А Бог и дал (в духовной ипостаси) человеку свободу выбора от Собственной сущности. Доказательство того, что по этой свободе человек на равных с Богом, это, например, неприятине человеком Бога. И этой свобды человека Бог не трогает, как в общении с равной личностью, не ставит его в положение тотально безвольного существа, во всём подчинённого Богу. По сути, личности и не бывает именно без этой неотъемлемой свободы выбора. Бог эту свободу поместил в суть человека, отличающую от всего иного живого, и охраняет от посягательств. Механизм свободы выбора из человека истребить невозможно, кроме как самой же свободой выбора этого человека.
Именно наличие этой свободы духа (выбора) своей неистребимостью и подобностью Божьей способно противостоять князю мира сего. А то, что на земле властвует князь мира сего, так об этом отчётливо сказано в Евангелии. Без подобия Божьего в себе человек не может противостоять сатане. Это подобие и есть среда общения с Богом на равных. Для образного аналога: вода и в реке, и в бутылке равны по своей сути. Но одна вода бзгранична, а другая ограничена формой бутылки (как дух человека плотью). Тем не менее вода из бутылки, будучи вылита в реку, течёт вместе с водой реки, а не падает на дно, как разносущностный воде камень. У воды реки и бутылки одинаковые свойства, например моющие, или жаждоутоляющие. Дух человеческий с его фундаментальной свободой и средой подобия Божьего для возможности общения с Ним - возможность противостояния сатане. Потому это подобие никак не может быть признаком сатанизма. Сатанизмом является то, что, наоборот, общение с личностью заменяет на общение, как с объектом, убивая тем самым личность и её духовный признак. Но общение Бога с человеком, как с личностью, а не как с объектом, это сама суть отношения Бога к своему творению. Это сама человеческая жизнь, не возможная именно без такого отношения к ней Бога. Отвергая в себе этот дар свободы от Бога, человек добровольно выбирает себе сущность животного, вне личности. В этом заинтересован сатана.
Так что у Бердяева и тени сатанизма нет. И подобие Божье в человеке не имеет отношения к сатанинской гордыне, ставящей себя выше Бога. Это не сама
богоподобная свобода духа, а результат выбора этой свободы.
Именно наличие этой свободы духа (выбора) своей неистребимостью и подобностью Божьей способно противостоять князю мира сего. А то, что на земле властвует князь мира сего, так об этом отчётливо сказано в Евангелии. Без подобия Божьего в себе человек не может противостоять сатане. Это подобие и есть среда общения с Богом на равных. Для образного аналога: вода и в реке, и в бутылке равны по своей сути. Но одна вода бзгранична, а другая ограничена формой бутылки (как дух человека плотью). Тем не менее вода из бутылки, будучи вылита в реку, течёт вместе с водой реки, а не падает на дно, как разносущностный воде камень. У воды реки и бутылки одинаковые свойства, например моющие, или жаждоутоляющие. Дух человеческий с его фундаментальной свободой и средой подобия Божьего для возможности общения с Ним - возможность противостояния сатане. Потому это подобие никак не может быть признаком сатанизма. Сатанизмом является то, что, наоборот, общение с личностью заменяет на общение, как с объектом, убивая тем самым личность и её духовный признак. Но общение Бога с человеком, как с личностью, а не как с объектом, это сама суть отношения Бога к своему творению. Это сама человеческая жизнь, не возможная именно без такого отношения к ней Бога. Отвергая в себе этот дар свободы от Бога, человек добровольно выбирает себе сущность животного, вне личности. В этом заинтересован сатана.
Так что у Бердяева и тени сатанизма нет. И подобие Божье в человеке не имеет отношения к сатанинской гордыне, ставящей себя выше Бога. Это не сама
богоподобная свобода духа, а результат выбора этой свободы.
Комментарий