Размышляя о мышлении вспомнил о давно прочитанной книге: Д. Мичи, Р. Джонстон «Компьютер-творец» («Мир», Москва 1987). Приведу интересный отрывок из книги (стр. 83-84), как информацию к размышлению:
Квадраты в нашей памяти
Люди хранят зрительную информацию совершенно в иной форме, чем она запечатлевается на сетчатке глаза. Зафиксированное на сетчатке изображение существенно перерабатывается и кодируется. Это было установлено школой Жана Пиаже в результате очень интересных исследований того, как рисуют дети. Систематически наблюдая за развитием определенных способностей у детей [3], Джин Хейс показала девочке трех с половиной лет квадрат и попросила нарисовать такой же. На рис. 15 воспроизведено то, чтонарисовала девочка. Сначала она изобразила фигуру, показанную слева, что совсем неудивительно. Но потом нарисовала фигуру, похожую на жука (справа), что по представлениям любого взрослого не имеет ни малейшего сходства с квадратом. Когда же ее попросили объяснить свой рисунок, она указала на три присутствующих там элемента: «жесткие штучки», «штучки, идущие вверх-вниз» и «боковушки». После того как она показала на первоначальном квадрате, что имеет в виду, выяснилось, что «жесткие штучки» это углы, «штучки, идущие вверх-вниз»,это вертикальные стороны, а «боковушки» это горизонтальные стороны.

Рис. 15. Копии квадрата, сделанные девочкой в возрасте трех с половиной лет.
Почему же девочка нарисовала квадрат именно так? Ведь она уже продемонстрировала, что может сделать «нормальную» взрослую копию. Объяснение, которое дается этому школой Пиаже, и оно подтверждено работами Хейс весьма любопытно. Предположим на минутку, что, храня квадраты в своей памяти, мы запоминаем там не двумерный образ, а его структурное описание. Семантическая сеть квадрата может иметь следующую структуру (рис. 16). Сходство этой схемы со вторым рисунком девочки, хоть и весьма отдаленное, трудно объяснить. Создается впечатление,что девочка, не отдавая себе в этом отчета, по какой-то причине опустила в данном случае последнюю стадию процесса реконструкции воспоминания и графическим путем изобразила описательную схему, в виде которой квадрат содержится в ее памяти. Данное и другие психологические исследования приводят к заключению, что мозг хранит информацию в виде шаблонов и это очень напоминает ту форму, в которой хранятся знания в экспертных системах.

Рис. 16. Семантическая сеть квадрата.
Квадраты в нашей памяти
Люди хранят зрительную информацию совершенно в иной форме, чем она запечатлевается на сетчатке глаза. Зафиксированное на сетчатке изображение существенно перерабатывается и кодируется. Это было установлено школой Жана Пиаже в результате очень интересных исследований того, как рисуют дети. Систематически наблюдая за развитием определенных способностей у детей [3], Джин Хейс показала девочке трех с половиной лет квадрат и попросила нарисовать такой же. На рис. 15 воспроизведено то, чтонарисовала девочка. Сначала она изобразила фигуру, показанную слева, что совсем неудивительно. Но потом нарисовала фигуру, похожую на жука (справа), что по представлениям любого взрослого не имеет ни малейшего сходства с квадратом. Когда же ее попросили объяснить свой рисунок, она указала на три присутствующих там элемента: «жесткие штучки», «штучки, идущие вверх-вниз» и «боковушки». После того как она показала на первоначальном квадрате, что имеет в виду, выяснилось, что «жесткие штучки» это углы, «штучки, идущие вверх-вниз»,это вертикальные стороны, а «боковушки» это горизонтальные стороны.

Рис. 15. Копии квадрата, сделанные девочкой в возрасте трех с половиной лет.
Почему же девочка нарисовала квадрат именно так? Ведь она уже продемонстрировала, что может сделать «нормальную» взрослую копию. Объяснение, которое дается этому школой Пиаже, и оно подтверждено работами Хейс весьма любопытно. Предположим на минутку, что, храня квадраты в своей памяти, мы запоминаем там не двумерный образ, а его структурное описание. Семантическая сеть квадрата может иметь следующую структуру (рис. 16). Сходство этой схемы со вторым рисунком девочки, хоть и весьма отдаленное, трудно объяснить. Создается впечатление,что девочка, не отдавая себе в этом отчета, по какой-то причине опустила в данном случае последнюю стадию процесса реконструкции воспоминания и графическим путем изобразила описательную схему, в виде которой квадрат содержится в ее памяти. Данное и другие психологические исследования приводят к заключению, что мозг хранит информацию в виде шаблонов и это очень напоминает ту форму, в которой хранятся знания в экспертных системах.

Рис. 16. Семантическая сеть квадрата.
Комментарий