Образы в памяти

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Ярикъ
    Advocatus diaboli

    • 03 September 2005
    • 2339

    #1

    Образы в памяти

    Размышляя о мышлении вспомнил о давно прочитанной книге: Д. Мичи, Р. Джонстон «Компьютер-творец» («Мир», Москва 1987). Приведу интересный отрывок из книги (стр. 83-84), как информацию к размышлению:

    Квадраты в нашей памяти

    Люди хранят зрительную информацию совершенно в иной форме, чем она запечатлевается на сетчатке глаза. Зафиксированное на сетчатке изображение существенно перерабатывается и кодируется. Это было установлено школой Жана Пиаже в результате очень интересных исследований того, как рисуют дети. Систематически наблюдая за развитием определенных способностей у детей [3], Джин Хейс показала девочке трех с половиной лет квадрат и попросила нарисовать такой же. На рис. 15 воспроизведено то, чтонарисовала девочка. Сначала она изобразила фигуру, показанную слева, что совсем неудивительно. Но потом нарисовала фигуру, похожую на жука (справа), что по представлениям любого взрослого не имеет ни малейшего сходства с квадратом. Когда же ее попросили объяснить свой рисунок, она указала на три присутствующих там элемента: «жесткие штучки», «штучки, идущие вверх-вниз» и «боковушки». После того как она показала на первоначальном квадрате, что имеет в виду, выяснилось, что «жесткие штучки» это углы, «штучки, идущие вверх-вниз»,это вертикальные стороны, а «боковушки» это горизонтальные стороны.



    Рис. 15. Копии квадрата, сделанные девочкой в возрасте трех с половиной лет.

    Почему же девочка нарисовала квадрат именно так? Ведь она уже продемонстрировала, что может сделать «нормальную» взрослую копию. Объяснение, которое дается этому школой Пиаже, и оно подтверждено работами Хейс весьма любопытно. Предположим на минутку, что, храня квадраты в своей памяти, мы запоминаем там не двумерный образ, а его структурное описание. Семантическая сеть квадрата может иметь следующую структуру (рис. 16). Сходство этой схемы со вторым рисунком девочки, хоть и весьма отдаленное, трудно объяснить. Создается впечатление,что девочка, не отдавая себе в этом отчета, по какой-то причине опустила в данном случае последнюю стадию процесса реконструкции воспоминания и графическим путем изобразила описательную схему, в виде которой квадрат содержится в ее памяти. Данное и другие психологические исследования приводят к заключению, что мозг хранит информацию в виде шаблонов и это очень напоминает ту форму, в которой хранятся знания в экспертных системах.



    Рис. 16. Семантическая сеть квадрата.
    Последний раз редактировалось Ярикъ; 26 October 2005, 11:09 PM. Причина: Рис. 16 не загрузил
    Два-три котенка на ведро воды.
  • ILIA2
    Завсегдатай

    • 06 November 2004
    • 577

    #2
    С девойчкой понятно. С экспертными системами не понятно.
    Про формы и шаблоны поподробнее пожалуйста.

    Комментарий

    • Ярикъ
      Advocatus diaboli

      • 03 September 2005
      • 2339

      #3
      Сообщение от ILIA2
      С экспертными системами не понятно.
      Грубо говоря ЭС - это база знаний, умеющая отвечать на вопросы на естественном языке. Типа, "Сколько время?", "Есть ли жизнь на Марсе?"
      Сообщение от ILIA2
      Про формы и шаблоны поподробнее пожалуйста.
      Все знания в этой системе храняться в определенном виде - шаблонах, понятных программе.
      Существует т.н. "теория фреймов" ("падежные фреймы") - парадигма для представления знаний, понятных программе.
      Например, фраза "Иван дал мяч Кате" выглядит так:
      [Давать
      [падежный фрейм
      агент: Иван
      объект: мяч
      реципиент: Катя
      [грам
      время: прош
      залог: акт
      ]
      Все ссылки на Яндекс.ру.
      Два-три котенка на ведро воды.

      Комментарий

      • ILIA2
        Завсегдатай

        • 06 November 2004
        • 577

        #4
        Если я правилно понял. Пока не введешь в экспертную систему информацию о том что на марсе жизни нет, он тебе ничего и не выдат.
        Т.е. чуда не произошло.

        Комментарий

        • Ярикъ
          Advocatus diaboli

          • 03 September 2005
          • 2339

          #5
          Сообщение от ILIA2
          Если я правилно понял. Пока не введешь в экспертную систему информацию о том что на марсе жизни нет, он тебе ничего и не выдат.
          Т.е. чуда не произошло.
          Да. Это лишь база знаний, а не ИИ. Такие базы заполняются экспертами в определенной области (медицина, физика). Отсюда и название.
          Два-три котенка на ведро воды.

          Комментарий

          • ILIA2
            Завсегдатай

            • 06 November 2004
            • 577

            #6
            Тогда чем отличается экспетрная система от обычной информационной системы. В чем прикол?

            Комментарий

            • Ярикъ
              Advocatus diaboli

              • 03 September 2005
              • 2339

              #7
              Сообщение от ILIA2
              Если я правилно понял. Пока не введешь в экспертную систему информацию о том что на марсе жизни нет, он тебе ничего и не выдат.
              Но зато скажет кто кому мячик дал.
              Два-три котенка на ведро воды.

              Комментарий

              • Ярикъ
                Advocatus diaboli

                • 03 September 2005
                • 2339

                #8
                Сообщение от ILIA2
                Тогда чем отличается экспетрная система от обычной информационной системы.
                Да, по-моему, ничем. Если конечно ИС естественный язык понимаю и могут его синтезировать. Вы на год издания книги посмотрите. Возможно просто называют это сейчас иначе. В вопросах ИИ я плохо разбираюсь. Просто необходимо было какое-то время.
                Два-три котенка на ведро воды.

                Комментарий

                • VinsentVega
                  Ветеран

                  • 30 May 2011
                  • 1836

                  #9
                  Тренируюсь в визуализации образов памяти.
                  Но результаты пока совсем слабые.
                  Подскажите эффективную методику.

                  Комментарий

                  • Ex nihilo
                    R.I.P.

                    • 09 January 2001
                    • 8810

                    #10
                    Сообщение от VinsentVega
                    Тренируюсь в визуализации образов памяти.
                    Но результаты пока совсем слабые.
                    Подскажите эффективную методику.
                    Этому учат в разведке.
                    У меня в военном билете, в графе "специальность", написано "арт. разведка".
                    Запах. Это самый мощный процесс, поднимающий память, сильнее нет.
                    И я не шучу, это правда.
                    Шашлык люди любят ведь не из-за мяса, а за дымок.
                    Как работает нюх - это до сих пор неизвестно. Но именно нюх самый мощный инcтрумент для запоминания.
                    Вам тут будут писать разную фигню, но я разведчик. И меня учили, что самая сильная память - это запах. У кого сопли - это не поможет.

                    Комментарий

                    • VinsentVega
                      Ветеран

                      • 30 May 2011
                      • 1836

                      #11
                      Ex nihilo

                      А методика какая?
                      Нужно вспоминать различные запахи?

                      Комментарий

                      • КртфльФРИ
                        Участник

                        • 16 November 2008
                        • 183

                        #12
                        Слух сильнее влияет. Лично у меня так, слышу звук сразу всплывает то, что казалось бы мне не зачем было запоминать. Складывается ощущение, что человек запоминает вообще всё что видел, слышал, нюхал, лизал и щупал. Хотя возможно у меня просто сопли

                        Комментарий

                        • VinsentVega
                          Ветеран

                          • 30 May 2011
                          • 1836

                          #13
                          КртфльФРИ

                          У вас образы яркие, фотографичные?

                          Я тоже визуализираю на различные стимулы но меня не удовлетворяет качество образов. Они очень бледные.
                          Это даже не образы а ощущения образов, наверное.

                          Комментарий

                          • Ex nihilo
                            R.I.P.

                            • 09 January 2001
                            • 8810

                            #14
                            Сообщение от КртфльФРИ
                            Слух сильнее влияет. Лично у меня так, слышу звук сразу всплывает то, что казалось бы мне не зачем было запоминать. Складывается ощущение, что человек запоминает вообще всё что видел, слышал, нюхал, лизал и щупал. Хотя возможно у меня просто сопли
                            Да. Мозг записывает всё до бита информации. Но информацию нужно восстановить. Запахи - самая сильная схема. Я это знаю. Звуки тоже, но запахам они проигрывают. После запахов на втором месте - зрительная память. Зубная щетка не на своём месте, не тот угол наклона в стакане - уже должен быть сигнал в мозг, что что-то изменилось. Это не значит, что надо быть параноиком. Просто мозг записывает всё. Как винчестер на компьютере. Стёртые файлы легко восстановить. Я не был допущен к технологиям восстановления памяти. Но честно скажу: они есть.
                            Гипноз. Гипноз в среде христиан считается дьявольщиной, но в разведке он работает. И тут мы упираемся в сны. А сны и выдают правдивую картину рассклада карт на столе событий. Но сны мы забываем. Нам надо собраться на работу, отвести детей в школу, заплатить за квартиру: какие там сны...

                            Комментарий

                            • VinsentVega
                              Ветеран

                              • 30 May 2011
                              • 1836

                              #15
                              Думать с помощью образов, говорить с помощью пластилина

                              Ади Кац

                              Перевод д-ра Далии Гурари-Ротман, работающей на общественных началах, выполненный в ноябре 2000 года для израильского центра самопомощи, организованного ESRA группой помощи родителям, у детей которых наблюдаются незначительные симпотомы неспособности к учебе.

                              Настоящим даром дислексии является мастерство. Для Эйнштейна это была физика, для да Винчи искусство. Большинство дислектиков исключительно одаренные, их любознательность выше среднего уровня, у них очень хорошо развито воображение. Так утверждает врач Рон Дейвис, дислектик, разработавший уникальную систему лечения. Ади Кац разговаривала с дислектиками, которые с помощью этого метода полностью изменили свою жизнь.

                              Что общего у этих людей: Уинстон Черчилль, Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Уолт Дисней, Ганс Христиан Андерсен, Квентин Тарантино, Джей Лено, Шер и Том Круз? Все они известны за выдающиеся достижения каждый в своей области, но еще одной их общей характеристикой является дислексия. Рон Дейвис, автор книги «Дар дислексии» (опубликованной частным образом, Джудит Шварц), которая недавно вышла на иврите, утверждает, что эти люди достигли таких успехов не несмотря на такой дефект, а скорее благодаря ему.

                              Дейвис, сам страдающий от дислексии, говорит, что дислектики могут использовать способность мозга изменять и создавать ощущения, они обладают хорошо развитым осознанием окружающего их мира, их воображение выше среднего уровня, они мыслят больше визуальное, чем вербально, у них хорошо развита интуиция и способность трехмерного восприятия. Эти способности, если они не подавляются родителями или процессом обучения, могут привести к развитию интеллектуальности выше среднего уровня, а также исключительно творческих талантов. Как считает Дейвис, настоящим даром дислексии является мастерство - у Эйнштейна оно проявилось в области физики, у Леонардо да Винчи в искусстве.

                              Дейвис говорит, что для того, чтобы понять и оценить положительную сторону дислексии, нужно обратиться к ее отрицательным аспектам, т.е. затрудненность в чтении, письме, орфографии, выполнении арифметических действий и т.д. Дислектики очень чувствительны к таким затрудненностям, а мы говорим об одном из десяти детей, и часто это приводит к тому, что ребенка называют тупым или ленивым, что «сбивает его с пути» как в смысле положения в обществе, так и в смысле получения образования. Большинство таких людей так и не раскрывает своего профессионального потенциала, и в самых крайних случаях опускаются в криминальную среду.

                              В результате Дейвис разработал систему лечения дислексии, в большинстве случаев доказавшую свою эффективность. Улучшается чтение, письмо и математические способности, улучшается координация и контроль за дезориентацией, и все это приводит к повышению чувства уверенности в себе. В детстве Рона Дейвиса называли умственно отсталым несмотря на то, что его коэффициет интеллекта (IQ) был равен 160. Он плохо учился в школе и постоянно чувствовал, что что-то было не так с его мозгом. Несмотря на все эти трудности Дейвис стал инженером, бизнесменом и скульптором.

                              В возрасте примерно сорока лет Дейвис заметил, что его дислексия ухудшалась, когда он занимался скульптурой. Он заперся в гостиничном номере и стал упражняться в ухудшении, а потом в улучшении состояния дислексии; к его удивлению через три дня, посмотрев на свой пропуск в гостиницу, он обнаружил, что мог прочитать буквы. Затем он пошел в публичную библиотеку, взял книгу «Остров сокровищ» и за несколько часов прочитал ее.

                              Дейвис поделился своим открытием с друзьями и к своему удивлению обнаружил, что его друзья, занимающиеся искусством, тоже были дислектики. С помощью такого метода проб и ошибок за несколько последующих месяцев он разработал метод преодоления дислексии и через год открыл свою первую клинику по проблемам чтения. В 1982 году в Калифорнии Дейвис основал Центр коррекции дислексии при Центре по исследованию проблем чтения, а в 1985 году он создал Международную организацию коррекции дислексии по системе Дейвиса, в которой врачи и педагоги всего мира обучаются его системе. Книга «Дар дислексии» уже переведена на 10 языков.

                              Джудит Шварц из Раананы сегодня единственный врач в Израиле, применяющий метод Дейвиса. Шварц познакомилась с этим методом, когда она сама и ее сын Йарон, оба дислектики, успешно прошли лечение по этому методу в Лондоне. «В соответствии с теорией Дейвиса - говорит она дислектики думают скорее образами, чем словами или предложениями. В Японии и в Китае дислектиков нет, потому что буквы в их алфавите это образы, а не символы, как в ивритском, арабском или латинском алфавите. Поскольку дислектики мыслят в основном образами, они склонны развивать свое воображение и не применять вербальный процесс. Эта уникальная форма мышления в результате развивает у них многие способности и таланты».

                              Шварц родилась в Лондоне, в благоустроенной еврейской семье. «С раннего детства я чувствовала, что со мной было что-то не так, но не могла объяснить, что именно, я отличалась своим поведением в школе и отношением к учебе, у меня были проблемы с вниманием и концентрацией, и я страдала от гиперактивности. Сегодня я знаю, что эти проблемы были результатом моей неспособности к обучению».

                              Комментарий

                              Обработка...