Стигматы - раны, копирующие раны Христа на кресте (от гвоздей на ладонях - чаще всего).
Католики считают, что римские солдаты заколачивали гвозди Иисусу в ладони (см. напр. Грюневальд Маттиас "Распятие", Лиферинкс Йоссе "Распятие", Мантенья Андреа "Распятие" и т.д.). Остальные христиане считают, что гвозди вбивались в кости запястья ("Гвоздь был вбит не посредине ладони, как принято изображать, но выше, в центре запястья, между костей" - цитата из исследований Туринской плащаницы). Кто прав? Об этом и поговорим.
Римляне использовали для распятия разные виды орудий, но для распятия Иисуса они были вынуждены использовать crux capitata - крест в форме знака "", так как необходимо было разместить над головой Христа табличку с надписью. При распятии Иисуса его положили на спину и вбили гвозди в руки (куда именно, мы увидим ниже), а также ноги. Затем с помощью особого рода вил (furcilla) подняли перекладину вместе с пригвожденным к ней Христом на заранее вкопанный в землю столб. Таков был процесс обычной римской казни через распятие, и нет никаких свидетельств, что для Иисуса было сделано какое-либо исключение (единственно - ему оставили набедренную повязку, хотя обычно казненных раздевали догола). Затем крест закрепили на специальной выемке на столбе (к сожалению, как именно - неизвестно; крест могли как прибить гвоздями, так и привязать веревками).
Чтобы руки не разорвались от гвоздей, распятого или сажали на прибитый к середине столба колок (sedile), так что это седалище проходило между ногами осужденного, или упирали ногами в прибитую внизу столба дощечку (pedale). Ноги осужденного бывали иногда пригвождены, иногда же только привязаны к столбу. Таким образом, распятый скорее не висел на кресте, а сидел или стоял, пригвожденный к нему.
Христианские пастыри позже однозначно и мудро решили, что Христос стоял на дощечке для ног, поскольку колку между ног Иисуса благочестивому христианину не только изобразить, но и представить было нельзя. Это была их первая ошибка. На самом деле Иисус не стоял, упираясь в дощечку-pedale, а именно сидел на колке-sedile. На это есть указание Юстина, который, сравнивая образы рогов единорога, которыми избодет он народы все до пределов земли (Втор.33:17), и креста, сообщает: "Никто не скажет и не докажет, чтобы рога единорога находились в какой-нибудь другой вещи или фигуре, кроме образа, выражающего крест. Ибо здесь одно дерево прямое, которого самая верхняя часть возвышается наподобие рога, когда к нему поперек прилагается другое дерево, и концы последнего по обеим сторонам кажутся как рога, присоединенные к одному рогу; в середине утверждено дерево, на которое возводятся распинаемые (то есть само седалище-sedile - прим. Мачо), также выдается наподобие рога и представляет вид рога, когда оно слажено и утверждено с другими рогами" (Just.Dial.91). Ириней говорит еще более конкретно: "Вид креста имеет пять концов: два по длине, два по ширине и один в середине, на который опирается пригвожденный" (Iren.Haer.II.24:4).
Вообще, использование колки для распятий в районе Иерусалима было обычной практикой для римлян. В 1968 году во время реконструкции дороги к северу от Иерусалима, в пригороде Гиват а-Мивтар, бульдозер открыл древнее захоронение. Это была гробница распятого иудея римской эпохи. Огромные гвозди настолько прочно засели в его костях, что их не смогли извлечь даже при погребении тела. При дальнейшем исследовании израильские археологи установили, что имя этого иудея Йоханан бен-Агголь, что распят он был в возрасте 24-28 лет примерно в тот же период времени, когда был распят и Иисус. Йохонан был пригвожден к кресту в сидячем положении, его ноги были согнуты в коленях, а руки раскинуты и пробиты гвоздями...
Ошибка христиан номер два. Гвозди Иисусу вбивались не в кисть (мягкие ткани которой порвались под весом тела почти сразу же после поднятия креста) и даже не в запястные кости (так как у распятых часто начинались судороги, эти кости выдержали бы ненамного дольше). На самом деле гвозди вбивались в дистальные предплечья, то есть в первую треть предплечья между запястьем и локтем.
Ошибка христиан номер три. Мне не встретилось ни одного упоминания, что при распятии Хрииста использовались специальные "шайбы" - деревянные плашки, которые, как шайбы, надежно прижимали руки казненного к кресту. В иконографии нет ни единой картины с "шайбами", хотя римляне знали толк в распятиях и подозревать их в либерализме по отношению к Христу несколько неуместно.
В связи со всем этим возникает несколько вопросов.
1. Почему христиане всего мира носятся, как с писаной торбой, со всеми проявлениями стигматов НА ЛАДОНЯХ?
2. Почему христианская история врет об истинном положении вещей (гвозди в предплечьях, наличие колки и отсутствие "шайб")?
Что думаете по всему этому поводу, уважаемые верующие?
Католики считают, что римские солдаты заколачивали гвозди Иисусу в ладони (см. напр. Грюневальд Маттиас "Распятие", Лиферинкс Йоссе "Распятие", Мантенья Андреа "Распятие" и т.д.). Остальные христиане считают, что гвозди вбивались в кости запястья ("Гвоздь был вбит не посредине ладони, как принято изображать, но выше, в центре запястья, между костей" - цитата из исследований Туринской плащаницы). Кто прав? Об этом и поговорим.
Римляне использовали для распятия разные виды орудий, но для распятия Иисуса они были вынуждены использовать crux capitata - крест в форме знака "", так как необходимо было разместить над головой Христа табличку с надписью. При распятии Иисуса его положили на спину и вбили гвозди в руки (куда именно, мы увидим ниже), а также ноги. Затем с помощью особого рода вил (furcilla) подняли перекладину вместе с пригвожденным к ней Христом на заранее вкопанный в землю столб. Таков был процесс обычной римской казни через распятие, и нет никаких свидетельств, что для Иисуса было сделано какое-либо исключение (единственно - ему оставили набедренную повязку, хотя обычно казненных раздевали догола). Затем крест закрепили на специальной выемке на столбе (к сожалению, как именно - неизвестно; крест могли как прибить гвоздями, так и привязать веревками).
Чтобы руки не разорвались от гвоздей, распятого или сажали на прибитый к середине столба колок (sedile), так что это седалище проходило между ногами осужденного, или упирали ногами в прибитую внизу столба дощечку (pedale). Ноги осужденного бывали иногда пригвождены, иногда же только привязаны к столбу. Таким образом, распятый скорее не висел на кресте, а сидел или стоял, пригвожденный к нему.
Христианские пастыри позже однозначно и мудро решили, что Христос стоял на дощечке для ног, поскольку колку между ног Иисуса благочестивому христианину не только изобразить, но и представить было нельзя. Это была их первая ошибка. На самом деле Иисус не стоял, упираясь в дощечку-pedale, а именно сидел на колке-sedile. На это есть указание Юстина, который, сравнивая образы рогов единорога, которыми избодет он народы все до пределов земли (Втор.33:17), и креста, сообщает: "Никто не скажет и не докажет, чтобы рога единорога находились в какой-нибудь другой вещи или фигуре, кроме образа, выражающего крест. Ибо здесь одно дерево прямое, которого самая верхняя часть возвышается наподобие рога, когда к нему поперек прилагается другое дерево, и концы последнего по обеим сторонам кажутся как рога, присоединенные к одному рогу; в середине утверждено дерево, на которое возводятся распинаемые (то есть само седалище-sedile - прим. Мачо), также выдается наподобие рога и представляет вид рога, когда оно слажено и утверждено с другими рогами" (Just.Dial.91). Ириней говорит еще более конкретно: "Вид креста имеет пять концов: два по длине, два по ширине и один в середине, на который опирается пригвожденный" (Iren.Haer.II.24:4).
Вообще, использование колки для распятий в районе Иерусалима было обычной практикой для римлян. В 1968 году во время реконструкции дороги к северу от Иерусалима, в пригороде Гиват а-Мивтар, бульдозер открыл древнее захоронение. Это была гробница распятого иудея римской эпохи. Огромные гвозди настолько прочно засели в его костях, что их не смогли извлечь даже при погребении тела. При дальнейшем исследовании израильские археологи установили, что имя этого иудея Йоханан бен-Агголь, что распят он был в возрасте 24-28 лет примерно в тот же период времени, когда был распят и Иисус. Йохонан был пригвожден к кресту в сидячем положении, его ноги были согнуты в коленях, а руки раскинуты и пробиты гвоздями...
Ошибка христиан номер два. Гвозди Иисусу вбивались не в кисть (мягкие ткани которой порвались под весом тела почти сразу же после поднятия креста) и даже не в запястные кости (так как у распятых часто начинались судороги, эти кости выдержали бы ненамного дольше). На самом деле гвозди вбивались в дистальные предплечья, то есть в первую треть предплечья между запястьем и локтем.
Ошибка христиан номер три. Мне не встретилось ни одного упоминания, что при распятии Хрииста использовались специальные "шайбы" - деревянные плашки, которые, как шайбы, надежно прижимали руки казненного к кресту. В иконографии нет ни единой картины с "шайбами", хотя римляне знали толк в распятиях и подозревать их в либерализме по отношению к Христу несколько неуместно.
В связи со всем этим возникает несколько вопросов.
1. Почему христиане всего мира носятся, как с писаной торбой, со всеми проявлениями стигматов НА ЛАДОНЯХ?
2. Почему христианская история врет об истинном положении вещей (гвозди в предплечьях, наличие колки и отсутствие "шайб")?
Что думаете по всему этому поводу, уважаемые верующие?
Комментарий