, потому и не являются также ''своими''.
И автор послания не знает и не хочет знать полутеней. У автора Свету противопоставлена не тень, а тьма, Жизни - не умирание, а смерть; Богу - не плоть, а дьявол; Истине - не заблуждение, а ложь, вИдению и знанию - полная слепота и неведение, что и характеризует ту самую пропасть между рожденным от Бога, Духа и рожденным от плоти, как и в ев. Ин.
Исходя из всего этого, мой вопрос остается в силе, Илья, потому что я не хочу обманывать самого себя, зная критерий, который четко выставлен в послании Иоанна.
Потому вопрос мой еще не исчерпан, но выставлен снова в расширенном контексте.
Как же мне родиться от Духа?
С уважением.
Комментарий