Премудрость

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • И р и н а
    Ветеран

    • 29 March 2020
    • 5035

    #1

    Премудрость

    «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1Кор.1:2224)

    «Премудрость» в Писании названа «Духом мудрости и разума». Премудрость так же названа «Христом».

    Вот, что сказано о Пермудрости:

    Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего.

    Она есть дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи.

    Ибо премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает.

    Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя: посему ничто оскверненное не войдет в нее.

    Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его.

    Премудрость Соломона 7 глава

    почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия

    Ис. 11:2
    Я думаю, что слово «слава» означает «свечение» или «свет». Таким образом, Христос или Дух Премудрости есть Свет Бога, то есть, по сути, Сам Бог.

    Почему Тогда, как вы думаете, создавшие Писание не говорят просто «Бог», а вводят понятия «Премудрости», «Духа Премудрости», «Христа»?
    Когда я был молод, я восхищался умными людьми. Теперь, когда я уже стар, я восхищаюсь добрыми.

    Авраам Йегошуа Гешель
  • sam1
    Метафизический Сам

    • 15 January 2009
    • 19049

    #2
    Сообщение от И р и н а
    Почему Тогда, как вы думаете, создавшие Писание не говорят просто «Бог», а вводят понятия «Премудрости», «Духа Премудрости», «Христа»?
    Премудрость - это проявление Бога в нашем мире, а не Сам Бог:

    "Что значит: «в премудрости Божией»? В творениях, посредством которых Он благоволил открыться. Он устроил все так, чтобы человек, переходя от предметов видимых к Творцу, удивлялся Ему. Велико небо и необъятна земля: подивись же Творцу их. Ведь это великое небо не только Им сотворено, но и сотворено легко, и эта необъятная земля произведена Им, как ничто. Потому о первом сказано: «небеса дело Твоих рук» (Пс. 101:26); а о земле: «землю же как ничто сотворил» (Ис. 40:23).

    Так как мир не хотел познать Бога посредством этой премудрости, то Он научил мнимым безумием проповеди, не чрез суждения, а чрез веру. Где премудрость Божия, там нет нужды в человеческой".

    (Иоанн Златоуст)

    "Премудростью Божией апостол назвал учение Господа, показывая этим, что Сыном Божиим нам предано истинное любомудрие".

    (Климент Александрийский)

    "В премудрости Божией. Это книга природа в которой раскрывается пред разумным человеком премудрость Божия (см. Рим. 1:20 и Деян. 14:17; Деян. 17:27). Человек может, наблюдая за жизнью природы, за целесообразностью всех ее явлений, приходить к мысли о существовании Премудрого Творца и Промыслителя вселенной. Но человеческий разум (ср. Рим. 1:21) не оказался верным этой своей задаче и обоготворил самое творение вместо того, чтобы прославить Творца.

    Если некоторые философы и создавали себе идею единого и всеблагого Бога, то это было довольно неопределенное и абстрактное понятие, которое им не удалось утвердить за порогами своих школ. Боги народа, владычествовавшие над его совестью, крепко держались на месте, и только Израилю путем особенного откровения было сообщено истинное познание о Боге".

    (Толковая Библия А. П. Лопухина)

    1-ое послание к Коринфянам ап. Павла 1 глава 21 стих читать онлайн на Экзегет.ру
    Пишите по теме, пожалуйста.

    Комментарий

    • Тимофей-64
      Ветеран

      • 14 October 2011
      • 11282

      #3
      Сообщение от И р и н а
      «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1Кор.1:2224)

      «Премудрость» в Писании названа «Духом мудрости и разума». Премудрость так же названа «Христом».

      Вот, что сказано о Пермудрости:





      Я думаю, что слово «слава» означает «свечение» или «свет». Таким образом, Христос или Дух Премудрости есть Свет Бога, то есть, по сути, Сам Бог.

      Почему Тогда, как вы думаете, создавшие Писание не говорят просто «Бог», а вводят понятия «Премудрости», «Духа Премудрости», «Христа»?
      Ирина, если говорить о книге Притч или же о книге Премудрости Соломона и Премудрости Сына Сирахова, то все это - интересная и конкурирующая литература эпохи 2 Храма. Можно дискутировать, ПО КАКИМ МОТИВАМ авторы этих книг (это ни разу не Соломон. царь Израиля) хотели придать Премудрости статус Божественной личности.
      Первое, что тут приходит в голову, это просто общий закон человеческой религиозности. Чаще всего единобожие СЛОЖНО для человека. И он стремиться "придать Аллаху сотоварищей" и увеличить число богов.
      Может быть, здесь проявление этой тенденции для писателей, которые выросли в монотеистической традиции. но там им скучновато стало.
      Второе, - это постепенный Божий подвод монотеистов к идее Троичного Бога.
      И такое может быть. Более того, обе мотивации-тенденции могут УЖИВАТЬСЯ между собою.
      Факт в том, что монотеизм иудеев 2 Храма не был столь чистым, как потом у Мухаммеда (хотя и в ислам тоже проникала позже та же тенденция - что поделать, природа такова).

      В христианской традиции с 3-4 века 8 глава Притч была одним из ключевых исходных текстов в тринитарных спорах.
      Постепенно тогда Премудрость Божию четко отождествили с Логосом Иоанна.
      ну, и правильно, наверное.

      В паламитские времена появилось еще более ясное решение св. Григория. Но скорее, оно относится к Шехине.
      Шехина - это и есть нетварный Фаворский свет. То есть, Бог, действующий. В сущности своей Бог не познаваем, но отчасти Он познаваем для нас в своих энергиях - действиях. Причем это Божие действие не есть что-то тварное и отчуждаемое от Бога. Это "просто" Бог в своем действии. По действию, ощущение которого каким-то образом открывается твари, - по этому действию и познается Сам действующий Бог.

      Да, и очень важно еще вот что. Со второго века, с гностиков Валентина, Василида, Карпократа (а также в Каббале, которая есть иудейский гностицизм) Премудрость (София-Хохма) стала одной из важных божиих эманаций (сефирот), каким-то образом причастной к порождению Демиурга - полубожка, плохого божка и уродца во всей плероме, который сотворил этот мир. Отчего мир и страждет. Богохульное учение.
      Те же идеи воскресли в софианской ереси в Русской церкви начала ХХ века.
      Спаси, Боже, люди Твоя....

      Комментарий

      • alexgrey
        Ветер, наполни мои паруса

        • 10 April 2013
        • 8717

        #4
        Сообщение от И р и н а
        Почему Тогда, как вы думаете, создавшие Писание не говорят просто «Бог», а вводят понятия «Премудрости», «Духа Премудрости», «Христа»?
        Каждое понятие отражает определённую грань Бога, чтобы человеку постепенно познавать Творца. Также это касается имён Бога, которых в Писании несколько - все они тоже имеют определённый смысл и отражают какую-то грань.

        Комментарий

        • Sleep
          виртуальный лисенок

          • 24 April 2009
          • 7348

          #5
          Сообщение от Тимофей-64
          Ирина, если говорить о книге Притч или же о книге Премудрости Соломона и Премудрости Сына Сирахова, то все это - интересная и конкурирующая литература эпохи 2 Храма. Можно дискутировать, ПО КАКИМ МОТИВАМ авторы этих книг (это ни разу не Соломон. царь Израиля) хотели придать Премудрости статус Божественной личности.
          Первое, что тут приходит в голову, это просто общий закон человеческой религиозности. Чаще всего единобожие СЛОЖНО для человека. И он стремиться "придать Аллаху сотоварищей" и увеличить число богов.
          Может быть, здесь проявление этой тенденции для писателей, которые выросли в монотеистической традиции. но там им скучновато стало.
          Не знаю, по-моему это чисто поэтическая персонификация. Без каких-то задних мыслей.
          Многие библейские писатели выросли в традиции монолатрии, когда признавалось существование других богов, но служить разрешалось только Верховному.
          к духовной гибели ведет дикая логика, а не дикое воображение. Человек не сходит с ума, создавая статую высотой в милю, но может сойти с ума, если вздумает измерить ее рост в дюймах.

          Комментарий

          • Тимофей-64
            Ветеран

            • 14 October 2011
            • 11282

            #6
            Сообщение от Sleep
            Не знаю, по-моему это чисто поэтическая персонификация. Без каких-то задних мыслей.
            Многие библейские писатели выросли в традиции монолатрии, когда признавалось существование других богов, но служить разрешалось только Верховному.
            То есть, ты предлагаешь словечко: монотеизм заменить монолатрией?
            ну, это идея, можно подумать.
            Спаси, Боже, люди Твоя....

            Комментарий

            • И р и н а
              Ветеран

              • 29 March 2020
              • 5035

              #7
              А вы не думаете, что на каком-то уровне в Духовном мире, все то, что мы здесь понимаем, как качества, являются духовными личностями?

              А вдруг, Дух Пермудрости это действительно независимая духовная личность? Так же, как духи злобы. Или как Дух утешитель.

              Не может такого быть? Просто предположение...
              Когда я был молод, я восхищался умными людьми. Теперь, когда я уже стар, я восхищаюсь добрыми.

              Авраам Йегошуа Гешель

              Комментарий

              • sam1
                Метафизический Сам

                • 15 January 2009
                • 19049

                #8
                Сообщение от И р и н а
                А вы не думаете, что на каком-то уровне в Духовном мире, все то, что мы здесь понимаем, как качества Бога, являются духовными личностями?
                Нет, качества Бога и Его проявления - это одно, а духовные личности ангелы/демоны - это другое. Единственно что, ангелы - это вестники (посланники) Бога, и они могут передавать Божью волю о нашем спасении, ибо Бог - есть бесконечная и абсолютная любовь.
                Пишите по теме, пожалуйста.

                Комментарий

                • И р и н а
                  Ветеран

                  • 29 March 2020
                  • 5035

                  #9
                  Вот еще про Духов


                  И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.

                  Откровение Иоанна 5 глава
                  Когда я был молод, я восхищался умными людьми. Теперь, когда я уже стар, я восхищаюсь добрыми.

                  Авраам Йегошуа Гешель

                  Комментарий

                  • sam1
                    Метафизический Сам

                    • 15 January 2009
                    • 19049

                    #10
                    Сообщение от И р и н а
                    Вот еще про Духов
                    Св. Андрей Кесарийский, самый известный толкователь Апокалипсиса, считает так:

                    "Под семью духами Божиими нужно разуметь или семь ангелов, начальствующих над другими, по объяснению Иринея, или же семь даров Духа Святого, о Котором говорит Исаия (Ис. 11:2). И то, и другое правдоподобно".
                    Пишите по теме, пожалуйста.

                    Комментарий

                    • И р и н а
                      Ветеран

                      • 29 March 2020
                      • 5035

                      #11
                      Сообщение от Тимофей-64
                      Ирина, если говорить о книге Притч или же о книге Премудрости Соломона и Премудрости Сына Сирахова, то все это - интересная и конкурирующая литература эпохи 2 Храма. Можно дискутировать, ПО КАКИМ МОТИВАМ авторы этих книг (это ни разу не Соломон. царь Израиля) хотели придать Премудрости статус Божественной личности.
                      Первое, что тут приходит в голову, это просто общий закон человеческой религиозности. Чаще всего единобожие СЛОЖНО для человека. И он стремиться "придать Аллаху сотоварищей" и увеличить число богов.
                      Может быть, здесь проявление этой тенденции для писателей, которые выросли в монотеистической традиции. но там им скучновато стало.
                      Да, может быть. Но ведь о Духе Утешителе, который придет вместо него, говорит сам Иисус. Что он имеет в виду, как вы думаете? Или кого?

                      Второе, - это постепенный Божий подвод монотеистов к идее Троичного Бога.
                      И такое может быть.
                      А как вы сами относитесь к идее троичности Бога? Вы не расцениваете это, как персонификацию качеств или проявлений Бога?

                      Более того, обе мотивации-тенденции могут УЖИВАТЬСЯ между собою.
                      Факт в том, что монотеизм иудеев 2 Храма не был столь чистым, как потом у Мухаммеда (хотя и в ислам тоже проникала позже та же тенденция - что поделать, природа такова).
                      Интересно, не знала. Я полагала, что иудаизм всегда был эталоном монотеизма.

                      В христианской традиции с 3-4 века 8 глава Притч была одним из ключевых исходных текстов в тринитарных спорах.
                      Постепенно тогда Премудрость Божию четко отождествили с Логосом Иоанна.
                      ну, и правильно, наверное.

                      В паламитские времена появилось еще более ясное решение св. Григория. Но скорее, оно относится к Шехине.
                      Шехина - это и есть нетварный Фаворский свет. То есть, Бог, действующий. В сущности своей Бог не познаваем, но отчасти Он познаваем для нас в своих энергиях - действиях. Причем это Божие действие не есть что-то тварное и отчуждаемое от Бога. Это "просто" Бог в своем действии. По действию, ощущение которого каким-то образом открывается твари, - по этому действию и познается Сам действующий Бог.
                      В христианстве молятся отдельно Сыну и отдельно Духу Святому. Как вы понимаете архитектуру Троицы?

                      Да, и очень важно еще вот что. Со второго века, с гностиков Валентина, Василида, Карпократа (а также в Каббале, которая есть иудейский гностицизм) Премудрость (София-Хохма) стала одной из важных божиих эманаций (сефирот), каким-то образом причастной к порождению Демиурга - полубожка, плохого божка и уродца во всей плероме, который сотворил этот мир. Отчего мир и страждет. Богохульное учение.
                      Те же идеи воскресли в софианской ереси в Русской церкви начала ХХ века.
                      Да, неприятное учение.

                      - - - Добавлено - - -

                      Сообщение от sam1
                      Св. Андрей Кесарийский, самый известный толкователь Апокалипсиса, считает так:

                      "Под семью духами Божиими нужно разуметь или семь ангелов, начальствующих над другими, по объяснению Иринея, или же семь даров Духа Святого, о Котором говорит Исаия (Ис. 11:2). И то, и другое правдоподобно".
                      почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится (Ис. 11:2-3).
                      Звучит, как отдельные духовные личности.
                      Когда я был молод, я восхищался умными людьми. Теперь, когда я уже стар, я восхищаюсь добрыми.

                      Авраам Йегошуа Гешель

                      Комментарий

                      • (Сергей
                        Ветеран

                        • 30 April 2012
                        • 2630

                        #12
                        Сообщение от И р и н а
                        Вот еще про Духов
                        Исаия 11:1-2

                        1 И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его;
                        2 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия;

                        Комментарий

                        • (Сергей
                          Ветеран

                          • 30 April 2012
                          • 2630

                          #13
                          Сообщение от И р и н а

                          Звучит, как отдельные духовные личности.
                          Дух один, семь качеств.

                          Комментарий

                          • Тимофей-64
                            Ветеран

                            • 14 October 2011
                            • 11282

                            #14
                            Сообщение от И р и н а
                            Да, может быть. Но ведь о Духе Утешителе, который придет вместо него, говорит сам Иисус. Что он имеет в виду, как вы думаете? Или кого?

                            А как вы сами относитесь к идее троичности Бога? Вы не расцениваете это, как персонификацию качеств или проявлений Бога?

                            Интересно, не знала. Я полагала, что иудаизм всегда был эталоном монотеизма.

                            В христианстве молятся отдельно Сыну и отдельно Духу Святому. Как вы понимаете архитектуру Троицы?

                            Да, неприятное учение.

                            - - - Добавлено - - -




                            Звучит, как отдельные духовные личности.
                            Ирина, такое впечатление, что Вы никогда не слышали христианское учение о Св. Троице даже на уровне катехизиса.
                            Бог - одно Существо, но в трех Лицах. Три КТО, но одно ЧТО.
                            И да, Промысел Божий готовил будущих христиан через Писание, чтобы им было легче это понять. Поэтому монотеизм 2 храма, как выше Лисик метко заметил, был скорее монолатрией, поклонением ЕДИНОМУ. Но в этом единстве, в этой Монаде, угадывались личности.
                            Правда, в иудаизме таких персонификаций Божьего проявления было не три, а пять:
                            Сам Бог,
                            Слово Божие,
                            Дух Божий,
                            Премудрость
                            и Шехина.
                            Каждый из них действует, как неотделимая от Бога, но все же самостоятельная личность.
                            Пришедши, Иисус показал, что Он со Отцом одно существо. И Дух святой - тоже. Но разные лица.
                            Обобщилось все это к началу 5 века общепринятым церковным учением в более строгих терминах.

                            Об "архитектуре" Троицы говорить бессмысленно. Это тайна Божией жизни, причем ВНУТРЕННЕЙ. Это нам недоступно.
                            Мы обобщаем лишь слова Самого Иисуса и апостолов (тоже пытавшихся понять Его слова).
                            Вот, сказал Иисус Я и Отец - одно. Надо как-то это осмыслить.
                            Относительно мира и для твари - ее Творец абсолютное единство и чистая Монада.
                            ВНУТРИ СЕБЯ, Бог есть Любовь. Абсолютная Монада любовью быть не может, а если попробует, то станет абсолютным эгоистом. Или же - будет зависеть от твари, ей нужно будет что-то сотворенное, чтобы его любить.
                            Но три Личности в Боге размыкают этот эгоизм. Лица обращают любовь друг к другу, а не к себе.
                            Бог, который не Троица не может быть Богом-любовью.
                            Вот эта часть мне понятна. "Архитектурой", конечно, это не назовешь.
                            Спаси, Боже, люди Твоя....

                            Комментарий

                            • Просто чел
                              Отключен

                              • 09 March 2017
                              • 2077

                              #15
                              Сообщение от И р и н а
                              «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1Кор.1:2224)

                              «Премудрость» в Писании названа «Духом мудрости и разума». Премудрость так же названа «Христом».

                              Вот, что сказано о Пермудрости:





                              Я думаю, что слово «слава» означает «свечение» или «свет». Таким образом, Христос или Дух Премудрости есть Свет Бога, то есть, по сути, Сам Бог.

                              Почему Тогда, как вы думаете, создавшие Писание не говорят просто «Бог», а вводят понятия «Премудрости», «Духа Премудрости», «Христа»?
                              Потому, что Христос не Бог. Он был учителем. И в наше время разные учителя собирают толпы учеников. Его учение Светлое, потому многие люди и увидели в нем истину. Потому, что оно было исполнено премудрости. Премудрость - это не Бог. Но это светлая информация. Ее называют также духом премудрости. Потому, что дух - это информация. Слова, которые Я говорю вам - есть дух и жизнь. Ин.6.63.

                              Комментарий

                              Обработка...