Закон Яхве, а имею ввиду принципиальные положения десяти заповедей, универсален ... для любого общества. Что я хочу сказать? Это парадигмальные установки для жизни в мире сем, для выживания общины среди других общин. Например, возьмем заповедь ''не убий''. Однако, любое общество провозглашает принцип запрета на убийство члена своего общества, клана, государства, семьи. И внутри общества есть и исключения из этого правила. ''Не убивать'' положено нормальных членов общества, а нарушивших ее принципы, не можно, а нужно наказать, а в некоторых случаях и убить. Так и в Израиле нарушители могли и должны были быть наказаны вплоть до убийства (побиение камнями, повешение на древе). В принципе, ничего особого, ведь точно по такому же принципу существует даже преступное общество. Своих ''братков'' убивать нельзя, но ежели это ''легавый'' или ''ссучившийся'', ''стукач'', или ''фраер'' то ''для дела общего'' очень даже нужно. Принцип ''не убий'' в Израиле касался лишь своих. Что касается чужих, язычников, убить их очень даже часто праведно и бывало даже просто необходимо.
Возьмем заповедь ''не кради''. Красть у брата еврея нельзя. Но если у язычников, например, на войне, то красть можно в открытую, останется лишь называть это как-то иначе, ''трофеем'', например. Вспомните бегство из Египта. Так и у язычников было. В их обществах всегда воровство у своих осуждалось, а вот забрать чужое на войне это не грабеж, и никак не воровство, а, понимать надо, трофей. Правда у евреев было и понятие ''заклятое''. Однако далеко не всегда все так было сурово. Да таких суровостей и у язычников тоже хватало. В истории войн человечества находятся случаи наказания за воровство и изнасилование чужих вражеских женщин. А как вы думаете, ''воры в законе'' положительно относятся, если кто из своих воров ворует у своих же братьев-воров? Что будет ''вору в законе'', если он сворует что-нибудь у ''вора в законе'' или из ''общака? А если у ''фраера''?
Аналогично и с остальными заповедями. Ни одно общество не желает своего внутреннего разложения через братоубийство, воровство у своих, блуд и прочее. Но с членами других обществ делать все это в определенных условиях - всегда пожалуйста. Надо тебе жену из дочерей царя? Легко, только пойди и убей триста человек из язычников и принеси их краеобрезания.
Так ли уж уникален закон Моисея? Уж не простой ли это набор правил выживания в мире сем для любого сообщества мира сего? Разве в них есть нечто уникальное, чего не было бы в языческих обществах? Разве какое-то языческое общество построено на позволении убить брата по своему же обществу? Разве у них не осуждалось воровство у своих и прелюбодеяние?
Возьмем заповедь ''не кради''. Красть у брата еврея нельзя. Но если у язычников, например, на войне, то красть можно в открытую, останется лишь называть это как-то иначе, ''трофеем'', например. Вспомните бегство из Египта. Так и у язычников было. В их обществах всегда воровство у своих осуждалось, а вот забрать чужое на войне это не грабеж, и никак не воровство, а, понимать надо, трофей. Правда у евреев было и понятие ''заклятое''. Однако далеко не всегда все так было сурово. Да таких суровостей и у язычников тоже хватало. В истории войн человечества находятся случаи наказания за воровство и изнасилование чужих вражеских женщин. А как вы думаете, ''воры в законе'' положительно относятся, если кто из своих воров ворует у своих же братьев-воров? Что будет ''вору в законе'', если он сворует что-нибудь у ''вора в законе'' или из ''общака? А если у ''фраера''?
Аналогично и с остальными заповедями. Ни одно общество не желает своего внутреннего разложения через братоубийство, воровство у своих, блуд и прочее. Но с членами других обществ делать все это в определенных условиях - всегда пожалуйста. Надо тебе жену из дочерей царя? Легко, только пойди и убей триста человек из язычников и принеси их краеобрезания.
Так ли уж уникален закон Моисея? Уж не простой ли это набор правил выживания в мире сем для любого сообщества мира сего? Разве в них есть нечто уникальное, чего не было бы в языческих обществах? Разве какое-то языческое общество построено на позволении убить брата по своему же обществу? Разве у них не осуждалось воровство у своих и прелюбодеяние?
Комментарий