"И от всякого, кому дано много, много и потребуется,
и кому много вверено, с того больше взыщут".
Иисус Христос (Лук.12:48)
Книга Чисел открывает для нас удивительную, неоднозначную и , конечно, поучительную для нас историю пророка Валаама. Думается, во всей этой истории есть о чем поразмышлять.
Рассказ о Валааме начинается после того, как сыны Израилевы вошли в земли, еще совсем недавно принадлежащие Моавитянам, и расположились на долинах у Иордана.
Но Моавитяне испугались сынов Израилевых, так как знали, что сделал Израиль Аморреям. Они не выступили против них открыто, но стали искать союзников для совместного решения этой проблемы. Старейшины Мадиамские*¹ дали Валаку надежду, посоветовав обратиться к известному им пророку (Числ 22:1-3)
«И видел Валак, сын Сепфоров, все, что сделал Израиль Аморреям; и весьма боялись Моавитяне народа сего, потому что он был многочислен; и устрашились Моавитяне сынов Израилевых. И сказали Моавитяне старейшинам Мадиамским: этот народ поедает теперь все вокруг нас, как вол поедает траву полевую. Валак же, сын Сепфоров, был царем Моавитян в то время» (Чис.22:2-4)
И в этот момент библейское повествование сообщает нам о пророке, жившем в городе Пефор.
I . Кто был ВАЛААМ и где жил?
Где находился город Пефор ? Есть различные мнения и догадки по этим вопросам. Но, если обратить внимание на детали повествования, то тексты Библии дают нам серьезные основания считать, что Валаам, жил в среде мадианитянин и, вероятно, также являлся потомком Исава*2
Что говорит нам Библия?
Из первых текстов 22 главы книги Чисел можно увидеть, как, будучи у Валака и узнав его проблему, старейшины Мадиамские посоветовали Валаку обратиться к проживающему в их среде Валааму, который, как они считали, может проклясть этот опасный для Моавитян народ. Валак отправил своих послов к Валааму, рассчитывая с его помощью решить возникшую проблему с Израильским народом, а старейшины Мадиамские выступили посредниками, которые не только указали дорогу к Валааму, но и являлись гарантом помощи дружественному соседу. После чего отправились по своим домам.
Можно подробно разобрать эти тексты:
1. Не случайно упоминаются старейшины Мадиамские на этом этапе повествования библейской истории. Но после того как сказали Моавитяне им о своих проблемах «этот народ поедает теперь все вокруг нас, как вол поедает траву полевую» так сразу Валак принял решение отправить послов к Валааму (очевидно, что если бы пророк жил не в среде Мадианитян , то не имело бы никакого смысла упоминать в текстах старейшин Мадиамских);
2. С послами Валака к Валааму пошли и старейшины Мадиамские (идти в далекую Месопотамию Мадианитянам не было нужды, но по пути домой показать дорогу к пророку и замолвить слово за просителей необходимость была).
И пошли старейшины Моавитские и старейшины Мадиамские, с подарками в руках за волхвование, и пришли к Валааму, и пересказали ему слова Валаковы (Чис.22:7);
3. Переночевать у Валаама остались только послы Валака, т.е.
старейшины Моавитские, а старейшины Мадиамские, как можно предположить, показав дорогу и попросив Валаама помочь соседнему народу отправились по домам.
И сказал он им: переночуйте здесь ночь, и дам вам ответ, как скажет мне Господь. И остались старейшины Моавитские у Валаама (Чис.22:8);
4. Обратно к Валаку вернулись только его подданные, а старейшины Мадиамские остались дома.
И встали князья Моавитские, и пришли к Валаку, и сказали [ему]: не согласился Валаам идти с нами (Чис.22:14)
Во второй раз к Валааму ходили уже только князья Валака.
Также Писание рассказывает нам о том, что, завершив свою миссию по благословению народа Израильского, Валаам сказал: «Итак, вот я иду к народу своему (Числ 24:14) и пошел в свое место (Числ 24:25) , но оказался не в Месопотамии, а в среде Мадианитян.
«И встал Валаам и пошел обратно в свое место, а Валак также пошел своею дорогою» (Чис.24:25)
Позже, Израиль мстил Мадианитянам и убил всех их мужчин, среди которых были пять царей Мадиамских и Валаам, сын Веоров.
«И пошли войною на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола; и вместе с убитыми их убили царей Мадиамских: Евия, Рекема, Цура, Хура и Реву, пять царей Мадиамских, и Валаама, сына Веорова, убили мечом»
(Чис.31:7-8.)
И еще: разве не является доказательством проживания Валаама в среде Мадианитян, то что его встреча с Валаком произошла не в районе дислокации Израильтян ( если бы Валаам следовал с севера), а южнее как минимум на 50 км на реке Арнон, где проходила новая граница владений Моавитян (см Числа 22:36). Может быть, это так же указывает на то, что Валаам жил восточнее Моавитян?
(Арнон впадает в Мертвое море приблизительно по середине его восточного берега)
Вот что пишет Харри Виттакер «Израиль в Пустыне»
«Если бы это место проживания Валаама находилось, как предполагают археологи, недалеко от Кархемиса, то послам Валака за свое дважды совершенное путешествие туда и обратно, пришлось бы пройти в общей сложности около 1 600 миль. Да и Валааму пришлось бы преодолеть за довольно-таки сжатый срок 400 миль на ослице животном не отличающимся высокой скоростью передвижения.
А время при поисках ответа на этот вопрос, играет далеко не маловажную роль. Ибо Аарон умер (гл.33,38) в первый день первого месяца последнего года скитания по пустыне, по общепринятому мнению, хотя и без веских на то оснований. Его оплакивали целый месяц (гл.20,29) так же, как позже оплакали и Моисея (Вт.34,8). А потому на все эти поездки оставалось только пять месяцев (Вт.1,3; Нав.5,10), т.е. в пределах досягаемости, на юг до Ецион-Гавера, на восток до пустыни (гл.22,4), на север до Арнона. В этот период времени входит и кампания против Сигона, и поездки к Валааму (предположительно война против Васана началась еще до прихода Валаама), а также война с Моавом при Ваал-Фегоре.
Можно ли в пять месяцев вместить все эти походы в северную Сирию? И может ли район Кархемиса называться «горами восточными» (гл.23,7)? И разве само упоминание «гор» не сводит на нет любые предположения о безнадежно плоской, равнинной Месопотамии?
Так же страна, названная в Пс.59,2 «Сирией Месопотамской («Арам-Нахараим»), может означать, «Едом междуречный». Путаница между двумя еврейскими словами, «Арам» (Сирия) и «Едом», хорошо знакома всем читающим Ветхий Завет на еврейском (например, 2Пар.20,2; 2Цар.8,14). Так же в сирийской, самаритянской Библии и в вульгате, в Числ.22,5 говорится, что Валак послал своих послов «в землю сынов Аммоновых (разница в одной еврейской букве, а как меняется смысл!?)»
С этими аргументами Харри Виттакера можно согласиться, так как они очевидны.
продолжение следует
----------------------------------------
*¹ Как известно, потомки Мадиана, четвертого сына Авраама от Хеттуры (Быт. 25:2) арабское племя, родиной которого была страна к востоку от Акабского залива Чермного (Красного) моря, где арабские географы отмечают местоположение городов Мадиана. Мадианитяне распространялись дальше к северу до земли Моава и к западу по Синайскому полуострову. В рассказе о Валааме упоминается та часть народа Мадиамского, которая жила отдельно от основного народа в анклаве расположенном, видимо, где-то на восточной границе Моава у восточных гор.
*2 тексты Быт 36:32 и 1Пар 1:43 и др. сообщают нам - Бела, сын Веоров, царствовал над Эдомом, следовательно, Валаам мог быть братом царя, а жить мог, например, в стороне в среде Мадианитян. ( имя Веор употребляется в библии 11 раз: 3 раза в связи с первым царем Едомлян и 8 раз в связи с Валаамом и, видимо, не несет другой нагрузки, как только для установления нами родства Валаама и царя Едома). Очень сложно поверить в то, что Валаам мог оказаться в Месопотамии, в чужой стране, с чуждой ему культурой, чужим языком, оторванным от своих близких большим расстоянием. Можно предположить, что жизненные обстоятельства заставили его уйти к Манианитянам. Здесь уместно вспомнить слова Иисуса Христа о пророках («И говорил им Иисус: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и между сродниками своими и в доме своем» - см. тексты Мар.6:4, Матф.13:57, Лук.4:24, Иоан.4:44).
и кому много вверено, с того больше взыщут".
Иисус Христос (Лук.12:48)
Книга Чисел открывает для нас удивительную, неоднозначную и , конечно, поучительную для нас историю пророка Валаама. Думается, во всей этой истории есть о чем поразмышлять.
Рассказ о Валааме начинается после того, как сыны Израилевы вошли в земли, еще совсем недавно принадлежащие Моавитянам, и расположились на долинах у Иордана.
Но Моавитяне испугались сынов Израилевых, так как знали, что сделал Израиль Аморреям. Они не выступили против них открыто, но стали искать союзников для совместного решения этой проблемы. Старейшины Мадиамские*¹ дали Валаку надежду, посоветовав обратиться к известному им пророку (Числ 22:1-3)
«И видел Валак, сын Сепфоров, все, что сделал Израиль Аморреям; и весьма боялись Моавитяне народа сего, потому что он был многочислен; и устрашились Моавитяне сынов Израилевых. И сказали Моавитяне старейшинам Мадиамским: этот народ поедает теперь все вокруг нас, как вол поедает траву полевую. Валак же, сын Сепфоров, был царем Моавитян в то время» (Чис.22:2-4)
И в этот момент библейское повествование сообщает нам о пророке, жившем в городе Пефор.
I . Кто был ВАЛААМ и где жил?
Где находился город Пефор ? Есть различные мнения и догадки по этим вопросам. Но, если обратить внимание на детали повествования, то тексты Библии дают нам серьезные основания считать, что Валаам, жил в среде мадианитянин и, вероятно, также являлся потомком Исава*2
Что говорит нам Библия?
Из первых текстов 22 главы книги Чисел можно увидеть, как, будучи у Валака и узнав его проблему, старейшины Мадиамские посоветовали Валаку обратиться к проживающему в их среде Валааму, который, как они считали, может проклясть этот опасный для Моавитян народ. Валак отправил своих послов к Валааму, рассчитывая с его помощью решить возникшую проблему с Израильским народом, а старейшины Мадиамские выступили посредниками, которые не только указали дорогу к Валааму, но и являлись гарантом помощи дружественному соседу. После чего отправились по своим домам.
Можно подробно разобрать эти тексты:
1. Не случайно упоминаются старейшины Мадиамские на этом этапе повествования библейской истории. Но после того как сказали Моавитяне им о своих проблемах «этот народ поедает теперь все вокруг нас, как вол поедает траву полевую» так сразу Валак принял решение отправить послов к Валааму (очевидно, что если бы пророк жил не в среде Мадианитян , то не имело бы никакого смысла упоминать в текстах старейшин Мадиамских);
2. С послами Валака к Валааму пошли и старейшины Мадиамские (идти в далекую Месопотамию Мадианитянам не было нужды, но по пути домой показать дорогу к пророку и замолвить слово за просителей необходимость была).
И пошли старейшины Моавитские и старейшины Мадиамские, с подарками в руках за волхвование, и пришли к Валааму, и пересказали ему слова Валаковы (Чис.22:7);
3. Переночевать у Валаама остались только послы Валака, т.е.
старейшины Моавитские, а старейшины Мадиамские, как можно предположить, показав дорогу и попросив Валаама помочь соседнему народу отправились по домам.
И сказал он им: переночуйте здесь ночь, и дам вам ответ, как скажет мне Господь. И остались старейшины Моавитские у Валаама (Чис.22:8);
4. Обратно к Валаку вернулись только его подданные, а старейшины Мадиамские остались дома.
И встали князья Моавитские, и пришли к Валаку, и сказали [ему]: не согласился Валаам идти с нами (Чис.22:14)
Во второй раз к Валааму ходили уже только князья Валака.
Также Писание рассказывает нам о том, что, завершив свою миссию по благословению народа Израильского, Валаам сказал: «Итак, вот я иду к народу своему (Числ 24:14) и пошел в свое место (Числ 24:25) , но оказался не в Месопотамии, а в среде Мадианитян.
«И встал Валаам и пошел обратно в свое место, а Валак также пошел своею дорогою» (Чис.24:25)
Позже, Израиль мстил Мадианитянам и убил всех их мужчин, среди которых были пять царей Мадиамских и Валаам, сын Веоров.
«И пошли войною на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола; и вместе с убитыми их убили царей Мадиамских: Евия, Рекема, Цура, Хура и Реву, пять царей Мадиамских, и Валаама, сына Веорова, убили мечом»
(Чис.31:7-8.)
И еще: разве не является доказательством проживания Валаама в среде Мадианитян, то что его встреча с Валаком произошла не в районе дислокации Израильтян ( если бы Валаам следовал с севера), а южнее как минимум на 50 км на реке Арнон, где проходила новая граница владений Моавитян (см Числа 22:36). Может быть, это так же указывает на то, что Валаам жил восточнее Моавитян?
(Арнон впадает в Мертвое море приблизительно по середине его восточного берега)
Вот что пишет Харри Виттакер «Израиль в Пустыне»
«Если бы это место проживания Валаама находилось, как предполагают археологи, недалеко от Кархемиса, то послам Валака за свое дважды совершенное путешествие туда и обратно, пришлось бы пройти в общей сложности около 1 600 миль. Да и Валааму пришлось бы преодолеть за довольно-таки сжатый срок 400 миль на ослице животном не отличающимся высокой скоростью передвижения.
А время при поисках ответа на этот вопрос, играет далеко не маловажную роль. Ибо Аарон умер (гл.33,38) в первый день первого месяца последнего года скитания по пустыне, по общепринятому мнению, хотя и без веских на то оснований. Его оплакивали целый месяц (гл.20,29) так же, как позже оплакали и Моисея (Вт.34,8). А потому на все эти поездки оставалось только пять месяцев (Вт.1,3; Нав.5,10), т.е. в пределах досягаемости, на юг до Ецион-Гавера, на восток до пустыни (гл.22,4), на север до Арнона. В этот период времени входит и кампания против Сигона, и поездки к Валааму (предположительно война против Васана началась еще до прихода Валаама), а также война с Моавом при Ваал-Фегоре.
Можно ли в пять месяцев вместить все эти походы в северную Сирию? И может ли район Кархемиса называться «горами восточными» (гл.23,7)? И разве само упоминание «гор» не сводит на нет любые предположения о безнадежно плоской, равнинной Месопотамии?
Так же страна, названная в Пс.59,2 «Сирией Месопотамской («Арам-Нахараим»), может означать, «Едом междуречный». Путаница между двумя еврейскими словами, «Арам» (Сирия) и «Едом», хорошо знакома всем читающим Ветхий Завет на еврейском (например, 2Пар.20,2; 2Цар.8,14). Так же в сирийской, самаритянской Библии и в вульгате, в Числ.22,5 говорится, что Валак послал своих послов «в землю сынов Аммоновых (разница в одной еврейской букве, а как меняется смысл!?)»
С этими аргументами Харри Виттакера можно согласиться, так как они очевидны.
продолжение следует
----------------------------------------
*¹ Как известно, потомки Мадиана, четвертого сына Авраама от Хеттуры (Быт. 25:2) арабское племя, родиной которого была страна к востоку от Акабского залива Чермного (Красного) моря, где арабские географы отмечают местоположение городов Мадиана. Мадианитяне распространялись дальше к северу до земли Моава и к западу по Синайскому полуострову. В рассказе о Валааме упоминается та часть народа Мадиамского, которая жила отдельно от основного народа в анклаве расположенном, видимо, где-то на восточной границе Моава у восточных гор.
*2 тексты Быт 36:32 и 1Пар 1:43 и др. сообщают нам - Бела, сын Веоров, царствовал над Эдомом, следовательно, Валаам мог быть братом царя, а жить мог, например, в стороне в среде Мадианитян. ( имя Веор употребляется в библии 11 раз: 3 раза в связи с первым царем Едомлян и 8 раз в связи с Валаамом и, видимо, не несет другой нагрузки, как только для установления нами родства Валаама и царя Едома). Очень сложно поверить в то, что Валаам мог оказаться в Месопотамии, в чужой стране, с чуждой ему культурой, чужим языком, оторванным от своих близких большим расстоянием. Можно предположить, что жизненные обстоятельства заставили его уйти к Манианитянам. Здесь уместно вспомнить слова Иисуса Христа о пророках («И говорил им Иисус: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и между сродниками своими и в доме своем» - см. тексты Мар.6:4, Матф.13:57, Лук.4:24, Иоан.4:44).
Комментарий