От Иоанна 1
Εν В αρχη начале ην было ο то λογος слово και и ο то λογος слово ην было προς к τον некоему θεον богу και и θεος бог ην было ο то λογος слово ουτος которое ην было εν в αρχη начале προς к τον некоему θεον богу.
Мидраш и Агада
«Тора говорит: я была планом сотворения мира. Когда царь строит дворец, он приглашает архитектора. Архитектор составляет план, чертежи: где быть коридорам, где быть залам. Бог заглядывал в Тору и создавал вселенную» (Берешит рабба I).
Через сорок дней после получения Торы, когда сыны Израиля услышали Десять заповедей и Творец возвестил: «Я Г‑сподь, Б‑г твой, и не будет у тебя других богов!», они сделали золотого тельца и преклонялись перед ним. Моше в то время был на горе Синай, и Всевышний, известив его о случившемся, сказал: «И теперь, оставь Меня, и воспылает Мой гнев против них, и истреблю Я их» (Шмойс, 32: 10) Это то, что Б‑г хотел сделать, но Тора продолжает: «И говорил Г‑сподь Моше лицом к лицу» (там же, 33: 11) Мидраш говорит нечто удивительное: «Народ Израиля сделал золотого тельца. В то время, когда Моше успокаивал гнев Всевышнего и молил Его простить их, Б‑г сказал Моше: «Я уже поклялся: «Приносящий жертвы божествам а не Г‑споду одному истреблен будет» (Шмойс, 22: 19), и клятву, сошедшую с уст Моих не вернуть!» Другими словами, Б‑г сказал Моше: «Моше, Я люблю тебя и хотел бы помочь вам, но Мои руки связаны, ибо закон гласит, что тот, кто занимается идолопоклонством, приговаривается к смерти. Нельзя изменить закон, Я очень сожалею!»
И Моше сказал пред лицом Г‑спода: «Но ведь Ты дал мне законы об отмене обетов! В Торе Ты написал: «Если кто-либо даст обет Г‑споду или поклянется положить зарок на душу свою, то не лишит он силы слова своего; во всем, как вышло из уст его, исполнит» (Бамидбор, 30: 3). Человек сам не может нарушить свою клятву, но мудрец может освободить его от обета. Продолжает мидраш: «Моше сказал Б‑гу: «Каждый старейшина, дающий какое-либо установление, желая, чтобы оно исполнялось, должен в начале сам исполнить его. И Ты, Г‑сподь, наказал мне, как отменять обеты. Значит Твой обет тоже позволено отменить, как Ты повелел сделать это другим». Другими словами: если Ты хочешь, чтобы мы действовали в соответствии с Твоими указаниями и позволяешь нам освободиться от обетов, то Ты должен показать нам пример. Мидраш говорит: «И тут же завернулся Моше в свой талес и сидел, как мудрец перед Б‑гом, а Творец стоял, как человек, который желает, чтобы разрешили его обет». Это мы узнаем из слов Торы: «и буду сидеть на горе» (Дворим, 9: 9) сидел, чтобы освободить Творца от данного обета. Моше был раввином, а раввин, разрешая клятвы в суде, сидит. Моше сидел на суде, чтобы освободить Б‑га от обета. Однако для этого надо было найти причину. И Создатель сказал Моше: «Я сожалею, о том зле, которое Я намеревался причинить своему народу». Тогда Моше сказал: «Прощается Тебе! Прощается Тебе! Нет обета, нет клятвы!». Моше отменил обет и проложил путь, чтобы Всевышний смог простить народ Израиля за грех золотого тельца.
Εν В αρχη начале ην было ο то λογος слово και и ο то λογος слово ην было προς к τον некоему θεον богу και и θεος бог ην было ο то λογος слово ουτος которое ην было εν в αρχη начале προς к τον некоему θεον богу.
Мидраш и Агада
«Тора говорит: я была планом сотворения мира. Когда царь строит дворец, он приглашает архитектора. Архитектор составляет план, чертежи: где быть коридорам, где быть залам. Бог заглядывал в Тору и создавал вселенную» (Берешит рабба I).
Через сорок дней после получения Торы, когда сыны Израиля услышали Десять заповедей и Творец возвестил: «Я Г‑сподь, Б‑г твой, и не будет у тебя других богов!», они сделали золотого тельца и преклонялись перед ним. Моше в то время был на горе Синай, и Всевышний, известив его о случившемся, сказал: «И теперь, оставь Меня, и воспылает Мой гнев против них, и истреблю Я их» (Шмойс, 32: 10) Это то, что Б‑г хотел сделать, но Тора продолжает: «И говорил Г‑сподь Моше лицом к лицу» (там же, 33: 11) Мидраш говорит нечто удивительное: «Народ Израиля сделал золотого тельца. В то время, когда Моше успокаивал гнев Всевышнего и молил Его простить их, Б‑г сказал Моше: «Я уже поклялся: «Приносящий жертвы божествам а не Г‑споду одному истреблен будет» (Шмойс, 22: 19), и клятву, сошедшую с уст Моих не вернуть!» Другими словами, Б‑г сказал Моше: «Моше, Я люблю тебя и хотел бы помочь вам, но Мои руки связаны, ибо закон гласит, что тот, кто занимается идолопоклонством, приговаривается к смерти. Нельзя изменить закон, Я очень сожалею!»
И Моше сказал пред лицом Г‑спода: «Но ведь Ты дал мне законы об отмене обетов! В Торе Ты написал: «Если кто-либо даст обет Г‑споду или поклянется положить зарок на душу свою, то не лишит он силы слова своего; во всем, как вышло из уст его, исполнит» (Бамидбор, 30: 3). Человек сам не может нарушить свою клятву, но мудрец может освободить его от обета. Продолжает мидраш: «Моше сказал Б‑гу: «Каждый старейшина, дающий какое-либо установление, желая, чтобы оно исполнялось, должен в начале сам исполнить его. И Ты, Г‑сподь, наказал мне, как отменять обеты. Значит Твой обет тоже позволено отменить, как Ты повелел сделать это другим». Другими словами: если Ты хочешь, чтобы мы действовали в соответствии с Твоими указаниями и позволяешь нам освободиться от обетов, то Ты должен показать нам пример. Мидраш говорит: «И тут же завернулся Моше в свой талес и сидел, как мудрец перед Б‑гом, а Творец стоял, как человек, который желает, чтобы разрешили его обет». Это мы узнаем из слов Торы: «и буду сидеть на горе» (Дворим, 9: 9) сидел, чтобы освободить Творца от данного обета. Моше был раввином, а раввин, разрешая клятвы в суде, сидит. Моше сидел на суде, чтобы освободить Б‑га от обета. Однако для этого надо было найти причину. И Создатель сказал Моше: «Я сожалею, о том зле, которое Я намеревался причинить своему народу». Тогда Моше сказал: «Прощается Тебе! Прощается Тебе! Нет обета, нет клятвы!». Моше отменил обет и проложил путь, чтобы Всевышний смог простить народ Израиля за грех золотого тельца.
Комментарий