В Посланиях Апостола Павла фигурируют некие князья этого мира, которые мыслятся Апостолом в качестве существ распявших Иисуса Христа: « 8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (1 Послание к Коринфянам, глава 2). Эти враждебные Богу правители мира именуются Апостолом так же началами, властями и силами: «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Послание к Ефесянам, Глава 6) и «24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу» (1 к Кор., Глава 15) и др. Кем же являются эти загадочные существа? В поисках ответа обратимся к ТаНаХе и иудейской традиции.
Апостол Павел пользовался рукописью Танаха по которой был сделан перевод Септуагинты, это следует из того что Апостол в своих Посланиях цитирует именно Септуагинту, а не пытается самостоятельно перевести на греческий масоретский вариант рукописи. В Септуагинте в книге Второзакония мы читаем: «Когда Всевышний (Эль) давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Бога (Эльона);
ибо часть Господа (Яхве) народ Его, Иаков наследственный удел Его» (Второзаконие 32: 8-9). Для верного понимание этого фрагмента следует уяснить: в Танахе Всевышний, Бог и Господь это имена Одного и Того же Бога. Принимая это во внимание, мы приходим к следующему содержанию данных стихов: Бог при разделении человечества на отдельные народы берет правлением над Израилем, но власть над остальными народами отдает Своим сыновьям. Псалмопевец в 82 Псалме пишет, что сыны Бога правят народами без справедливости, вследствие чего они будут наказаны Богом, после чего Бог вернет правлением над всей землей Себе: «1 Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:
2 доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?...
6 Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы;
7 но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
8 Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы». Из книги Пророка Даниила мы узнаем, что Бог не правит Израилем непосредственно, но осуществляется это правления через князя Михаила, который заступается за Израиль при нападении на него князей персидского и греческого (отметим, что сыновья Бога именуются князьями): «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских.20 И он сказал: "знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции. 21 Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (Даниил 10:13, 20-21 13) . Суммируя весь космологический материал, обнаруженный нами в книги Второзакония, Псалмах и книге Даниила, перед нами вырисовываются следующие картина: Бог после разделения человечества на народы отдает правление над этими народами Своим сыновьям (Второзаконие 32: 8-9), но эти сыновья получив задание справедливо править народами, нарушают это задание и вершат не справедливость (Псалом 82:1-2), которая осуществляется в чрезмерном угнетении Израиля (Даниил 10:13, 20-21 13), вследствие чего Бог накажет Своих сыновей и вернет правление над всей землей Себе (Псалом 82: 6-8). Так же отмечаем, что при передачи народов сынам Своим, Бог оставляет Себе правление над Израилем (Второзаконие 32: 8-9) и осуществляет это правление через Своего сына Михаила (Даниил 10:13, 20-21 13).
Имел ли место в иудаизме времен Павла подобный синтез стихов Танахи, несущих космологическую нагрузку, в единую космологическую картину? Обратимся к 1 книги Еноха (2 -1 век до нашей эры), предварительно заметив, что во фрагменте, который будет приведен: овцы символизируют евреев, овны вождей евреев, дикие звери язычников, пастыри ангельских существ.
Итак, 1 книга Еноха: «призвал Он (Господь) семьдесят (стоит отметить, что опираясь на Берешит 10:1-32 иудаизм утверждает, что изначально было только семьдесят народов) пастырей, и отдал овец им, чтобы пасли они их (Второзаконие 32:8-9), и говорил Он пастырям и их помощникам: "Да пасет каждый из вас овец 60с этого момента, и все, что заповедую вам, то исполняйте. И отдам Я их вам точно подсчитанных, и укажу вам которых их них должно умертвить, и умертвите вы их". И 61отдал Он им тех овец и стали они поражать и истреблять больше, чем им было велено, и предали они 66тех овец в руки львов, орлов (Псалом 82: 6-8 и Даниил 10:13, 20-21 13) И семьдесят пастырей были судимы и найдены виновными, и брошены они были 26в ту огненную бездну (Псалом 82: 6-8)». Кроме того, в книги Еноха Израиль мыслится народом Бога, которым Бог правит через Михаила «Михаил, один из святых ангелов, поставленный над лучшею частью людей, - над избранным народом». Итак, в иудейской традиции времен Павла мы видим туже картину, что была обрисована нами на основании отдельных стихов Танаха. Эта иудейская космология схожа с той что мы видим у Апостола Павла, в ней так же как у Павла, мир правится враждебными Богу князьями, более того, так же как у Павла, эти князья мыслятся в числе начал, властей и сил. К подобному выводу мы приходим в процессе следующего размышления: Михаил в иудейской традиции мыслится как один из князей получивших власть над народами, однако опираясь на вторую книгу Еноха (1 век нашей эры) мы узнаем, что иудейская традиция относила Михаила к числу «начал, властей, сил», которые мыслятся иудаизмом жителями седьмого неба: «Затем взяли меня те мужи и вознесли на седьмое небо. И увидел я безмерно яркий свет и все огненное воинство великих архангелов. бесплотных сил, господствующих начал и властей, херувимов, серафимов, престолы и десять полков многоокого светлостояния И поднял меня архистратиг Михаил и подвел к лику Господа». Если же Михаил будучи одним из князей мыслится в иудейской традиции времен Павла относящимся к началам, властям и силам, то и остальные князья среди которых был Михаил при разделении власти над народами, так же должны мыслится как относящиеся к началам, властям и силам.
Апостол Павел пользовался рукописью Танаха по которой был сделан перевод Септуагинты, это следует из того что Апостол в своих Посланиях цитирует именно Септуагинту, а не пытается самостоятельно перевести на греческий масоретский вариант рукописи. В Септуагинте в книге Второзакония мы читаем: «Когда Всевышний (Эль) давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Бога (Эльона);
ибо часть Господа (Яхве) народ Его, Иаков наследственный удел Его» (Второзаконие 32: 8-9). Для верного понимание этого фрагмента следует уяснить: в Танахе Всевышний, Бог и Господь это имена Одного и Того же Бога. Принимая это во внимание, мы приходим к следующему содержанию данных стихов: Бог при разделении человечества на отдельные народы берет правлением над Израилем, но власть над остальными народами отдает Своим сыновьям. Псалмопевец в 82 Псалме пишет, что сыны Бога правят народами без справедливости, вследствие чего они будут наказаны Богом, после чего Бог вернет правлением над всей землей Себе: «1 Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:
2 доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?...
6 Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы;
7 но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
8 Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы». Из книги Пророка Даниила мы узнаем, что Бог не правит Израилем непосредственно, но осуществляется это правления через князя Михаила, который заступается за Израиль при нападении на него князей персидского и греческого (отметим, что сыновья Бога именуются князьями): «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских.20 И он сказал: "знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции. 21 Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (Даниил 10:13, 20-21 13) . Суммируя весь космологический материал, обнаруженный нами в книги Второзакония, Псалмах и книге Даниила, перед нами вырисовываются следующие картина: Бог после разделения человечества на народы отдает правление над этими народами Своим сыновьям (Второзаконие 32: 8-9), но эти сыновья получив задание справедливо править народами, нарушают это задание и вершат не справедливость (Псалом 82:1-2), которая осуществляется в чрезмерном угнетении Израиля (Даниил 10:13, 20-21 13), вследствие чего Бог накажет Своих сыновей и вернет правление над всей землей Себе (Псалом 82: 6-8). Так же отмечаем, что при передачи народов сынам Своим, Бог оставляет Себе правление над Израилем (Второзаконие 32: 8-9) и осуществляет это правление через Своего сына Михаила (Даниил 10:13, 20-21 13).
Имел ли место в иудаизме времен Павла подобный синтез стихов Танахи, несущих космологическую нагрузку, в единую космологическую картину? Обратимся к 1 книги Еноха (2 -1 век до нашей эры), предварительно заметив, что во фрагменте, который будет приведен: овцы символизируют евреев, овны вождей евреев, дикие звери язычников, пастыри ангельских существ.
Итак, 1 книга Еноха: «призвал Он (Господь) семьдесят (стоит отметить, что опираясь на Берешит 10:1-32 иудаизм утверждает, что изначально было только семьдесят народов) пастырей, и отдал овец им, чтобы пасли они их (Второзаконие 32:8-9), и говорил Он пастырям и их помощникам: "Да пасет каждый из вас овец 60с этого момента, и все, что заповедую вам, то исполняйте. И отдам Я их вам точно подсчитанных, и укажу вам которых их них должно умертвить, и умертвите вы их". И 61отдал Он им тех овец и стали они поражать и истреблять больше, чем им было велено, и предали они 66тех овец в руки львов, орлов (Псалом 82: 6-8 и Даниил 10:13, 20-21 13) И семьдесят пастырей были судимы и найдены виновными, и брошены они были 26в ту огненную бездну (Псалом 82: 6-8)». Кроме того, в книги Еноха Израиль мыслится народом Бога, которым Бог правит через Михаила «Михаил, один из святых ангелов, поставленный над лучшею частью людей, - над избранным народом». Итак, в иудейской традиции времен Павла мы видим туже картину, что была обрисована нами на основании отдельных стихов Танаха. Эта иудейская космология схожа с той что мы видим у Апостола Павла, в ней так же как у Павла, мир правится враждебными Богу князьями, более того, так же как у Павла, эти князья мыслятся в числе начал, властей и сил. К подобному выводу мы приходим в процессе следующего размышления: Михаил в иудейской традиции мыслится как один из князей получивших власть над народами, однако опираясь на вторую книгу Еноха (1 век нашей эры) мы узнаем, что иудейская традиция относила Михаила к числу «начал, властей, сил», которые мыслятся иудаизмом жителями седьмого неба: «Затем взяли меня те мужи и вознесли на седьмое небо. И увидел я безмерно яркий свет и все огненное воинство великих архангелов. бесплотных сил, господствующих начал и властей, херувимов, серафимов, престолы и десять полков многоокого светлостояния И поднял меня архистратиг Михаил и подвел к лику Господа». Если же Михаил будучи одним из князей мыслится в иудейской традиции времен Павла относящимся к началам, властям и силам, то и остальные князья среди которых был Михаил при разделении власти над народами, так же должны мыслится как относящиеся к началам, властям и силам.
Комментарий