ДЕНЬ ШЕСТОЙ: ОСВЯЩЕНИЕ ВЕРУЮЩИХ
Значение оправдания
«и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Фил.3:9).
В шестой день Творения душа верующего освящается и преображается по образу Иисуса Христа. Но реальное освящение души (освящение не "по положению", а "по предрасположенности") не начнется, если верующий не родится от Духа и не станет новым человеком во Христе Иисусе (ибо какой смысл освящать ветхого человека?).
«Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матф.5:20).
Вопрос с праведностью решается в пятый день Творения. Чтобы выйти из мира (из язычества), нам было достаточно плотской веры. Она позволила выйти из земли Египетской, а также пройти через море.
«Верою оставил он [Моисей] Египет Верою совершил он Пасху Верою перешли они Чермное море, как по суше» (Евр.11:27-29).
Но той героической веры, перед которой расступилось море, оказалось недостаточно, чтобы перейти через речку Иордан и войти в обетованную землю.
«На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они не могли войти за неверие» (Евр.3:17-19).
«Итак видим», что герои веры, триумфально вышедшие из земли Египетской, не вошли в землю обетованную ... «за неверие»! Смысл сорокалетнего пребывания народа Божьего в пустыне заключался в том, что в них должен был умереть ветхий адам (ветхий человек) и родиться адам новый вера духовная подблагодатная.
Из Фил.3:9 следует, что иудейские книжники и фарисеи имели т.н. «свою праведность», которая от закона, а праведностью христиан является «праведность от Бога», которая дается по вере в Иисуса Христа. Следовательно, вера может быть либо подзаконная (вера ветхого человека), либо подблагодатная (вера нового человека).
В Библии освящение связано с душой верующего (с жизнью, с соблюдением Божьих заповедей), а оправдание с духом (с верой и пониманием этих заповедей). Освящение позволяет десяти девам наполнять свои сосуды маслом (Мф.25), а от оправдания зависит, получат ли они вообще доступ к злачным пажитям (к Благодати) или будут пребывать в «религиозном загоне».
«Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Иоан.10:9).
Оправдание можно сравнить с извлечением грешника из воды Божьего осуждения на сушу или с отсечением его от дикого дерева и привитием к дереву благородному - к Иисусу Христу. Но чтобы приносить Богу добрые плоды и не быть впоследствии отсеченным от Христа, верующему нужно не только родиться свыше (родиться от воды при крещении), но также родиться от Духа. Для этого, согласно закону, верующим надо после крещения пойти за Духом в пустыню, где должен родиться новый человек и быть похоронен человек ветхий. Только новый человек может пребывать в благодати и поступать по духу, познавая Бога и Его волю. Ведь Божий закон духовен (Рим.7:14), и чтобы его исполнять, необходимо понимать значение его заповедей, а духовное значение заповедей закона скрыто под покрывалом буквы и оно недоступно для плотского ока.
Григорий Богослов учил: «Сквозь букву проникай во внутреннее». На то, что древние заповеди закона Моисея имеют духовное значение, указывал и Иисус Христос в Нагорной проповеди:
«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной» (Матф.5:21,22).
Чтобы верующим исполнять Божий закон, понимая значение заповедей этого закона, им нужно родиться от Духа и стать новым человеком во Христе Иисусе. Таким образом, можно заключить, что оправдание всегда предшествует освящению, а освящение невозможно без оправдания
В Ин.6:53 Иисус сказал ученикам: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». Есть Плоть Сына Человеческого значит, питаться словом Божьим, усваивая учение Иисуса Христа и Апостолов. От этого напрямую зависит наша вера и состояние нашего духа. Пить Кровь Сына Человеческого значит, жить по духу (Гал.5:25) и поклоняться Богу в духе и истине (Ин.4:24). От этого напрямую зависит состояние души.
Оправдание грешники получают по вере, и оно дает им спасение по Божьей благодати: «не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:9). А освящение это уже дела, дела веры! Они могут сделать верующего не только спасенным, но и победителем, который будет царствовать с Христом.
«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Откр.3:21).
У нас может возникнуть вопрос: а разве покаяния и крещения недостаточно, чтобы спастись и получить вечную жизнь? Разве Святой Дух, Которого мы получили при крещении (Деян.2:38), не воскресит нас в последний день?
«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян.2:38).
Что может произойти с христианином, который, исполнив обряд крещения, не пошел за Духом в пустыню и не родился от Духа (не стал новым человеком во Христе Иисусе), показал М.А. Булгаков в повести «Собачье сердце». Профессор Преображенский, мечтая из собаки (из ветхого человека) сотворить человека «по образу Своему, по образу Божию», успешно провел сложную операцию, в результате которой у собаки отвалился хвост и она начала говорить человеческим языком.
Именно так Бог подбирает грешников на помойке этого мира и приводит в Свой дом, надеясь, что грешники адекватно оценят Его милосердие и великую жертву Иисуса Христа, взявшего на Себя грех мира.
«И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены» (Еф.2:1-5).
Бог ожидает, что грешники, став христианами, оставят свои прежние занятия и начнут жить по-новому, но в гражданине Шарикове П.П. этим ожиданиям осуществиться было не суждено.
«Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи» (2Пет.2:20-22).
После покаяния свинья (как и Шариков) получила прощение грехов (она была очищена Кровью Христа), а после «операции» (после крещения) получила оправдание и примирение с Богом (и человеческое обличье). Но так как она не отказалась от прежней греховной жизни, она не получила от Бога новое сердце (сердце смиренной и послушной овцы), а значит, и благодати Святого Духа
Получается, что говорить, как человек, это еще не значит быть человеком; а менять человеку его сердце (вопреки его воле) - этого не может сделать даже Сам Бог, потому что человек без свободной воли - это уже и не человек вовсе...
Таким образом, значение оправдания (значение пятого дня Творения) для нас состоит в том, чтобы в свете Божьего слова увидеть себя падшим грешником и, смирившись, признать себя таковым перед Богом. Смиренным Бог дает Благодать, и в них рождается новая подблагодатная вера от Духа Божьего, рождается новый человек по образу Божьему! А кто не смирится, тот, подобно герою повести М.А. Булгакова, вернется к своей прежней жизни, но за свое отступничество ему придется понести наказание...
«но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе» (Матф.11:24).
Вечером, в начале пятого дня Творения христианин, конечно, тоже имеет веру и тоже имеет благодать. Но это вера ветхого человека, вера ветхозаветная и подзаконная. Она не позволяет верующим поклоняться Богу в духе и истине (Иоан.4:24). Только родившись от Духа, верующие становятся детьми Божьими, получают от Бога сердце новое и дух новый (духовное понимание Божьего закона), а также получают от Бога новую жизнь! Получают Христа как свою праведность, Христа как свою святость и Христа как свою жизнь!
«А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим.8:10).
Значение оправдания
«и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Фил.3:9).
В шестой день Творения душа верующего освящается и преображается по образу Иисуса Христа. Но реальное освящение души (освящение не "по положению", а "по предрасположенности") не начнется, если верующий не родится от Духа и не станет новым человеком во Христе Иисусе (ибо какой смысл освящать ветхого человека?).
«Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матф.5:20).
Вопрос с праведностью решается в пятый день Творения. Чтобы выйти из мира (из язычества), нам было достаточно плотской веры. Она позволила выйти из земли Египетской, а также пройти через море.
«Верою оставил он [Моисей] Египет Верою совершил он Пасху Верою перешли они Чермное море, как по суше» (Евр.11:27-29).
Но той героической веры, перед которой расступилось море, оказалось недостаточно, чтобы перейти через речку Иордан и войти в обетованную землю.
«На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они не могли войти за неверие» (Евр.3:17-19).
«Итак видим», что герои веры, триумфально вышедшие из земли Египетской, не вошли в землю обетованную ... «за неверие»! Смысл сорокалетнего пребывания народа Божьего в пустыне заключался в том, что в них должен был умереть ветхий адам (ветхий человек) и родиться адам новый вера духовная подблагодатная.
Из Фил.3:9 следует, что иудейские книжники и фарисеи имели т.н. «свою праведность», которая от закона, а праведностью христиан является «праведность от Бога», которая дается по вере в Иисуса Христа. Следовательно, вера может быть либо подзаконная (вера ветхого человека), либо подблагодатная (вера нового человека).
В Библии освящение связано с душой верующего (с жизнью, с соблюдением Божьих заповедей), а оправдание с духом (с верой и пониманием этих заповедей). Освящение позволяет десяти девам наполнять свои сосуды маслом (Мф.25), а от оправдания зависит, получат ли они вообще доступ к злачным пажитям (к Благодати) или будут пребывать в «религиозном загоне».
«Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Иоан.10:9).
Оправдание можно сравнить с извлечением грешника из воды Божьего осуждения на сушу или с отсечением его от дикого дерева и привитием к дереву благородному - к Иисусу Христу. Но чтобы приносить Богу добрые плоды и не быть впоследствии отсеченным от Христа, верующему нужно не только родиться свыше (родиться от воды при крещении), но также родиться от Духа. Для этого, согласно закону, верующим надо после крещения пойти за Духом в пустыню, где должен родиться новый человек и быть похоронен человек ветхий. Только новый человек может пребывать в благодати и поступать по духу, познавая Бога и Его волю. Ведь Божий закон духовен (Рим.7:14), и чтобы его исполнять, необходимо понимать значение его заповедей, а духовное значение заповедей закона скрыто под покрывалом буквы и оно недоступно для плотского ока.
Григорий Богослов учил: «Сквозь букву проникай во внутреннее». На то, что древние заповеди закона Моисея имеют духовное значение, указывал и Иисус Христос в Нагорной проповеди:
«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной» (Матф.5:21,22).
Чтобы верующим исполнять Божий закон, понимая значение заповедей этого закона, им нужно родиться от Духа и стать новым человеком во Христе Иисусе. Таким образом, можно заключить, что оправдание всегда предшествует освящению, а освящение невозможно без оправдания
В Ин.6:53 Иисус сказал ученикам: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». Есть Плоть Сына Человеческого значит, питаться словом Божьим, усваивая учение Иисуса Христа и Апостолов. От этого напрямую зависит наша вера и состояние нашего духа. Пить Кровь Сына Человеческого значит, жить по духу (Гал.5:25) и поклоняться Богу в духе и истине (Ин.4:24). От этого напрямую зависит состояние души.
Оправдание грешники получают по вере, и оно дает им спасение по Божьей благодати: «не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:9). А освящение это уже дела, дела веры! Они могут сделать верующего не только спасенным, но и победителем, который будет царствовать с Христом.
«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Откр.3:21).
У нас может возникнуть вопрос: а разве покаяния и крещения недостаточно, чтобы спастись и получить вечную жизнь? Разве Святой Дух, Которого мы получили при крещении (Деян.2:38), не воскресит нас в последний день?
«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян.2:38).
Что может произойти с христианином, который, исполнив обряд крещения, не пошел за Духом в пустыню и не родился от Духа (не стал новым человеком во Христе Иисусе), показал М.А. Булгаков в повести «Собачье сердце». Профессор Преображенский, мечтая из собаки (из ветхого человека) сотворить человека «по образу Своему, по образу Божию», успешно провел сложную операцию, в результате которой у собаки отвалился хвост и она начала говорить человеческим языком.
Именно так Бог подбирает грешников на помойке этого мира и приводит в Свой дом, надеясь, что грешники адекватно оценят Его милосердие и великую жертву Иисуса Христа, взявшего на Себя грех мира.
«И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены» (Еф.2:1-5).
Бог ожидает, что грешники, став христианами, оставят свои прежние занятия и начнут жить по-новому, но в гражданине Шарикове П.П. этим ожиданиям осуществиться было не суждено.
«Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи» (2Пет.2:20-22).
После покаяния свинья (как и Шариков) получила прощение грехов (она была очищена Кровью Христа), а после «операции» (после крещения) получила оправдание и примирение с Богом (и человеческое обличье). Но так как она не отказалась от прежней греховной жизни, она не получила от Бога новое сердце (сердце смиренной и послушной овцы), а значит, и благодати Святого Духа
Получается, что говорить, как человек, это еще не значит быть человеком; а менять человеку его сердце (вопреки его воле) - этого не может сделать даже Сам Бог, потому что человек без свободной воли - это уже и не человек вовсе...
Таким образом, значение оправдания (значение пятого дня Творения) для нас состоит в том, чтобы в свете Божьего слова увидеть себя падшим грешником и, смирившись, признать себя таковым перед Богом. Смиренным Бог дает Благодать, и в них рождается новая подблагодатная вера от Духа Божьего, рождается новый человек по образу Божьему! А кто не смирится, тот, подобно герою повести М.А. Булгакова, вернется к своей прежней жизни, но за свое отступничество ему придется понести наказание...
«но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе» (Матф.11:24).
Вечером, в начале пятого дня Творения христианин, конечно, тоже имеет веру и тоже имеет благодать. Но это вера ветхого человека, вера ветхозаветная и подзаконная. Она не позволяет верующим поклоняться Богу в духе и истине (Иоан.4:24). Только родившись от Духа, верующие становятся детьми Божьими, получают от Бога сердце новое и дух новый (духовное понимание Божьего закона), а также получают от Бога новую жизнь! Получают Христа как свою праведность, Христа как свою святость и Христа как свою жизнь!
«А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим.8:10).
Комментарий