Иероним Стридонский блаженный
Толкование на группу стихов: Еф: 4: 26-26
Комментарий на Послание к Ефесянам 2.4.26. Cl. 0591, ad Ephesios, 2.542.47.
*** Гневайтесь и не согрешайте. Ни у кого не возникает сомнения то, что эти слова заимствованы из четвертого псалма и, по видимому, они противоположны тому, что говорится в другом месте: А теперь отложите и вы всякий гнев и негодование, и злобу и хулу, и бесстыдные речи из уст ваших (Кол. 3:8)1. Хотя и простое понимание этого места в смысле того, что развязывается узда гнева, опасно. Однако не только у нас, но и у философов слово гнев понимается в двояком значении; во-первых, когда мы, возмущенные обидою, движемся естественными требованиями; во-вторых, когда по прекращении нападении на нас и утишении гнева ум может рассуждать, но тем не менее желает мщения тому, кто признается оскорбителем. Посему я думаю, что здесь идет речь о первом виде гнева, и нам, как людям, сделана уступка: возмущаться при виде (ad faciem) какого-нибудь недостойного действия, но чтобы спокойствие ума возмущало только как бы некоторое легкое движение ветра; т. е., чтобы мы не легко поддавались бурным волнам ярости. Ваш писатель Фирмиан2 написал ученым и в то же время красноречивым языком книгу «О гневе Божьем», которая, по моему мнению, более чем достаточна для понимания гнева. Да не заходит солнце в гневе вашем. Если мы понимаем попросту то солнце, которое видимо телесными очами, то помешаем только тогда, когда гнев продолжается и после захода солнца. Но не погрешаем тогда, когда, например, гневаясь от первого часа до одиннадцатого, мы делаем то, что нам подсказывают негодование, ярость, гнев. Мне кажется, что нет ничего не сообразнее такого толкования, как будто не может кто-либо от восхода солнца до захода неистовствовать в столь великих преступлениях, что потом в течении всей своей жизни невозможно искупить их слезами. С другой стороны, не большее ли место имеет гнев днем; в то же время ночь с наступлением сна является успокоением ярости и, если бы мы даже гневались тогда, мы переносим свою гневливость на следующий день. Поэтому истинное солнце, заходящее над злыми пророками, как об этом написано: над вашими пророками солнце зашло в полдень (Ам. 8:9)3, зайдет также над всеми грешниками, и восход Его не будет для них благоприятным, и Апостол учит, чтобы мы не делали чего-нибудь такого, за что солнце скрывается для нас, и главная сторона сердца нашего окутывается мраком. Некоторые полагают, что это место должно понимать так же просто, как и место из четвертого псалма, откуда оно, по видимому, заимствовано: Что вы говорите в своем сердце, на своих постелях, то да будет вам огорчением (Пс. 4:5)4, т.е. чем вы согрешаете на деле, словами или помышлениями, то вы очищайте покаянием в течении ночи; тогда гнев будет не продолжителен и не будет перенесен на следующий день.
Толкование на группу стихов: Еф: 4: 26-26
Комментарий на Послание к Ефесянам 2.4.26. Cl. 0591, ad Ephesios, 2.542.47.
*** Гневайтесь и не согрешайте. Ни у кого не возникает сомнения то, что эти слова заимствованы из четвертого псалма и, по видимому, они противоположны тому, что говорится в другом месте: А теперь отложите и вы всякий гнев и негодование, и злобу и хулу, и бесстыдные речи из уст ваших (Кол. 3:8)1. Хотя и простое понимание этого места в смысле того, что развязывается узда гнева, опасно. Однако не только у нас, но и у философов слово гнев понимается в двояком значении; во-первых, когда мы, возмущенные обидою, движемся естественными требованиями; во-вторых, когда по прекращении нападении на нас и утишении гнева ум может рассуждать, но тем не менее желает мщения тому, кто признается оскорбителем. Посему я думаю, что здесь идет речь о первом виде гнева, и нам, как людям, сделана уступка: возмущаться при виде (ad faciem) какого-нибудь недостойного действия, но чтобы спокойствие ума возмущало только как бы некоторое легкое движение ветра; т. е., чтобы мы не легко поддавались бурным волнам ярости. Ваш писатель Фирмиан2 написал ученым и в то же время красноречивым языком книгу «О гневе Божьем», которая, по моему мнению, более чем достаточна для понимания гнева. Да не заходит солнце в гневе вашем. Если мы понимаем попросту то солнце, которое видимо телесными очами, то помешаем только тогда, когда гнев продолжается и после захода солнца. Но не погрешаем тогда, когда, например, гневаясь от первого часа до одиннадцатого, мы делаем то, что нам подсказывают негодование, ярость, гнев. Мне кажется, что нет ничего не сообразнее такого толкования, как будто не может кто-либо от восхода солнца до захода неистовствовать в столь великих преступлениях, что потом в течении всей своей жизни невозможно искупить их слезами. С другой стороны, не большее ли место имеет гнев днем; в то же время ночь с наступлением сна является успокоением ярости и, если бы мы даже гневались тогда, мы переносим свою гневливость на следующий день. Поэтому истинное солнце, заходящее над злыми пророками, как об этом написано: над вашими пророками солнце зашло в полдень (Ам. 8:9)3, зайдет также над всеми грешниками, и восход Его не будет для них благоприятным, и Апостол учит, чтобы мы не делали чего-нибудь такого, за что солнце скрывается для нас, и главная сторона сердца нашего окутывается мраком. Некоторые полагают, что это место должно понимать так же просто, как и место из четвертого псалма, откуда оно, по видимому, заимствовано: Что вы говорите в своем сердце, на своих постелях, то да будет вам огорчением (Пс. 4:5)4, т.е. чем вы согрешаете на деле, словами или помышлениями, то вы очищайте покаянием в течении ночи; тогда гнев будет не продолжителен и не будет перенесен на следующий день.
Комментарий