Русскоязычная современная христианская музыка - взгляд будущее.
Еще каких-то 5-7 лет назад рынок современной христианской русскоязычной музыки выглядел как непаханое плодоносное поле. При огромном, казалось бы, спросе минимум предложения. В Украине продавались лишь Косячков, Дружки да Новый Иерусалим, и казалось бы, появись еще 40-50 групп, будет отличный рынок, с конкуренцией, борьбой за качество и покупателей. Можно было прогнозировать только радужные перспективы, ибо за гитары брались фактически все, кому ни лень, в том числе даже далекие от музыки люди (о ком это я?
). На концерт, бесплатный как для участников, так и посетителей, можно было набрать по 10-15 команд, и радость от осознания этого затмевала любые проблемы. Все кто на словах, кто на деле занимались поиском возможности для записей альбомов- и, надо сказать, начиная с 2000 года, альбомы появлялись, и многие услышали Дроздов, ЛППЛ, Корни, Христоманию, Вин Знае, Исайю, позднее Далеко и Водолечебницу.
Но вот, сейчас, в конце 2005 года, ведущие распространители констатируют неприятные факты - продажи резко падают, рынок откатывается назад, новым, даже многообещающим группам и исполнителям стало очень трудно найти своего слушателя.
Что же происходит?
Мне представляется, что в текущий момент ситуация определяется рядом факторов и тенденций, которые и определяют общую картину. На некоторых, наиболее критичных из них, я хотел бы обратить внимание.
Фактор 1. Пробуждение закончилось.
Да, так бывает. Оно начинается и заканчивается. Наши американские друзья заглянули уже в каждый дом - лично, или через обученных местных нью- пасторов, или с телеэкранов. И слово было посеяно. Вышедшие из подполья экс-советские баптисты и пятидесятники погоды не сделали, и благая весть оказалась щедро приправленной чисто американскими психологическими «штучками», как-будто списанными из книг «10 способов успешно продать снег зимой» или «Навыки блестящего продавца-комивояжера». Но об этом позднее.
Как описано в притче о сеятеле, так с нами и происходит. Как вы помните, там было четыре категории услышавших, из них вторая и третья категория людей в конце концов вернулись к прежней жизни. Вот в это время мы с вами и живем отток людей из церквей превышает рост этих самых церквей.
Как это отразилось на рынке музыки?
Во-первых, рынок перестал расти.
Во-вторых, стало понятно, что «устаканившаяся» целевая аудитория не способна выкладывать деньги за «много разной музыки».
Здесь зарыт самый главный определяющий фактор с точки зрения шоу-бизнеса, как бизнеса, - оборот денег. Этот оборот, к сожалению, не стал достаточным для развития христианской русскоязычной музыки как явления современной культуры.
Следствие из этого печальное на рынок русскоязычной христианской музыки так и не вышли профессионалы, которые смогли бы установить стандарты качества и создать конкуренцию, ведущую, как известно, к развитию рынка и борьбе за наилучшее удовлетворение потребностей потребителей.
Качественно записан альбом или нет - продажи будут одинаковыми. Причем для более качественной музыки - одинаково маленькими, так как настоящих ценителей музыки, находящихся в определенной пропорции со всеядными слушателями, всегда меньше.
Фактор 2. Стоимость звукозаписи все время уменьшается.
Высокие технологии, доступные производительные компьютеры и программы типа «сам себе диджей» сыграли злющую шутку с нашим рынком. Кто угодно может записать песню - накачать сэмплов, вставить их в «паленый» полупрофессиональный софт, напеть в дешевый микрофон текст, и на общем «лоу-фай» (перев. низкое качество, в отличии от «хай-фай») фоне звучания существующих исполнителей можно чувствовать себя звездой.
И, как результат - поток кассет и дисков групп и исполнителей «новой волны» забил все раскладки церквей и полки музыкальных магазинов. В отсутствии масс-медиа, обслуживающих рынок, в отсутствии профессиональных продюсеров, удержать это явление было невозможно.
Следствие из этого если ранее, в отсутствии профессиональных исполнителей, можно было хоть как-то различить более или менее талантливые муз. продукты, то теперь даже таланты обречены на прозябание в затерянном мире из всякого хлама. Кто знает, может за последние пару лет какая-нибудь группа записала хит, который мог бы стать потенциальным христианским «yesterday», или «hotel California», или «we will rock you» - все это потонуло в общей сливной яме. Из-за отстутствия денег, нет ни нормальных хит-парадов, ни статистики продаж, ни (опять таки) масс-медиа, которые бы влияли на эту ситуацию.
Фактор 3. Пиратство.
Многие восприняли цитату из Библии «даром получали даром давайте» как призыв не давать, а брать. Причем обязательно даром. Количество нелегальных записей в пост-советском христианстве зашкаливает все мыслимые пределы. Так как об этом много уже где сказано, и продолжает говориться, ограничимся выводом: даже если у кого-то есть желание и возможности инвестировать в развитие христианской музыки деньги, то инвестиционная привлекательность из-за такого состояния дел с пиратством равна 0 (нулю).
Потенциальные меценаты американцы сами испытывают в своей Америке кризис жанра все удачливые христианские звукозаписывающие бренды в конце 90х были выкуплены мирскими компаниями, остальные тихо умерли. Все же, за 30 лет существования, Америка смогла вывести свою христианскую музыку на какой-то профессиональный уровень но там было то, чего нет у нас деньги.
Следствие этого фактора очередной гвоздь в гроб профессионализма в христианской русскоязычной музыке
Фактор 4. Ошибочная уверенность многих христиан, что Бог заинтересован в развитии христианского шоу-бизнеса.
Это бред. Бог заинтересован в человеческих сердцах и душах. Весь бизнес, включая названный нами «христианским» шоу-бизнес , подчиняется общечеловеческим законам, также как и политика, культура, спорт. Нельзя, например, организовать в какой-нибудь поместной церкви футбольную команду, и с помощью постов, молитв и провозглашений сделать ее победителем Лиги Чемпионов! (это опять, кстати, возвращает нас к вопросу о необходимости инвестиций и привлечения к делу профессионалов).
Надеюсь, трезвого взгляда на существующее положение вещей достаточно, чтобы этот фактор не требовал многословных доказательств.
Следствие: многие уверены, что все у нас хорошо, а если где-то плохо это мы мало молимся. Это вредит конструктивному подходу к проблеме, закрывает многим людям глаза на факты и служит оправданием для многих горе-исполнителей, рассчитывающих на «сделаем что-нибудь, а Господь усмотрит/поможет, и вообще, если что-то у нас есть, то на это Божья воля, все возможно верующему и т.п.»
Все эти факторы и следствия, во взаимодействии между собой, представляют мне следующую картину дальнейшего развития ситуации :
Рынок потребления русскоязычной христианской музыки будет еще несколько лет сокращаться, пока не застынет в одном состоянии, в котором и будет находиться продолжительное время. Новых альбомов новых исполнителей появится в 5 раз больше, из-за ограниченности мощностей распространителей, многое будет издаваться «самиздатом». Общий уровень профессионализма и качества сильно упадет. Продаваться будут только «бренды» - исполнители и группы, сделавшие себе имя 3-5-7 лет назад. Из-за отсутствия продаж, многие новые исполнители будут массово вываливать свою продукцию в интернет для свободного скачивания, люди будут качать и слушать музыку ужасного качества. Из-за этого официальные легальные продажи будут медленно падать, выжившие распространители будут искать каналы выхода на Израиль, Германию и США, где много русскоязычных эмигрантов. Профессионалы (коих единицы), талантливые и/или амбициозные группы будут искать выход на общий рынок. Продаж там больших не будет (т.к. на мирском рынке русскоязычной музыки тоже не все в шоколаде), но будет возможность выступать в лучших условиях на нормальной аппаратуре, за какие-то деньги. Из-за американских подходов к благовестию (о чем я писал выше), в обществе царит негативное отношение к верующим, поэтому музыканты, ориентирующиеся на общий рынок, будут вынуждены отказаться от откровенных христианских текстов. Тексты станут «про все на свете», и благодаря командам, добившимся популярности, это станет общей тенденцией и для исполнителей, ориентирующихся только на христиан. Когда это заполнит весь рынок, можно будет ожидать всплеск спроса на «воршип» в современном исполнении, так как это по тем временам будет оригинально. Появятся группы, состоящие только из христиан, но играющие, с точки зрения текстов, мирскую музыку. Они, как это модно сейчас в Америке, будут против того, чтобы их называли христианской группой, но продаваться будут и в христианских магазинах. Из-за обилия новых групп, будут процветать разные бесплатные фестивали, их уровень будет все ухудшаться. Открытое небо будет самой продаваемой группой и через 5 и через 10 лет. Валерий Короп запишет еще штук 40 альбомов. У христиан, живущих на постсоветском пространстве, и через 10 лет будут в ходу аудиокассеты.
©Олег Нилов (группа Линия По Производству Лейкопластыря)
Еще каких-то 5-7 лет назад рынок современной христианской русскоязычной музыки выглядел как непаханое плодоносное поле. При огромном, казалось бы, спросе минимум предложения. В Украине продавались лишь Косячков, Дружки да Новый Иерусалим, и казалось бы, появись еще 40-50 групп, будет отличный рынок, с конкуренцией, борьбой за качество и покупателей. Можно было прогнозировать только радужные перспективы, ибо за гитары брались фактически все, кому ни лень, в том числе даже далекие от музыки люди (о ком это я?

Но вот, сейчас, в конце 2005 года, ведущие распространители констатируют неприятные факты - продажи резко падают, рынок откатывается назад, новым, даже многообещающим группам и исполнителям стало очень трудно найти своего слушателя.
Что же происходит?
Мне представляется, что в текущий момент ситуация определяется рядом факторов и тенденций, которые и определяют общую картину. На некоторых, наиболее критичных из них, я хотел бы обратить внимание.
Фактор 1. Пробуждение закончилось.
Да, так бывает. Оно начинается и заканчивается. Наши американские друзья заглянули уже в каждый дом - лично, или через обученных местных нью- пасторов, или с телеэкранов. И слово было посеяно. Вышедшие из подполья экс-советские баптисты и пятидесятники погоды не сделали, и благая весть оказалась щедро приправленной чисто американскими психологическими «штучками», как-будто списанными из книг «10 способов успешно продать снег зимой» или «Навыки блестящего продавца-комивояжера». Но об этом позднее.
Как описано в притче о сеятеле, так с нами и происходит. Как вы помните, там было четыре категории услышавших, из них вторая и третья категория людей в конце концов вернулись к прежней жизни. Вот в это время мы с вами и живем отток людей из церквей превышает рост этих самых церквей.
Как это отразилось на рынке музыки?
Во-первых, рынок перестал расти.
Во-вторых, стало понятно, что «устаканившаяся» целевая аудитория не способна выкладывать деньги за «много разной музыки».
Здесь зарыт самый главный определяющий фактор с точки зрения шоу-бизнеса, как бизнеса, - оборот денег. Этот оборот, к сожалению, не стал достаточным для развития христианской русскоязычной музыки как явления современной культуры.
Следствие из этого печальное на рынок русскоязычной христианской музыки так и не вышли профессионалы, которые смогли бы установить стандарты качества и создать конкуренцию, ведущую, как известно, к развитию рынка и борьбе за наилучшее удовлетворение потребностей потребителей.
Качественно записан альбом или нет - продажи будут одинаковыми. Причем для более качественной музыки - одинаково маленькими, так как настоящих ценителей музыки, находящихся в определенной пропорции со всеядными слушателями, всегда меньше.
Фактор 2. Стоимость звукозаписи все время уменьшается.
Высокие технологии, доступные производительные компьютеры и программы типа «сам себе диджей» сыграли злющую шутку с нашим рынком. Кто угодно может записать песню - накачать сэмплов, вставить их в «паленый» полупрофессиональный софт, напеть в дешевый микрофон текст, и на общем «лоу-фай» (перев. низкое качество, в отличии от «хай-фай») фоне звучания существующих исполнителей можно чувствовать себя звездой.
И, как результат - поток кассет и дисков групп и исполнителей «новой волны» забил все раскладки церквей и полки музыкальных магазинов. В отсутствии масс-медиа, обслуживающих рынок, в отсутствии профессиональных продюсеров, удержать это явление было невозможно.
Следствие из этого если ранее, в отсутствии профессиональных исполнителей, можно было хоть как-то различить более или менее талантливые муз. продукты, то теперь даже таланты обречены на прозябание в затерянном мире из всякого хлама. Кто знает, может за последние пару лет какая-нибудь группа записала хит, который мог бы стать потенциальным христианским «yesterday», или «hotel California», или «we will rock you» - все это потонуло в общей сливной яме. Из-за отстутствия денег, нет ни нормальных хит-парадов, ни статистики продаж, ни (опять таки) масс-медиа, которые бы влияли на эту ситуацию.
Фактор 3. Пиратство.
Многие восприняли цитату из Библии «даром получали даром давайте» как призыв не давать, а брать. Причем обязательно даром. Количество нелегальных записей в пост-советском христианстве зашкаливает все мыслимые пределы. Так как об этом много уже где сказано, и продолжает говориться, ограничимся выводом: даже если у кого-то есть желание и возможности инвестировать в развитие христианской музыки деньги, то инвестиционная привлекательность из-за такого состояния дел с пиратством равна 0 (нулю).
Потенциальные меценаты американцы сами испытывают в своей Америке кризис жанра все удачливые христианские звукозаписывающие бренды в конце 90х были выкуплены мирскими компаниями, остальные тихо умерли. Все же, за 30 лет существования, Америка смогла вывести свою христианскую музыку на какой-то профессиональный уровень но там было то, чего нет у нас деньги.
Следствие этого фактора очередной гвоздь в гроб профессионализма в христианской русскоязычной музыке
Фактор 4. Ошибочная уверенность многих христиан, что Бог заинтересован в развитии христианского шоу-бизнеса.
Это бред. Бог заинтересован в человеческих сердцах и душах. Весь бизнес, включая названный нами «христианским» шоу-бизнес , подчиняется общечеловеческим законам, также как и политика, культура, спорт. Нельзя, например, организовать в какой-нибудь поместной церкви футбольную команду, и с помощью постов, молитв и провозглашений сделать ее победителем Лиги Чемпионов! (это опять, кстати, возвращает нас к вопросу о необходимости инвестиций и привлечения к делу профессионалов).
Надеюсь, трезвого взгляда на существующее положение вещей достаточно, чтобы этот фактор не требовал многословных доказательств.
Следствие: многие уверены, что все у нас хорошо, а если где-то плохо это мы мало молимся. Это вредит конструктивному подходу к проблеме, закрывает многим людям глаза на факты и служит оправданием для многих горе-исполнителей, рассчитывающих на «сделаем что-нибудь, а Господь усмотрит/поможет, и вообще, если что-то у нас есть, то на это Божья воля, все возможно верующему и т.п.»
Все эти факторы и следствия, во взаимодействии между собой, представляют мне следующую картину дальнейшего развития ситуации :
Рынок потребления русскоязычной христианской музыки будет еще несколько лет сокращаться, пока не застынет в одном состоянии, в котором и будет находиться продолжительное время. Новых альбомов новых исполнителей появится в 5 раз больше, из-за ограниченности мощностей распространителей, многое будет издаваться «самиздатом». Общий уровень профессионализма и качества сильно упадет. Продаваться будут только «бренды» - исполнители и группы, сделавшие себе имя 3-5-7 лет назад. Из-за отсутствия продаж, многие новые исполнители будут массово вываливать свою продукцию в интернет для свободного скачивания, люди будут качать и слушать музыку ужасного качества. Из-за этого официальные легальные продажи будут медленно падать, выжившие распространители будут искать каналы выхода на Израиль, Германию и США, где много русскоязычных эмигрантов. Профессионалы (коих единицы), талантливые и/или амбициозные группы будут искать выход на общий рынок. Продаж там больших не будет (т.к. на мирском рынке русскоязычной музыки тоже не все в шоколаде), но будет возможность выступать в лучших условиях на нормальной аппаратуре, за какие-то деньги. Из-за американских подходов к благовестию (о чем я писал выше), в обществе царит негативное отношение к верующим, поэтому музыканты, ориентирующиеся на общий рынок, будут вынуждены отказаться от откровенных христианских текстов. Тексты станут «про все на свете», и благодаря командам, добившимся популярности, это станет общей тенденцией и для исполнителей, ориентирующихся только на христиан. Когда это заполнит весь рынок, можно будет ожидать всплеск спроса на «воршип» в современном исполнении, так как это по тем временам будет оригинально. Появятся группы, состоящие только из христиан, но играющие, с точки зрения текстов, мирскую музыку. Они, как это модно сейчас в Америке, будут против того, чтобы их называли христианской группой, но продаваться будут и в христианских магазинах. Из-за обилия новых групп, будут процветать разные бесплатные фестивали, их уровень будет все ухудшаться. Открытое небо будет самой продаваемой группой и через 5 и через 10 лет. Валерий Короп запишет еще штук 40 альбомов. У христиан, живущих на постсоветском пространстве, и через 10 лет будут в ходу аудиокассеты.
©Олег Нилов (группа Линия По Производству Лейкопластыря)
Комментарий