Лука 12:49-53
''ОГОНЬ пришел Я низвести НА ЗЕМЛЮ, и как желал бы, чтобы он уже ВОЗГОРЕЛСЯ!
Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!
Думаете ли вы, что Я пришел дать МИР ЗЕМЛЕ? Нет, говорю вам, но РАЗДЕЛЕНИЕ; ибо отныне пятеро в одном доме станут РАЗДЕЛЯТЬСЯ, трое против двух,
и двое против трех:
отец будет против сына,
и сын против отца;
мать против дочери,
и дочь против матери;
свекровь против невестки своей,
и невестка против свекрови своей.
Матфея 10:34-37
Не думайте, что Я пришел принести МИР на ЗЕМЛЮ; НЕ МИР пришел Я принести, но МЕЧ, ибо Я пришел РАЗДЕЛИТЬ человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И ВРАГИ человеку ДОМАШНИЕ его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
У меня этот текст вызывает массу вопросов. Поехали:
Что это за ''меч'', что за ''разделение'', что это за ''огонь'' принес Иисус на землю?
Почему же ''не мир'' пришел принести Иисус на землю?
Почему он желает этих ''меча-огня-разделения'' и даже томится по ним, чтобы они совершились, а не сожалеет?
Почему этот меч придет именно в какой-то дом'', а, скажем, не выйдет и на улицы?
Почему меч, огонь, разделение будет именно ''с домашними'', а не и с теми, кто вне дома?
Почему все это будет в одном доме, а не в разных?
Почему в этом доме будет именно пятеро, а не меньше и не больше?
Случайна ли эта цифра?
Почему именно трое будут против двоих и двое против троих, а не один против четверых или каждый против всех?
Будет ли отец также против матери, или дочери или невестки, а не только против сына?
Будет ли мать также против отца, или против сына или невестки, а не только против дочери?
В этом доме есть и сын, есть и дочь. Почему только сын женат, ибо есть невестка, а дочь не замужем, ибо нет зятя?
Почему нет ''свекра против зятя'', раз уж есть ,,свекровь против невестки''?
Случаен ли, важен ли выбор именно этих чисел и их соотношений, подбор именно этих образов из семейной жизни?
Почему, чтобы быть достойным Иисуса, надо любить Иисуса более, чем отца или мать, сына или дочь?
Почему эта ''второе место'' любви к близким в других паралельных местах превращается в требование ненависти к ним?
И естественна ли она или противоестественна?
Разве не должно все быть в семье в любви к отцу, матери, сыну, дочери?
Моя экзегеза.
Это разделение, пришедшее в некий дом из пятерых Иисус приводит как некий образ к тому разделению, которое Он принес в мир. Здесь Он явно сопоставляет мир с этим домом.
Было время в доме, когда там все было спокойно и мирно. Никто ни с кем не разделялся и никто не шел против своих домашних. И вдруг все изменилось. Причем вражда разделила домашних именно на две группы. И группы эти численно не равны. Первая группа состояла из троих, вторая из двух. Перевес сил явно на стороне тройки. Но кто же именно из этих пятерых входит в тройку, а кто в двойку? Семья в доме состоит из пятерых членов. Давайте посчитаем: отец, мать, сын, дочь, свекровь, невестка. Получается - шесть. Так мы получаем некий ключ, ведь свекровь и мать - это одно лицо, ибо сын женат, есть невестка, так что мать сына является свекровью. Итак, все таки не шесть, а пять. Тогда получается, что мать не только против дочери, но и против невестки. Значит невестка и дочь - заодно и против матери. Проверим наш вывод:
''мать против дочери, и ДОЧЬ ПРОТИВ МАТЕРИ,
свекровь против невестки своей, и НЕВЕСТКА ПРОТИВ СВЕКРОВИ ''.
Тут очевидно, что и дочь, и невестка - против матери, которая является свекровью невестке.
Итак уже имеем двух, дочь и невестку, заодно против матери. Но два ли это только? Может кто-то из оставшихся также заодно с ними? Ясно, что это не мать, ибо они против нее. Остаются два кандидата: отец и сын. Они против друг друга. Кто то из них неизбежно также против дочери и невестки, а другой за них, образуя с ними тройку против оставшихся двух. Кто может быть этой двойкой? Тут только два варианта: или отец с матерью против троих, или сын с матерью против троих. Кто же с матерью? Отец или сын? Или кто же еще вместе, заодно, с дочерью и невесткой? Отец или сын? Паралелизм строк может дать верный ключ:
''ОТЕЦ будет против сына,
и сын против отца;
МАТЬ против дочери,
и дочь против матери;
СВЕКРОВЬ против невестки своей,
и невестка против свекрови своей''.
Надо обратить внимание на первую фигуру каждой разделившийся пары. Получаем: отец, мать и свекровь против сына, дочери и невестки. Так как мать это и есть свекровь, то в двойке против трех остаются только отец и мать.
Итак мы вычислили состав двойки и тройки. Двойка - отец с матерью. Тройка - сын с невесткой и дочь. Далее. Для дочери сын является братом. Почему-то дочь за невестку, как и сын.
Интересно, что отец, мать, сын и дочь составляют единое целое, и в жизни этой четверки был период, когда невестки в семье не было, а значит тот период, пока сын не женился, в семье могло все быть мирным и спокойным. Но вот в семью вошел чужой человек - невестка. Ее привел в семью сын. Он женился. И в семье начался конфликт, разделивший ее на два лагеря. Отец и мать ревнуют о сыне, влюбленном в невестку. Каким-то образом сестра, то есть дочь, целиком за брата и за невестку. Видимо, она нашла общение с ней.
Итак, разделение в семье появляется с приходом ''чуждого элемента'', нарушившего ее мир своим приходом откуда-то ИЗВНЕ этого дома, приходом с ДРУГОГО ДОМА. Невестка принесла в этот чужой дом разделение, огонь и меч.
Но этот дом здесь, согласну контексту слов Иисуса, есть образ земли сей, мира сего, в который Он принес огонь, меч, разделение. Согласно анализу притчи можно сделать вывод, что до прихода Иисуса на землю, в мире сем было всего какие-то четверо: отец, мать, сын и дочь. Сын в доме, в мире сем, на земле сей есть человек, ради которого пришел Иисус. Для пришедшей невестки этот дом чужой, не родной, и она в этом доме не желанна оказалась отцу, хозяину дома и матери, хозяйке его. Иисус полностью подпадает под аналогию этой ''невестки'', появившейся в этом доме из-за выбора сына.
Но что-то есть аномальное в притче с точки зрения Писания. Что же это? Странно то, что сын живет со своей женой в одном доме с родителями! Ведь женившись, он должен был ''оставить отца своего и мать свою, и прилепиться к жене своей''! Почему же Иисус использует такой образ сына, продолжающего жить с матерью и отцом в одном доме? Потому что дом - это образ мира сего в словах Иисуса. Действительно, придет день, когда сын оставит дом сей и уйдет с женой от них. Но сейчас он вынужден здесь жить с ними. Сейчас рожденный от Духа, те, кто не от мира сего, вынуждены еще жить в мире сем. Но эта связь сына с не родным элементом порождает вражду в доме сем.
Итак, сын в доме - это вроде сам человек, к которому в мир сей пришел Иисус.
Но кто тогда отец, если дом - это образ мира сего, в котором пребывает человек, то есть сын? Ведь отец этот хозяин дома. Кого же в притче под отцом, хозяином дома, имеет ввиду Иисус, учитывая, что невестка не есть дочь этого отца? И совсем сложно определить мать сына, не говоря уже о сестре.
И совсем становится интересно, почему это чтобы быть достойным Иисуса, надо любить Иисуса более,
не только чем отца или мать, или дочь, а также и более, чем сына?
''ОГОНЬ пришел Я низвести НА ЗЕМЛЮ, и как желал бы, чтобы он уже ВОЗГОРЕЛСЯ!
Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!
Думаете ли вы, что Я пришел дать МИР ЗЕМЛЕ? Нет, говорю вам, но РАЗДЕЛЕНИЕ; ибо отныне пятеро в одном доме станут РАЗДЕЛЯТЬСЯ, трое против двух,
и двое против трех:
отец будет против сына,
и сын против отца;
мать против дочери,
и дочь против матери;
свекровь против невестки своей,
и невестка против свекрови своей.
Матфея 10:34-37
Не думайте, что Я пришел принести МИР на ЗЕМЛЮ; НЕ МИР пришел Я принести, но МЕЧ, ибо Я пришел РАЗДЕЛИТЬ человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И ВРАГИ человеку ДОМАШНИЕ его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
У меня этот текст вызывает массу вопросов. Поехали:
Что это за ''меч'', что за ''разделение'', что это за ''огонь'' принес Иисус на землю?
Почему же ''не мир'' пришел принести Иисус на землю?
Почему он желает этих ''меча-огня-разделения'' и даже томится по ним, чтобы они совершились, а не сожалеет?
Почему этот меч придет именно в какой-то дом'', а, скажем, не выйдет и на улицы?
Почему меч, огонь, разделение будет именно ''с домашними'', а не и с теми, кто вне дома?
Почему все это будет в одном доме, а не в разных?
Почему в этом доме будет именно пятеро, а не меньше и не больше?
Случайна ли эта цифра?
Почему именно трое будут против двоих и двое против троих, а не один против четверых или каждый против всех?
Будет ли отец также против матери, или дочери или невестки, а не только против сына?
Будет ли мать также против отца, или против сына или невестки, а не только против дочери?
В этом доме есть и сын, есть и дочь. Почему только сын женат, ибо есть невестка, а дочь не замужем, ибо нет зятя?
Почему нет ''свекра против зятя'', раз уж есть ,,свекровь против невестки''?
Случаен ли, важен ли выбор именно этих чисел и их соотношений, подбор именно этих образов из семейной жизни?
Почему, чтобы быть достойным Иисуса, надо любить Иисуса более, чем отца или мать, сына или дочь?
Почему эта ''второе место'' любви к близким в других паралельных местах превращается в требование ненависти к ним?
И естественна ли она или противоестественна?
Разве не должно все быть в семье в любви к отцу, матери, сыну, дочери?
Моя экзегеза.
Это разделение, пришедшее в некий дом из пятерых Иисус приводит как некий образ к тому разделению, которое Он принес в мир. Здесь Он явно сопоставляет мир с этим домом.
Было время в доме, когда там все было спокойно и мирно. Никто ни с кем не разделялся и никто не шел против своих домашних. И вдруг все изменилось. Причем вражда разделила домашних именно на две группы. И группы эти численно не равны. Первая группа состояла из троих, вторая из двух. Перевес сил явно на стороне тройки. Но кто же именно из этих пятерых входит в тройку, а кто в двойку? Семья в доме состоит из пятерых членов. Давайте посчитаем: отец, мать, сын, дочь, свекровь, невестка. Получается - шесть. Так мы получаем некий ключ, ведь свекровь и мать - это одно лицо, ибо сын женат, есть невестка, так что мать сына является свекровью. Итак, все таки не шесть, а пять. Тогда получается, что мать не только против дочери, но и против невестки. Значит невестка и дочь - заодно и против матери. Проверим наш вывод:
''мать против дочери, и ДОЧЬ ПРОТИВ МАТЕРИ,
свекровь против невестки своей, и НЕВЕСТКА ПРОТИВ СВЕКРОВИ ''.
Тут очевидно, что и дочь, и невестка - против матери, которая является свекровью невестке.
Итак уже имеем двух, дочь и невестку, заодно против матери. Но два ли это только? Может кто-то из оставшихся также заодно с ними? Ясно, что это не мать, ибо они против нее. Остаются два кандидата: отец и сын. Они против друг друга. Кто то из них неизбежно также против дочери и невестки, а другой за них, образуя с ними тройку против оставшихся двух. Кто может быть этой двойкой? Тут только два варианта: или отец с матерью против троих, или сын с матерью против троих. Кто же с матерью? Отец или сын? Или кто же еще вместе, заодно, с дочерью и невесткой? Отец или сын? Паралелизм строк может дать верный ключ:
''ОТЕЦ будет против сына,
и сын против отца;
МАТЬ против дочери,
и дочь против матери;
СВЕКРОВЬ против невестки своей,
и невестка против свекрови своей''.
Надо обратить внимание на первую фигуру каждой разделившийся пары. Получаем: отец, мать и свекровь против сына, дочери и невестки. Так как мать это и есть свекровь, то в двойке против трех остаются только отец и мать.
Итак мы вычислили состав двойки и тройки. Двойка - отец с матерью. Тройка - сын с невесткой и дочь. Далее. Для дочери сын является братом. Почему-то дочь за невестку, как и сын.
Интересно, что отец, мать, сын и дочь составляют единое целое, и в жизни этой четверки был период, когда невестки в семье не было, а значит тот период, пока сын не женился, в семье могло все быть мирным и спокойным. Но вот в семью вошел чужой человек - невестка. Ее привел в семью сын. Он женился. И в семье начался конфликт, разделивший ее на два лагеря. Отец и мать ревнуют о сыне, влюбленном в невестку. Каким-то образом сестра, то есть дочь, целиком за брата и за невестку. Видимо, она нашла общение с ней.
Итак, разделение в семье появляется с приходом ''чуждого элемента'', нарушившего ее мир своим приходом откуда-то ИЗВНЕ этого дома, приходом с ДРУГОГО ДОМА. Невестка принесла в этот чужой дом разделение, огонь и меч.
Но этот дом здесь, согласну контексту слов Иисуса, есть образ земли сей, мира сего, в который Он принес огонь, меч, разделение. Согласно анализу притчи можно сделать вывод, что до прихода Иисуса на землю, в мире сем было всего какие-то четверо: отец, мать, сын и дочь. Сын в доме, в мире сем, на земле сей есть человек, ради которого пришел Иисус. Для пришедшей невестки этот дом чужой, не родной, и она в этом доме не желанна оказалась отцу, хозяину дома и матери, хозяйке его. Иисус полностью подпадает под аналогию этой ''невестки'', появившейся в этом доме из-за выбора сына.
Но что-то есть аномальное в притче с точки зрения Писания. Что же это? Странно то, что сын живет со своей женой в одном доме с родителями! Ведь женившись, он должен был ''оставить отца своего и мать свою, и прилепиться к жене своей''! Почему же Иисус использует такой образ сына, продолжающего жить с матерью и отцом в одном доме? Потому что дом - это образ мира сего в словах Иисуса. Действительно, придет день, когда сын оставит дом сей и уйдет с женой от них. Но сейчас он вынужден здесь жить с ними. Сейчас рожденный от Духа, те, кто не от мира сего, вынуждены еще жить в мире сем. Но эта связь сына с не родным элементом порождает вражду в доме сем.
Итак, сын в доме - это вроде сам человек, к которому в мир сей пришел Иисус.
Но кто тогда отец, если дом - это образ мира сего, в котором пребывает человек, то есть сын? Ведь отец этот хозяин дома. Кого же в притче под отцом, хозяином дома, имеет ввиду Иисус, учитывая, что невестка не есть дочь этого отца? И совсем сложно определить мать сына, не говоря уже о сестре.
И совсем становится интересно, почему это чтобы быть достойным Иисуса, надо любить Иисуса более,
не только чем отца или мать, или дочь, а также и более, чем сына?
Комментарий