Вот решил "возбудить интерес" к этому месту Писания.
Ведь у меня самого есть некоторые вопросы.
Я помещу сюда контекст из Писания, чтобы было перед глазами и всё понятно, о чём я говорю.
При прочтении этого текста (и вообще всей главы) становится понятно, что Тит находится на Крите по поручению Павла и занимается там вопросами по созданию церквей.
И Павел обращает его внимание на чистоту помыслов пресвитеров, которых должен избрать Тит.
И дальше этот отрывок, который говорит о:
- особой развращённости жителей Крита
- о свидетельстве об этом некоего стихотворца, который говорит об этом самом и даже если принять во внимание некоторую гиперболичность высказывания этого стихотворца, то всё равно остаётся ощущение того, что таких (лжецов и пр.) среди жителей Крита очень много.
- Стих 13 подкрепляет эту точку зрения стихотворца самим Павлом.
Можно допустить, что Павел хочет просто "подстегнуть" Тита, чтобы тот более ревностно относился к отбору пресвитеров и поэтому немного приукрашивает греховность жителей Крита, по сравнению с жителями других областей Средиземноморья и тогда вроде можно и остановиться в своих рассуждениях.
Мы же понимаем, что все люди греховны и у нас нет оснований считать Критят более греховными, чем, скажем, жителей материковой зоны Европы.
Если бы не один момент
Этот стихотворец, упоминаемый Павлом, известен в истории как Эпименид.
Вот небольшая информация о нём.
Его высказывание о "критянах- лжецах" является, по укоренившемуся мнению, примером апории,
Но часто это высказывание называют "парадоксом лжеца".
Этот парадокс описан (ссылка на него) во многих источниках и он часто рассматривается как одна из формулировок более общего парадокса Рассела.
А суть парадокса в том, что: так как Эпименид сам являлся уроженцем Крита, то это высказывание приобретает проблематичный характер. Если мы предположим, что утверждение истинно, то выходит, что критянин Эпименид, будучи лжецом, сказал истину, что есть противоречие. .
Ну это кратко и самая суть.
Кроме того, сам Эпименид считается провидцем, а не стихотворцем, хотя в то время вполне могло быть "совмещение специализаций в одном лице".
Но тут вопрос для меня в другом.
Безусловно Павел вполне понимал, чьё это изречение и, я думаю, понимал смысл его.
А смысл не в самом утверждении, а в том, что это апория (парадокс).
Так зачем тогда Павел вообще упомянул о Эпимениде и его фразе, если она не при чём?
Неужели он не мог обойтись без 12- го сомнительного текста?
Толкователи вообще молчат на этот счёт.
Я нашёл одну ссылку.
Источник (скорее всего православный) признаёт, что имеется в виду Эпименид и его апория.
Только сделанный вывод вообще не о том, о чём я спрашиваю и он не проливает света на мой вопрос.
Только одно соображение может объяснить происходящее.
Это то, что во времена Павла это изречение Эпименида воспринималось не так, как сегодня.
Оно воспринималось как, действительно, духовная оценка состояния жителей о. Крит, а не какая- то апория.
Подтверждением этой версии служат полная фраза Павла: "Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые".
Вот это продолжение про "зверей и утробы", скорее всего принадлежали самому Эпимениду, а не Павлу.
А позже эта добавка отпала, как несущественная, так как для обсуждения апории она уже не нужна.
Ну тогда остаётся вопрос о чрезмерной лживости жителей Крита во времена Эпименида.
Что же это за рассадник особой греховности этого острова!??
Ведь у меня самого есть некоторые вопросы.
Я помещу сюда контекст из Писания, чтобы было перед глазами и всё понятно, о чём я говорю.
10 Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных,
11 каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.
12 Из них же самих один стихотворец сказал: "Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые".
13 Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере,
14 не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.
(Тит.1:10-14)
11 каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.
12 Из них же самих один стихотворец сказал: "Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые".
13 Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере,
14 не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.
(Тит.1:10-14)
И Павел обращает его внимание на чистоту помыслов пресвитеров, которых должен избрать Тит.
И дальше этот отрывок, который говорит о:
- особой развращённости жителей Крита
- о свидетельстве об этом некоего стихотворца, который говорит об этом самом и даже если принять во внимание некоторую гиперболичность высказывания этого стихотворца, то всё равно остаётся ощущение того, что таких (лжецов и пр.) среди жителей Крита очень много.
- Стих 13 подкрепляет эту точку зрения стихотворца самим Павлом.
Можно допустить, что Павел хочет просто "подстегнуть" Тита, чтобы тот более ревностно относился к отбору пресвитеров и поэтому немного приукрашивает греховность жителей Крита, по сравнению с жителями других областей Средиземноморья и тогда вроде можно и остановиться в своих рассуждениях.
Мы же понимаем, что все люди греховны и у нас нет оснований считать Критят более греховными, чем, скажем, жителей материковой зоны Европы.
Если бы не один момент

Этот стихотворец, упоминаемый Павлом, известен в истории как Эпименид.
Вот небольшая информация о нём.
Его высказывание о "критянах- лжецах" является, по укоренившемуся мнению, примером апории,
Но часто это высказывание называют "парадоксом лжеца".
Этот парадокс описан (ссылка на него) во многих источниках и он часто рассматривается как одна из формулировок более общего парадокса Рассела.
А суть парадокса в том, что: так как Эпименид сам являлся уроженцем Крита, то это высказывание приобретает проблематичный характер. Если мы предположим, что утверждение истинно, то выходит, что критянин Эпименид, будучи лжецом, сказал истину, что есть противоречие. .
Ну это кратко и самая суть.
Кроме того, сам Эпименид считается провидцем, а не стихотворцем, хотя в то время вполне могло быть "совмещение специализаций в одном лице".
Но тут вопрос для меня в другом.
Безусловно Павел вполне понимал, чьё это изречение и, я думаю, понимал смысл его.
А смысл не в самом утверждении, а в том, что это апория (парадокс).
Так зачем тогда Павел вообще упомянул о Эпимениде и его фразе, если она не при чём?
Неужели он не мог обойтись без 12- го сомнительного текста?
Толкователи вообще молчат на этот счёт.
Я нашёл одну ссылку.
Источник (скорее всего православный) признаёт, что имеется в виду Эпименид и его апория.
Только сделанный вывод вообще не о том, о чём я спрашиваю и он не проливает света на мой вопрос.
Только одно соображение может объяснить происходящее.
Это то, что во времена Павла это изречение Эпименида воспринималось не так, как сегодня.
Оно воспринималось как, действительно, духовная оценка состояния жителей о. Крит, а не какая- то апория.
Подтверждением этой версии служат полная фраза Павла: "Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые".
Вот это продолжение про "зверей и утробы", скорее всего принадлежали самому Эпимениду, а не Павлу.
А позже эта добавка отпала, как несущественная, так как для обсуждения апории она уже не нужна.
Ну тогда остаётся вопрос о чрезмерной лживости жителей Крита во времена Эпименида.
Что же это за рассадник особой греховности этого острова!??
Комментарий