Эти всего лишь заметки. Пока. Если хотите, рабочая черновая гипотеза. Не судите строго.
Мф 25:14 Ибо будет, как с человеком, который, уезжая, позвал рабов своих и вручил им имение свое; 15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и уехал. 16 Тотчас пошел получивший пять талантов, вложил их в дело и приобрел другие пять; 17 также получивший два приобрел другие два; 18 получивший же один ушел, раскопал землю и скрыл деньги господина своего.19 По долгом же времени приходит господин рабов тех и сводит с ними счет. 20 И подошел получивший пять талантов, принес другие пять и сказал: «господин, пять талантов ты мне вручил; вот, другие пять талантов я приобрел». 21 Сказал ему господин его: «хорошо, раб добрый и верный, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». 22 Подошел и получивший два таланта и сказал: «господин, два таланта ты мне вручил; вот, другие два таланта я приобрел». 23 Сказал ему господин его: «хорошо, раб добрый и верный, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». 24 Подошел же и тот, у кого был один талант, и сказал: «господин, я знал тебя, что ты человек жестокий: жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; 25 и в страхе пошел и скрыл талант твой в земле: вот тебе твое».
26 И ответил ему господин его: «лукавый раб и ленивый, ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал? 27 Потому надлежало тебе дать деньги мои менялам, и придя, я получил бы свое с ростом. 28 Возьмите же у него талант и дайте имеющему десять талантов; 29 ибо каждому имеющему будет дано, и у него будет изобилие, а у неимеющего будет взято и то, что он имеет. 30 И негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».
Лк19:12 Он сказал: некий человек знатного рода отправился в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться. 13 Призвав же десять слуг своих, он дал им десять мин и сказал им: «пустите их в оборот, пока я не приду». 14 Но сограждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, чтобы сказать: «не хотим, чтобы этот воцарился над нами». 15 И было: когда он возвратился, получив царство, приказал он позвать к нему тех слуг, которым дал деньги, чтобы узнать, кто что приобрел. 16 И явился первый и сказал: «господин, мина твоя дала десять мин». 17 И он сказал ему: «хорошо, добрый слуга; за то, что ты в малом оказался верен, властвуй над десятью городами».18 И пришел второй и сказал: «мина твоя, господин, принесла пять мин».19 Сказал же и этому: «и ты будь над пятью городами». 20 И другой пришел и сказал: «господин, вот мина твоя, которую я хранил в платке; 21 ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял». 22 Говорит ему: «твоими устами буду судить тебя, лукавый слуга! Ты знал, что я человек непреклонный: беру, чего не клал, и жну, чего не сеял. 23 Почему же ты не дал денег моих в оборот? И я, придя, получил бы их с ростом». 24 И он сказал бывшим при нем: «возьмите от него мину и дайте имеющему десять мин». 25 И сказали они ему: «господин, у него десять мин». 26 «Говорю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего будет взято и то, что он имеет. 27 А врагов моих этих, не пожелавших, чтобы я воцарился над ними, приведите сюда и заколите передо мною».
Эти две притчи имеют в основе какой-то первичный или более раний вариант, некую первопритчу. Об этом свидетельствует общий сюжет и разительные отличия в деталях. Притча творчески преобразованна ''на злобу дня''. Сразу бросается в глаза несколько странных, далеко неоднозначных деталей:
В центре внимания показан главный персонаж. Притча построена так, чтобы предостеречь от поведения этого главного персонажа. Этого раба господин называет лукавым, ленивым и негодным рабом в противоположность ''добрым и верным рабам''. Он также, как и все рабы, получил талант/мину, чтобы приумножить это и вернуть господину ''с процентами''. Но вот ведь странное дело! Вместо этого он ''зарывает в землю'' свой талант, или сохраняет ''в платке''.
Нет, даже не это странно. Странно другое. Почему это вдруг главный негативный ''герой'' притчи, не расточает его (как и подобает грешнику) для себя? Например, как расточил блудный сын ''имение свое с блудницами и мытарями''? Ведь тогда контраст с теми ''пушистыми'', ''хорошими парнями'', был бы гораздо более разителен и подчеркнут. Но нет, он сохраняет вверенное ему в целости и сохранности и возвращает его хозяину нерасстраченным на свои ''греховные рабские'' нужды. И внимание! Возвращает со словами: ''вот тебе твое!'' У меня он вызывает непооддельный интерес! Этот раб очень необычен и уникален! Что случилось с его страхом? Такого ''раба'' можно найти лишь одного среди тысячи! Заметьте, он поступает так ИЗНАЧАЛЬНО СОЗНАТЕЛЬНО! Разве он не поступил в строгом соответствии со словом Иисуса ''отдавать кесарю кесарево, а богу богово''? Невольно вспоминается евангелие от Фомы, где эта фраза несколько расширена: ''отдавайте богу богово, кесарю кесарево, а МНЕ МОЕ''. В контексте этого евангелия под ''богом'' подразумевается бог мира сего, господин мира сего. Возможно, что также и идейный контекст притчи в первичном варианте подразумевал под ''человеком'' хозяина рабов бога и творца этого мира Яхве Эллохим Израиля.
Вспомним и об еще одной притче из евангелия от Фомы, где тоже говорится о поведении учеников Иисуса, подобном поведению этого ''негодного раба'':
Логия 24: Мария сказала Иисусу: На кого похожи твои ученики? Он сказал: Они похожи на детей малых, которые расположились на поле, им не принадлежащем. Когда придут хозяева поля, они скажут: Оставьте нам наше поле. Они обнажаются перед ними, чтобы оставить это им и дать им их поле.
Заметьте, они просто ''обнажаются'', то есть отдают материальное тело, которое принадлежит ''хозяевам поля'' (= архонтам мира сего).
Далее. Господин рабов в канонической притче современным читателем ее априори воспринимается положительным персонажем. Но почему? Потому что везде поголовно принято, что под ним обязательно подразумевается Сам Бог или Христос.
Это ''человек, который, уезжая, позвал рабов своих и вручил им имение свое'', ''некий человек знатного рода отправился в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться''. Он вручает имение свое, таланты и мины рабам, чтобы они '''пустили их в оборот, пока я не приду'', или ''отдали бы деньги мои менялам, и придя, я получил бы свое с ростом''. Никого почему-то не удивляет что ''Бог'' или ''его Мессия'' выставляются здесь в роли ростовщика, бесстыдным образом наживающимся на чужом труде! И все принимают это как должное. Это что? Культивирование рабского сознания?
Но вот вдруг один раб, видимо совсем потеряв страх и разум, будто-бы не понимая, чем это для него может все обернуться, режет, что называется ''правду-матку'' прямо в лицо этому господину:
''господин, я знал тебя, что ты человек ЖЕСТОКИЙ: жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал'', ''ты человек ЖЕСТОКИЙ: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял''. Вот так! Жнет, где не сеял. Однако он все понимает и знает, что делает. Что же он имеет ввиду? А вот что. Господин этот нечто все же ''посеял'' и ''рассыпал'', но вот собрать он хочет несколько больше, чем только посеял и рассыпал, причем нисколько не напрягаясь и чужим трудом. Потому ему и возвращается ровно столько, сколько он и посеял. Интересно, что господин тот вовсе и не спорит с таким обвинением, и даже признает, что он жестокий и собирает там, где не рассыпал. Признает, что он просто хотел поживиться за чужой труд, что одаривал ''верных и добрых рабов'' только затем, чтобы собрать с них еще больше. ''Просто'', - говорит он, - ''у тебя не было выбора, ибо зная меня, зная что я хочу, и боясь меня, ты должен был рабски повиноваться, чтобы я получил больше, чем имел''.
Если мы говорим о рабах, то главное качество всякого раба - это страх. И лучше всего страх безусловный и животный. Если есть страх, то будет и верность и ответственность и должное поведение. Все рабы своего господина боятся. Откуда это мы знаем? Потому что даже этот самый мужественный раб, осмелившийся на такое поведение и выступление, все же и сам вроде как боялся господина своего. ''И я В СТРАХЕ пошел и скрыл талант твой в земле: вот тебе твое». ''Ибо я БОЯЛСЯ тебя, потому что ты человек жестокий''.
И потому мотивом поведения рабов является отнюдь не любовь, а всегда лишь страх перед наказанием и/или желание большей пайки от хозяина. Но независимо от размеров наказания или от размеров пайки, их всегда просто используют, манипулируя их страхами и желаниями.
Однако что-то со страхом этого раба не то, что ожидалось. Вот, он не боится наказания за то, что не умножил таланты или мины. Он равнодушен и к возможным наградам за ''правильное поведение''. Но тем не менее он не хочет расточать чужое и сохраняет его в целости. А это уже не страх, а скорее уважение к чужому имуществу. Мужество же этого раба в том, что он, не боясь наказания, отказался позволять себя эксплуатировать, будь это хоть сам господин всего мира, будь это даже Сам Бог. Это уже не рабское сознание, а сознание, свободное от устрашений и дрессуры аргументами силы, кнута (''ввергните во тьму внешнюю'') и пряника (''дайте ему еще другие десять талантов и пусть правит городами''). На фоне тех рабов, его трагический поступок являет беспримерное мужество и самоуважение, ибо он знал, что хозяин за такое по головке не погладит.
Детали по поводу ''отправления в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться'' с последующим ''а врагов моих этих, не пожелавших, чтобы я воцарился над ними, приведите сюда и заколите передо мною'' - можно все это отнести уже к более поздним творческим богословским вставкам, возникшим на фоне иудеохристианской проблемы задержки второй паруссии Мессии и желания иудеохристианства отождествить его с Мессией. Притча удобно позволяла вставить в себя и такой смысл, отождествив господина ростовщика с Мессией Иисусом.
Интересно, что в самом иудеохристиански окрашенном евангелии от Матфея раба того господин велит ''выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». А вот Лука почему-то с этим не согласен. В нем господин раба лишь велит ''взять от него мину и дать имеющему десять мин», против чего, думается у раба возражений не было. Однако...
Пока стоп. Дополнения или серьезная критика приветствуются.
Мф 25:14 Ибо будет, как с человеком, который, уезжая, позвал рабов своих и вручил им имение свое; 15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и уехал. 16 Тотчас пошел получивший пять талантов, вложил их в дело и приобрел другие пять; 17 также получивший два приобрел другие два; 18 получивший же один ушел, раскопал землю и скрыл деньги господина своего.19 По долгом же времени приходит господин рабов тех и сводит с ними счет. 20 И подошел получивший пять талантов, принес другие пять и сказал: «господин, пять талантов ты мне вручил; вот, другие пять талантов я приобрел». 21 Сказал ему господин его: «хорошо, раб добрый и верный, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». 22 Подошел и получивший два таланта и сказал: «господин, два таланта ты мне вручил; вот, другие два таланта я приобрел». 23 Сказал ему господин его: «хорошо, раб добрый и верный, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». 24 Подошел же и тот, у кого был один талант, и сказал: «господин, я знал тебя, что ты человек жестокий: жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; 25 и в страхе пошел и скрыл талант твой в земле: вот тебе твое».
26 И ответил ему господин его: «лукавый раб и ленивый, ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал? 27 Потому надлежало тебе дать деньги мои менялам, и придя, я получил бы свое с ростом. 28 Возьмите же у него талант и дайте имеющему десять талантов; 29 ибо каждому имеющему будет дано, и у него будет изобилие, а у неимеющего будет взято и то, что он имеет. 30 И негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».
Лк19:12 Он сказал: некий человек знатного рода отправился в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться. 13 Призвав же десять слуг своих, он дал им десять мин и сказал им: «пустите их в оборот, пока я не приду». 14 Но сограждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, чтобы сказать: «не хотим, чтобы этот воцарился над нами». 15 И было: когда он возвратился, получив царство, приказал он позвать к нему тех слуг, которым дал деньги, чтобы узнать, кто что приобрел. 16 И явился первый и сказал: «господин, мина твоя дала десять мин». 17 И он сказал ему: «хорошо, добрый слуга; за то, что ты в малом оказался верен, властвуй над десятью городами».18 И пришел второй и сказал: «мина твоя, господин, принесла пять мин».19 Сказал же и этому: «и ты будь над пятью городами». 20 И другой пришел и сказал: «господин, вот мина твоя, которую я хранил в платке; 21 ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял». 22 Говорит ему: «твоими устами буду судить тебя, лукавый слуга! Ты знал, что я человек непреклонный: беру, чего не клал, и жну, чего не сеял. 23 Почему же ты не дал денег моих в оборот? И я, придя, получил бы их с ростом». 24 И он сказал бывшим при нем: «возьмите от него мину и дайте имеющему десять мин». 25 И сказали они ему: «господин, у него десять мин». 26 «Говорю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего будет взято и то, что он имеет. 27 А врагов моих этих, не пожелавших, чтобы я воцарился над ними, приведите сюда и заколите передо мною».
Эти две притчи имеют в основе какой-то первичный или более раний вариант, некую первопритчу. Об этом свидетельствует общий сюжет и разительные отличия в деталях. Притча творчески преобразованна ''на злобу дня''. Сразу бросается в глаза несколько странных, далеко неоднозначных деталей:
В центре внимания показан главный персонаж. Притча построена так, чтобы предостеречь от поведения этого главного персонажа. Этого раба господин называет лукавым, ленивым и негодным рабом в противоположность ''добрым и верным рабам''. Он также, как и все рабы, получил талант/мину, чтобы приумножить это и вернуть господину ''с процентами''. Но вот ведь странное дело! Вместо этого он ''зарывает в землю'' свой талант, или сохраняет ''в платке''.
Нет, даже не это странно. Странно другое. Почему это вдруг главный негативный ''герой'' притчи, не расточает его (как и подобает грешнику) для себя? Например, как расточил блудный сын ''имение свое с блудницами и мытарями''? Ведь тогда контраст с теми ''пушистыми'', ''хорошими парнями'', был бы гораздо более разителен и подчеркнут. Но нет, он сохраняет вверенное ему в целости и сохранности и возвращает его хозяину нерасстраченным на свои ''греховные рабские'' нужды. И внимание! Возвращает со словами: ''вот тебе твое!'' У меня он вызывает непооддельный интерес! Этот раб очень необычен и уникален! Что случилось с его страхом? Такого ''раба'' можно найти лишь одного среди тысячи! Заметьте, он поступает так ИЗНАЧАЛЬНО СОЗНАТЕЛЬНО! Разве он не поступил в строгом соответствии со словом Иисуса ''отдавать кесарю кесарево, а богу богово''? Невольно вспоминается евангелие от Фомы, где эта фраза несколько расширена: ''отдавайте богу богово, кесарю кесарево, а МНЕ МОЕ''. В контексте этого евангелия под ''богом'' подразумевается бог мира сего, господин мира сего. Возможно, что также и идейный контекст притчи в первичном варианте подразумевал под ''человеком'' хозяина рабов бога и творца этого мира Яхве Эллохим Израиля.
Вспомним и об еще одной притче из евангелия от Фомы, где тоже говорится о поведении учеников Иисуса, подобном поведению этого ''негодного раба'':
Логия 24: Мария сказала Иисусу: На кого похожи твои ученики? Он сказал: Они похожи на детей малых, которые расположились на поле, им не принадлежащем. Когда придут хозяева поля, они скажут: Оставьте нам наше поле. Они обнажаются перед ними, чтобы оставить это им и дать им их поле.
Заметьте, они просто ''обнажаются'', то есть отдают материальное тело, которое принадлежит ''хозяевам поля'' (= архонтам мира сего).
Далее. Господин рабов в канонической притче современным читателем ее априори воспринимается положительным персонажем. Но почему? Потому что везде поголовно принято, что под ним обязательно подразумевается Сам Бог или Христос.
Это ''человек, который, уезжая, позвал рабов своих и вручил им имение свое'', ''некий человек знатного рода отправился в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться''. Он вручает имение свое, таланты и мины рабам, чтобы они '''пустили их в оборот, пока я не приду'', или ''отдали бы деньги мои менялам, и придя, я получил бы свое с ростом''. Никого почему-то не удивляет что ''Бог'' или ''его Мессия'' выставляются здесь в роли ростовщика, бесстыдным образом наживающимся на чужом труде! И все принимают это как должное. Это что? Культивирование рабского сознания?
Но вот вдруг один раб, видимо совсем потеряв страх и разум, будто-бы не понимая, чем это для него может все обернуться, режет, что называется ''правду-матку'' прямо в лицо этому господину:
''господин, я знал тебя, что ты человек ЖЕСТОКИЙ: жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал'', ''ты человек ЖЕСТОКИЙ: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял''. Вот так! Жнет, где не сеял. Однако он все понимает и знает, что делает. Что же он имеет ввиду? А вот что. Господин этот нечто все же ''посеял'' и ''рассыпал'', но вот собрать он хочет несколько больше, чем только посеял и рассыпал, причем нисколько не напрягаясь и чужим трудом. Потому ему и возвращается ровно столько, сколько он и посеял. Интересно, что господин тот вовсе и не спорит с таким обвинением, и даже признает, что он жестокий и собирает там, где не рассыпал. Признает, что он просто хотел поживиться за чужой труд, что одаривал ''верных и добрых рабов'' только затем, чтобы собрать с них еще больше. ''Просто'', - говорит он, - ''у тебя не было выбора, ибо зная меня, зная что я хочу, и боясь меня, ты должен был рабски повиноваться, чтобы я получил больше, чем имел''.
Если мы говорим о рабах, то главное качество всякого раба - это страх. И лучше всего страх безусловный и животный. Если есть страх, то будет и верность и ответственность и должное поведение. Все рабы своего господина боятся. Откуда это мы знаем? Потому что даже этот самый мужественный раб, осмелившийся на такое поведение и выступление, все же и сам вроде как боялся господина своего. ''И я В СТРАХЕ пошел и скрыл талант твой в земле: вот тебе твое». ''Ибо я БОЯЛСЯ тебя, потому что ты человек жестокий''.
И потому мотивом поведения рабов является отнюдь не любовь, а всегда лишь страх перед наказанием и/или желание большей пайки от хозяина. Но независимо от размеров наказания или от размеров пайки, их всегда просто используют, манипулируя их страхами и желаниями.
Однако что-то со страхом этого раба не то, что ожидалось. Вот, он не боится наказания за то, что не умножил таланты или мины. Он равнодушен и к возможным наградам за ''правильное поведение''. Но тем не менее он не хочет расточать чужое и сохраняет его в целости. А это уже не страх, а скорее уважение к чужому имуществу. Мужество же этого раба в том, что он, не боясь наказания, отказался позволять себя эксплуатировать, будь это хоть сам господин всего мира, будь это даже Сам Бог. Это уже не рабское сознание, а сознание, свободное от устрашений и дрессуры аргументами силы, кнута (''ввергните во тьму внешнюю'') и пряника (''дайте ему еще другие десять талантов и пусть правит городами''). На фоне тех рабов, его трагический поступок являет беспримерное мужество и самоуважение, ибо он знал, что хозяин за такое по головке не погладит.
Детали по поводу ''отправления в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться'' с последующим ''а врагов моих этих, не пожелавших, чтобы я воцарился над ними, приведите сюда и заколите передо мною'' - можно все это отнести уже к более поздним творческим богословским вставкам, возникшим на фоне иудеохристианской проблемы задержки второй паруссии Мессии и желания иудеохристианства отождествить его с Мессией. Притча удобно позволяла вставить в себя и такой смысл, отождествив господина ростовщика с Мессией Иисусом.
Интересно, что в самом иудеохристиански окрашенном евангелии от Матфея раба того господин велит ''выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». А вот Лука почему-то с этим не согласен. В нем господин раба лишь велит ''взять от него мину и дать имеющему десять мин», против чего, думается у раба возражений не было. Однако...
Пока стоп. Дополнения или серьезная критика приветствуются.
Комментарий