Скажу тут и я свое бачення. (#1)
Ну, мне правда... Не совсем понятно почему несение или не несение креста заканчивается словами о строительстве башни, и подготовкой к войне.?
То что... Господь конечно "загадывал" и загадки, можно сказать "факт". И явно, Он никогда не говорил про то, о чём иудеи не имели представления. То есть, я думаю, что "несение" креста практиковалось в еврейской среде, давным давно. Даже раньше чем сказано в Исх 20:3-17. И значит спрошу. Итак: Что могло подразумеваться в иудейской духовной практике под несением креста.?
Скорее всего это: «Твердо храните заповеди Господа, Бога вашего, и уставы Его и постановления, которые Он заповедал тебе...» /Вт 6:17/ Да, вот этот язык знаком иудеям, - "Не... пожелай". Эти слова актуальны с тех пор до времён Христа. Ии... разве можно смотреть на слова Господа (следовать за Ним) как на противоречие этим заповедям.? Тут, сложив контекст Вт 6:17 и контекст Лк. 14:26 теперь вижу другой смысл. - Иисус как будто призывает всех слушателей (иудеев) переосмыслить ценности, ставя Его (Христа) слова в "центр", вместо этих слов (Вт 6:17). Это мало чем отличается от: «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь... » /Лев 20:26/, после того как Он делает Себя центральной фигурой - "следуй за Мной"... Но с тем же "набившим оскомину" и "убивающим" - "Не... пожелай", но уже "славы, благословений тут, или покоя". Ведь похоже, что Он корректирует приоритеты - с через силу подчинению закону, как внешнему требованию, "обрезать" желания, служить Богу (для получения благословений) и делать добро, ближнему. На следование за Ним и "крест", как путь (поведение в обстоятельствах), через внутреннее "не... пожелай", через служение Богу (ради Бога) и через внутреннее "возлюби" (иначе перерождаясь). Словами: «Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником», думаю Он подчеркнул, что ученик, через подражание учителю, обретает с Ним внутреннее сходство. И необходимую живую связь с Ним, что обновляет и меняет нутро (сердце и ум) и вдохновляет.
Значит, по моему, следовать за Христом без креста - это в каком то смысле отказаться от "преображения" и духовного "подвига". Это следование за Христом, но с ритуалами или традициями, без изменения внутренней жизни (Мф. 23:27-28). Это желание служить Богу за благословения, из выгоды (Ин. 6:26-27). Следование за Христом без креста (очевидно, что это возможно) становится "мёртвым" благочестием, без изменения сердца. Это становится служением ветхого человека, но под управлением его типа "благородной стороны".
Вообще, по поводу ученичества - ученичество ученичеству рознь. Один учитель преподает ремесло - у него свой подход. Он развивает одни навыки. Другой учитель преподаёт философию, и у него свой подход. И он развивает другие навыки. Так и Христос. Если бы Он был учитель ремесла (плотничества) Он был бы сосредоточен на теории и практической стороне ученичества. Если бы Он преподавал просто нравственность, тогда он заново "рисовал" бы ученикам, допустим, контуры добродетели и порока - учил бы их себя контролировать (но это уже делал Закон). И Он не учит, что не учившись Богу не угодишь, через закон... (это если чуть изменить ракурс). И Он учит, что измениться должно нутро. И говорит, что делать чтоб оно (сердце) изменилось. Да, Он подсказывает, пусть в такой форме - постепенно, - обязательные условия для роста учеников - крест. Но крест, "придёт к тебе сам": просто попроси (по этому и говорится наоборот, как: "возьми"). И прежде чем до учеников и колеблющихся доходит и они решат "готов я это сказать, или не готов". - Тут, кстати, понятно почему следом идёт сказ о строительстве башни (планировании), или о начале войны (бросать "вызов"). - Он попутно показывает им мир духовных идей и концепций. Рассуждениями с другими Он даёт им понять, что им нужны навыки критического мышления, и умение самим анализировать разговор (или текст). Они видели, что и Учителю приходилось формулировать и защищать свои мысли, понимать сложные абстрактные понятия, и доказывать взаимосвязи между ними или их отсутствие. Также Он примером показывает, что надо задавать вопросы и рассуждать, развивая навыки взаимопонимания, общения и аргументации. Можно вспомнить притчу о добром самарянине. Или разговор с самарянкой у колодца. Коварные вопросы фарисеев о налоге, о разводах, о женщине взятой в прелюбодеянии. Да, в Евангелиях, в Деяниях и других послания Апостолов, много всего. Чуть не круглосуточные "тренировки".
Дальше, ещё попробую охватить, как кажется ключевые моменты из /Лк 14:26-33/ В начале: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;» /Лк 14:26/ Кхм, как так, ненависть.? И это не первый раз подобное, вот слова: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Мал. 1:2–3) - но очевидно, это не про эмоции, а типа о предназначении (Бытие 36). Так и в этих словах /От Луки 14:26/ больше о предназначении, если хотите. Больше о приоритете в жизни, чем о намеренном страдании (это значит типа: "на право пойдёшь, может(!) плакать будешь"). Эти слова о "возненавидеть" своего рода противоставление симпатиям и привязанностям. Намёк на возможный, болезненный и рушащий всё, выбор. Образа жизни, или позиции, любя.
Можно для контраста вспомнить конец: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.» /Лк 14:33/ И сопоставить, например, как Иов потеряв всё говорит: «Господь дал, Господь и взял» (Иов 1:21). Такое впечатление будто его ветхий человек со страстями мёртв (твёрдая позиция). И если бы ему кто приписал фразу: "главное здоровье осталось, - и богатство наживём новое, и детей ещё нарожаем". Ко всему прочему он теряет здоровье, и потеряв его говорит: «... неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? ...» /Иов 2:10/ Или вот пример, когда Руфь приняла крест (или отрешилась): «... Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог - моим Богом;» /Руфь 1:16/ Согласитесь, это не простой шаг для иноплеменницы (другой образ жизни). Ещё, пример Иеремии «Ибо лишь только начну говорить я, - кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние.» /Иер 20:8/ Тут очевидно, Иеремия страдал говоря правду (бескомпромиссная позиция). Чем не несение креста.?
Ещё, думаю, царь Давид, Иов и другие тоже несли свой крест. Иногда крест "находил" их, иногда они сами делали выбор. Читали же. Во времена благосостояния и во времена скорби. Авраам, Исаак, Иаков (Сарра, Ревекка, Рахиль) тоже. Их потомки. В пустыне... в пустыне, это те кто не роптал и нёс свой крест наказания (искупительный образ жизни). У царя Давида яснее всего можно различить, где он несёт крест, как свою верность Богу и заповедям (образ жизни и позицию - например пощадил Саула). А где он несёт крест, как последствия своего греха.
ПС
Конечно, это не только про молитвенное чтение Писаний «и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником.» Но и о них тоже... А кто тратит сегодня, на вникание в себя и учение до двух часов в день? - тот молодец. И можно сказать держится за крест, как минимум.
Ну, мне правда... Не совсем понятно почему несение или не несение креста заканчивается словами о строительстве башни, и подготовкой к войне.?
То что... Господь конечно "загадывал" и загадки, можно сказать "факт". И явно, Он никогда не говорил про то, о чём иудеи не имели представления. То есть, я думаю, что "несение" креста практиковалось в еврейской среде, давным давно. Даже раньше чем сказано в Исх 20:3-17. И значит спрошу. Итак: Что могло подразумеваться в иудейской духовной практике под несением креста.?
Скорее всего это: «Твердо храните заповеди Господа, Бога вашего, и уставы Его и постановления, которые Он заповедал тебе...» /Вт 6:17/ Да, вот этот язык знаком иудеям, - "Не... пожелай". Эти слова актуальны с тех пор до времён Христа. Ии... разве можно смотреть на слова Господа (следовать за Ним) как на противоречие этим заповедям.? Тут, сложив контекст Вт 6:17 и контекст Лк. 14:26 теперь вижу другой смысл. - Иисус как будто призывает всех слушателей (иудеев) переосмыслить ценности, ставя Его (Христа) слова в "центр", вместо этих слов (Вт 6:17). Это мало чем отличается от: «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь... » /Лев 20:26/, после того как Он делает Себя центральной фигурой - "следуй за Мной"... Но с тем же "набившим оскомину" и "убивающим" - "Не... пожелай", но уже "славы, благословений тут, или покоя". Ведь похоже, что Он корректирует приоритеты - с через силу подчинению закону, как внешнему требованию, "обрезать" желания, служить Богу (для получения благословений) и делать добро, ближнему. На следование за Ним и "крест", как путь (поведение в обстоятельствах), через внутреннее "не... пожелай", через служение Богу (ради Бога) и через внутреннее "возлюби" (иначе перерождаясь). Словами: «Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником», думаю Он подчеркнул, что ученик, через подражание учителю, обретает с Ним внутреннее сходство. И необходимую живую связь с Ним, что обновляет и меняет нутро (сердце и ум) и вдохновляет.
Значит, по моему, следовать за Христом без креста - это в каком то смысле отказаться от "преображения" и духовного "подвига". Это следование за Христом, но с ритуалами или традициями, без изменения внутренней жизни (Мф. 23:27-28). Это желание служить Богу за благословения, из выгоды (Ин. 6:26-27). Следование за Христом без креста (очевидно, что это возможно) становится "мёртвым" благочестием, без изменения сердца. Это становится служением ветхого человека, но под управлением его типа "благородной стороны".
Вообще, по поводу ученичества - ученичество ученичеству рознь. Один учитель преподает ремесло - у него свой подход. Он развивает одни навыки. Другой учитель преподаёт философию, и у него свой подход. И он развивает другие навыки. Так и Христос. Если бы Он был учитель ремесла (плотничества) Он был бы сосредоточен на теории и практической стороне ученичества. Если бы Он преподавал просто нравственность, тогда он заново "рисовал" бы ученикам, допустим, контуры добродетели и порока - учил бы их себя контролировать (но это уже делал Закон). И Он не учит, что не учившись Богу не угодишь, через закон... (это если чуть изменить ракурс). И Он учит, что измениться должно нутро. И говорит, что делать чтоб оно (сердце) изменилось. Да, Он подсказывает, пусть в такой форме - постепенно, - обязательные условия для роста учеников - крест. Но крест, "придёт к тебе сам": просто попроси (по этому и говорится наоборот, как: "возьми"). И прежде чем до учеников и колеблющихся доходит и они решат "готов я это сказать, или не готов". - Тут, кстати, понятно почему следом идёт сказ о строительстве башни (планировании), или о начале войны (бросать "вызов"). - Он попутно показывает им мир духовных идей и концепций. Рассуждениями с другими Он даёт им понять, что им нужны навыки критического мышления, и умение самим анализировать разговор (или текст). Они видели, что и Учителю приходилось формулировать и защищать свои мысли, понимать сложные абстрактные понятия, и доказывать взаимосвязи между ними или их отсутствие. Также Он примером показывает, что надо задавать вопросы и рассуждать, развивая навыки взаимопонимания, общения и аргументации. Можно вспомнить притчу о добром самарянине. Или разговор с самарянкой у колодца. Коварные вопросы фарисеев о налоге, о разводах, о женщине взятой в прелюбодеянии. Да, в Евангелиях, в Деяниях и других послания Апостолов, много всего. Чуть не круглосуточные "тренировки".
Дальше, ещё попробую охватить, как кажется ключевые моменты из /Лк 14:26-33/ В начале: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;» /Лк 14:26/ Кхм, как так, ненависть.? И это не первый раз подобное, вот слова: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Мал. 1:2–3) - но очевидно, это не про эмоции, а типа о предназначении (Бытие 36). Так и в этих словах /От Луки 14:26/ больше о предназначении, если хотите. Больше о приоритете в жизни, чем о намеренном страдании (это значит типа: "на право пойдёшь, может(!) плакать будешь"). Эти слова о "возненавидеть" своего рода противоставление симпатиям и привязанностям. Намёк на возможный, болезненный и рушащий всё, выбор. Образа жизни, или позиции, любя.
Можно для контраста вспомнить конец: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.» /Лк 14:33/ И сопоставить, например, как Иов потеряв всё говорит: «Господь дал, Господь и взял» (Иов 1:21). Такое впечатление будто его ветхий человек со страстями мёртв (твёрдая позиция). И если бы ему кто приписал фразу: "главное здоровье осталось, - и богатство наживём новое, и детей ещё нарожаем". Ко всему прочему он теряет здоровье, и потеряв его говорит: «... неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? ...» /Иов 2:10/ Или вот пример, когда Руфь приняла крест (или отрешилась): «... Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог - моим Богом;» /Руфь 1:16/ Согласитесь, это не простой шаг для иноплеменницы (другой образ жизни). Ещё, пример Иеремии «Ибо лишь только начну говорить я, - кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние.» /Иер 20:8/ Тут очевидно, Иеремия страдал говоря правду (бескомпромиссная позиция). Чем не несение креста.?
Ещё, думаю, царь Давид, Иов и другие тоже несли свой крест. Иногда крест "находил" их, иногда они сами делали выбор. Читали же. Во времена благосостояния и во времена скорби. Авраам, Исаак, Иаков (Сарра, Ревекка, Рахиль) тоже. Их потомки. В пустыне... в пустыне, это те кто не роптал и нёс свой крест наказания (искупительный образ жизни). У царя Давида яснее всего можно различить, где он несёт крест, как свою верность Богу и заповедям (образ жизни и позицию - например пощадил Саула). А где он несёт крест, как последствия своего греха.
ПС
Конечно, это не только про молитвенное чтение Писаний «и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником.» Но и о них тоже... А кто тратит сегодня, на вникание в себя и учение до двух часов в день? - тот молодец. И можно сказать держится за крест, как минимум.
Комментарий