Телеологическое доказательство.
Существует много форм телеологического доказательства, и самая известная из них восходит к предложенной Уильямом Пэйли (Paley) «аналогии с часовщиком». Поскольку каждые часы созданы своим часовщиком, а мироздание устроено гораздо сложнее, чем часы, отсюда следует, что у мироздания должен быть свой Создатель. Говоря вкратце, в телеологическом доказательстве из наблюдаемой устроенности мироздания выводится существование его Устроителя:
1) Всякому устройству требуется тот, кто его устроил.
2) Мироздание характеризуется величием своего устройства.
3) Следовательно, должен существовать Великий Устроитель мироздания.
Всякий раз, когда мы видим сложное устройство, мы знаем из предыдущего опыта, что оно порождено разумом его создателя. Часы напоминают нам о своем часовщике, здание о своем архитекторе, картина о художнике, а закодированное сообщение - о существовании его разумного отправителя.
Далее, чем величественней устройство, тем величественнее его создатель. Бобры устраивают плотины из бревен, но им никогда не создать ничего подобного московскому кремлю. Тысяча обезьян, усаженных за пишущие машинки, не напечатает случайным образом текст «Евгения Онегина» и за многие миллионы лет. Но Пушкин создал его. Чем сложнее вещь, тем больше разума требуется для ее создания.
Важно отметить, что под «сложностью устройства» я подразумеваю специфическую сложность. Структура кристалла, например, характеризуется спецификой, но не сложностью. В ней, как и в снежинках, нескончаемо повторяется один и тот же узор кристаллической решетки. Случайные полимерные цепочки, напротив, характеризуются сложностью, но не специфичностью. Однако в живой клетке есть и специфика структуры, и сложность. Такого рода сложная структура никогда не возникает вследствие чисто естественных причин. Это всегда результат деятельности разумного существа. Именно такого рода сложность встречается в человеческом языке. Буквенная последовательность из четырех символов генетического алфавита это все равно что слова в нашей письменной речи. Причем объем сложнейшей информации даже в простом одноклеточном организме больше, чем ее содержится в полном энциклопедическом словаре.
Стоящий на агностических позициях астроном Карл Саган непреднамеренно обнаружил даже более убедительный пример. Он подсчитал, что объем генетической информации в человеческом мозге, выраженный в битах, сравним с полным числом связей между нейронами а это около 100 триллионов, то есть 1014 бит. Если записать ее, эта информация заполнит добрых 20 миллионов томов, столько, сколько хранится в крупнейших библиотеках мира. Эквивалент этих 20 миллионов томов содержится в голове у каждого из нас. «Мозг - это огромный мир в компактной упаковке», - говорит Саган. Дальше он отмечает, что «нейрохимия мозга удивительно функциональна, конструкция этой машины более совершенна, нежели все, созданное человеком. Но если все это так, то можно ли утверждать, что для человеческого мозга, в отличие даже от простейшего компьютера, не потребовался разумный Создатель?
Существует много форм телеологического доказательства, и самая известная из них восходит к предложенной Уильямом Пэйли (Paley) «аналогии с часовщиком». Поскольку каждые часы созданы своим часовщиком, а мироздание устроено гораздо сложнее, чем часы, отсюда следует, что у мироздания должен быть свой Создатель. Говоря вкратце, в телеологическом доказательстве из наблюдаемой устроенности мироздания выводится существование его Устроителя:
1) Всякому устройству требуется тот, кто его устроил.
2) Мироздание характеризуется величием своего устройства.
3) Следовательно, должен существовать Великий Устроитель мироздания.
Всякий раз, когда мы видим сложное устройство, мы знаем из предыдущего опыта, что оно порождено разумом его создателя. Часы напоминают нам о своем часовщике, здание о своем архитекторе, картина о художнике, а закодированное сообщение - о существовании его разумного отправителя.
Далее, чем величественней устройство, тем величественнее его создатель. Бобры устраивают плотины из бревен, но им никогда не создать ничего подобного московскому кремлю. Тысяча обезьян, усаженных за пишущие машинки, не напечатает случайным образом текст «Евгения Онегина» и за многие миллионы лет. Но Пушкин создал его. Чем сложнее вещь, тем больше разума требуется для ее создания.
Важно отметить, что под «сложностью устройства» я подразумеваю специфическую сложность. Структура кристалла, например, характеризуется спецификой, но не сложностью. В ней, как и в снежинках, нескончаемо повторяется один и тот же узор кристаллической решетки. Случайные полимерные цепочки, напротив, характеризуются сложностью, но не специфичностью. Однако в живой клетке есть и специфика структуры, и сложность. Такого рода сложная структура никогда не возникает вследствие чисто естественных причин. Это всегда результат деятельности разумного существа. Именно такого рода сложность встречается в человеческом языке. Буквенная последовательность из четырех символов генетического алфавита это все равно что слова в нашей письменной речи. Причем объем сложнейшей информации даже в простом одноклеточном организме больше, чем ее содержится в полном энциклопедическом словаре.
Стоящий на агностических позициях астроном Карл Саган непреднамеренно обнаружил даже более убедительный пример. Он подсчитал, что объем генетической информации в человеческом мозге, выраженный в битах, сравним с полным числом связей между нейронами а это около 100 триллионов, то есть 1014 бит. Если записать ее, эта информация заполнит добрых 20 миллионов томов, столько, сколько хранится в крупнейших библиотеках мира. Эквивалент этих 20 миллионов томов содержится в голове у каждого из нас. «Мозг - это огромный мир в компактной упаковке», - говорит Саган. Дальше он отмечает, что «нейрохимия мозга удивительно функциональна, конструкция этой машины более совершенна, нежели все, созданное человеком. Но если все это так, то можно ли утверждать, что для человеческого мозга, в отличие даже от простейшего компьютера, не потребовался разумный Создатель?




Комментарий