Почему Давид, верный служитель Бога, позволял своей жене Мелхоле иметь «идола» (1 Царств 19:12,13 (ПАМ,СоП))?
Терафимы
Свернуть
X
-
из энциклопедии Элуэлла и Камфорта
ТЕРАФИМ £> «несущие процветание» (teraphim*)
Идолы, связанные с языческими магическими
обрядами, пенаты. В ВЗ этот термин часто переводится как
«домашние боги» это были талисманы, которые
хранились в домашних святилищах (Быт. 31:19,34). Рахиль
украла таких идолов у своего отца, чем разгневала
Лавана, бросившегося за ними вдогонку. Считается, что
гнев Лавана объясняется традицией Нузи: владелец
домашних божков был по закону наследником хозяина
дома. Но скорее всего, Рахиль похитила божков, просто
чтобы обеспечить себе удачу и безопасность.
Терафимы упоминаются в связи с попыткой Михи
устроить домашнее богослужение (Суд. 17:5). Когда
представители колена Дана переселились в Лаис, они
забрали у Михи терафимов и ефод для использования
их в целях прорицания (Суд. 18:14-20,31). Обычно
терафимы были маленькими идолами, но иногда это могли
быть и статуи в рост человека. Когда Давид бежал от
Саула, Мелхола положила вместо него в постель тера-
фима(1 Цар. 19:13-16). В период царства Израиля
терафимы продолжали использоваться в еретических
культах. Иосия попытался избавить страну от терафимов,
волшебников и колдунов, но его реформы оказались
временным явлением (4 Цар. 23:24). Пророки
регулярно осуждали использование терафимов, называли их
языческой скверной (Иез. 21:21; Ос. 3:4; Зах. 10:2). -
30 Но пусть бы ты ушел, потому что ты нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего, зачем ты украл богов моих?
31 Иаков отвечал Лавану и сказал: я боялся, ибо я думал, не отнял бы ты у меня дочерей своих [и всего моего].
32 [И сказал Иаков: ] у кого найдешь богов твоих, тот не будет жив; при родственниках наших узнавай, что [есть твоего] у меня, и возьми себе. [Но он ничего у него не узнал.] Иаков не знал, что Рахиль [жена его] украла их.
33 И ходил Лаван в шатер Иакова, и в шатер Лии, и в шатер двух рабынь, [и обыскивал,] но не нашел. И, выйдя из шатра Лии, вошел в шатер Рахили.
34 Рахиль же взяла идолов, и положила их под верблюжье седло и села на них. И обыскал Лаван весь шатер; но не нашел.
35 Она же сказала отцу своему: да не прогневается господин мой, что я не могу встать пред тобою, ибо у меня обыкновенное женское. И [Лаван] искал [во всем шатре], но не нашел идолов.
...
и только потом... спустя время:
1 Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего.
2 И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши;
3 встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною [и хранил меня] в пути, которым я ходил.
4 И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема. [И оставил их безвестными даже до нынешнего дня.]
Ну и классика жанра в играх перевода...
Танах:
(34) Рахэйль же взяла тырафим (идолов), и положила их в седло верблюжье, и села на них. И перещупал Лаван весь шатер, и не нашел. (35) И сказала она отцу своему: да не будет досадно в глазах господина моего, что я не могу встать перед тобою, ибо у меня обычное женское. И он искал, и не нашел тырафим.12 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их путь к смерти.
...
13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.Комментарий
-
чайок.. мир, гармония и любовь..
Комментарий
-
Комментарий
-
Интересно, кстати, что Рахиль и Мелхола, не могли родить детей, последняя так и осталась бездетной. Всё из-за идолов.
Проблемы с бесплодием у Рахили, похоже, начались после этого:
Комментарий
-
Ревека - от Нахора, брата Авраама. И брат ее - Лаван - тоже от Нахора.
19 И возвратился Авраам к отрокам своим, и встали и пошли вместе в Вирсавию; и жил Авраам в Вирсавии.
20 После сих происшествий Аврааму возвестили, сказав: вот, и Милка родила Нахору, брату твоему, сынов:
21 Уца, первенца его, Вуза, брата сему, Кемуила, отца Арамова,
22 Кеседа, Хазо, Пилдаша, Идлафа и Вафуила;
23 от Вафуила родилась Ревекка. Восьмерых сих [сынов] родила Милка Нахору, брату Авраамову;
24 и наложница его, именем Реума, также родила Теваха, Гахама, Тахаша и Мааху.
1 И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских;
2 встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей;
Вот и сказочке конец или самое начало - потомки брата Авраама поклонялись идолам. Зачем Исаак послал к ним Иакова?...12 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их путь к смерти.
...
13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.Комментарий
-
И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских;
2 встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей;
Вот и сказочке конец или самое начало - потомки брата Авраама поклонялись идолам. Зачем Исаак послал к ним Иакова?...Комментарий
-
Соплеменники Лавана и сама Рахиль верили, что идолы из дома отца переходят прямому наследнику. Как правило к старшему после отца. Именно поэтому такой сыр-бор, погоня, негодование...
"Но пусть бы ты ушел, потому что ты нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего, зачем ты украл богов моих?". Это и есть главная вина Иакова в глазах Лавана. Помимо религиозного аспекта, тут еще и юридический аспект: "ты не мой наследник!". олтлму и заключение мира. Никто не может теперь ни на что претендовать:
51 И сказал Лаван Иакову: вот холм сей и вот памятник, который я поставил между мною и тобою;
52 этот холм свидетель, и этот памятник свидетель, что ни я не перейду к тебе за этот холм, ни ты не перейдешь ко мне за этот холм и за этот памятник, для зла;
(Быт.31:51,52)
Но Рахиль реально попдатилась за свой грех упования на идолов. Причем по слову мужа:
32 у кого найдешь богов твоих, тот не будет жив; при родственниках наших узнавай, что у меня, и возьми себе. Иаков не знал, что Рахиль украла их.
(Быт.31:32)Комментарий
-
Кто в обсуждаемой ситуации потомок Рахили?
- - - Добавлено - - -
Как ситуация с терафимами Лавана проясняет почему Давид позволял жене иметь идола?Комментарий
-
Бог мой! убереги мой язык от злословия и уста мои от лживых речей; перед теми, кто проклинает меня, пусть душа моя хранит молчание, и пусть душа моя повергается в прах пред каждым. Раскрой мое сердце для Торы твоей, и да устремится моя душа к исполнению твоих заповедей.Комментарий
-
Комментарий
-
(13) И взяла Михаль терафим (здесь: статую), и положила на постель, а одеяло из козьей шерсти положила в изголовье ее, и покрыла одеждою.12 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их путь к смерти.
...
13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.Комментарий
Комментарий