В школе, изучая этот роман, пытаются представить Печорина как человека, недостатки которого определяются внешними условиями. Валить всё на окружающую среду- чисто марксистский подход. Но всегда ли она виновата?! Первая подлость Печорина начинается с того, что он за деньги уговаривает 15-летнего юношу украсть у отца лучшего козла из стада овец. Далее подлость Печорина только возрастает. Он уговаривает этого юношу и помогает ему украсть лошадь в обмен на то, чтобы он украл свою сестру и привёз её для похоти Печорину. Убийство отца и убийство его дочери- это результат подлости Печорина. Храбрость Печорина является результатом его тщеславия. Он может совершить подвиг и даже, по словам автора, может умереть за другого, но не по причине сделать добро и помочь человеку, не из-за любви к нему, а из-за любви к себе. Будучи офицером, он служил не Родине, не своему народу, которого он не знал и знать не хотел, а потому что в ношении формы и в возможности вести свою личную жизнь было для него, в отличие от всего другого, более удобно. Из рассказа "Максим Максимыч" мы узнаём, что Печорин был из тех людей, которые не помнят добра, сделанного для них. И если его бывший друг, так много сделавший для него, уже больше полезен ему быть не может, то Печорин отворачивается от него навсегда без всякого сожаления об этом. А разве это не подлость? Лермонтов, словами Печорина, сообщает о Грушницком, что тот всю жизнь свою занимается только самим собою, но это ведь точная копия и самого Печорина.
Для характеристики Печорина необходимо привести эпизод из романа "Княгиня Лиговская", когда после его стремительной поездки по городу, не соблюдая при этом элементарной осторожности, его повозка налетела на человека. Не оказав пострадавшему никакой помощи и не о чём не жалея, Печорин приехал в свой богатый дом. С повозки он "слез, потрепал дымящегося рысака по крутой шее, улыбнулся ему признательно и взошёл на блестящую лестницу; об раздавленном чиновнике не было и помину".Через некоторое время, встречаясь со своими сослуживцами, Печорин с похвальбой рассказал им об этом, и вместе с ними посмеялся над своею жертвой. Если рассказать этот эпизод людям, то, я думаю, большинство из них скажут, что этот человек негодяй и свинья. Если человек негодяй, то при любой системе, в любой среде он будет негодяем. И сам Лермонтов называет Печорина негодяем: "все его путешествия ограничивались поездками с толпой таких же негодяев, как он" стр. 297,том 3, трёхтомник 1996г.
Этот эпизод очень похож на другой в романе "Герой нашего времени", когда Печорин потерял коня и не смог догнать "даму своего сердца", то он заплакал. Плакать о Грушницком, которого он убил несколько часов тому назад, конечно, желания у него не было. Печорин перед дуэлью, анализируя прошедшую жизнь, признаётся, что она была пустой, что он не понял какое было предназначение в жизни для него. "Но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных...Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил; я любил для себя, для собственного удовольствия". То-есть жизнь для себя, для собственного удовольствия и есть пустая жизнь, глупая жизнь.
Печорин никогда никого не любил и в этом он похож на Евгения Онегина. В предисловии к роману "Герой нашего времени" Лермонтов сообщает нам , что Печорин- "это портрет , составленный из пороков всего нашего поколения". И далее, в конце предисловия: "болезнь указана, а как её излечить- это уж Бог знает!". Здесь Лермонтов говорит нам ложь, так как все недостатки Печорина связаны с совершением им подлости. И виноват в этом только Печорин и больше никто и ничто. Каждый человек прекрасно знает, что лечение этой болезни заключается в том, чтобы не делать подлость для людей. Жить каждый день для себя, для своих удовольствий вот высший идеал и цель в жизни для Печорина. И в этом жизнь каждого эгоиста очень похожа на жизнь животных.
Противоречивость поэзии Лермонтова (Статья Александра Савченко из газеты "Наши дни")
"Откуда идёт двойственность в настроениях Лермонтова? Может быть, от разницы мировоззрения в начале и в конце жизни? Увы, нет! Повсюду у него эти противостояния, соседствующие порой и в одном промежутке времени. В юношеском стихотворении "Я жить хочу, хочу печали..." (1832) Лермонтов готов принять жизнь с её страданиями, трагическими потрясениями всю, а в стихотворении " И скучно, и грустно" (1840) у него в жизни не остаётся вещей не презираемых. В стихотворении, ставшей песней (" Молитва" -1839), запечатлена удивительная интонация счастья и доверия Богу:
В минуту жизни трудную, теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную твержу я наизусть. .
Есть сила благодатная в созвучьи слов живых,
И дышит непонятная Святая прелесть в них
С души, как бремя, скатится Сомненье далеко -
И верится, и плачется, И так легко, легко...
А в 1840 году Лермонтов пишет "Благодарность", где гневно отбрасывает всякую возможность "святой прелести":
За всё, за всё Тебя благодарю я
За тайные мучения страстей,
За горечь слёз, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей
За жар души, растраченный в пустыне,
За всё, чем я обманут в жизни был...
Устрой лишь так, чтобы Тебя отныне
Недолго я ещё благодарил.
------------------
Всё , что написал А.Савченко есть правда, но об этом не говорят в школе. Лермонтов только малой частицей своего родства принадлежал иноплеменникам, но и это вызывало у него чувство отчуждённости от своей настоящей Родины России. Это можно объяснить только неблагодарностью человека, родившегося от русской матери, получившего воспитание и образование от русских людей, построившего своё благополучие за счёт своих крепостных русских крестьян, но себя считавшим нерусским. Об этом нам говорит его стихотворение "Желание" (1831). Вот некоторые слова из него:
Зачем я не птица, не ворон степной,
---------------------------------------------
На запад, на запад помчался бы я,
Где цветут моих предков поля,
Где в замке пустом, на туманных горах,
Их забвенный покоится прах.
В многочисленные стихи с прекрасным звучанием, но иногда чуждые по своему содержанию христианской морали, прорываются совершенно другие стихи у Лермонтова. Как будто снимается пелена непонимания Лермонтовым той жизни, которая окружала его. И мы с чувством большого наслаждения читаем его стихи: "Бородино", "Выхожу один я на дорогу", "Песня про царя Ивана Васильевича" и другие. Их и нужно изучать в школе.
Для характеристики Печорина необходимо привести эпизод из романа "Княгиня Лиговская", когда после его стремительной поездки по городу, не соблюдая при этом элементарной осторожности, его повозка налетела на человека. Не оказав пострадавшему никакой помощи и не о чём не жалея, Печорин приехал в свой богатый дом. С повозки он "слез, потрепал дымящегося рысака по крутой шее, улыбнулся ему признательно и взошёл на блестящую лестницу; об раздавленном чиновнике не было и помину".Через некоторое время, встречаясь со своими сослуживцами, Печорин с похвальбой рассказал им об этом, и вместе с ними посмеялся над своею жертвой. Если рассказать этот эпизод людям, то, я думаю, большинство из них скажут, что этот человек негодяй и свинья. Если человек негодяй, то при любой системе, в любой среде он будет негодяем. И сам Лермонтов называет Печорина негодяем: "все его путешествия ограничивались поездками с толпой таких же негодяев, как он" стр. 297,том 3, трёхтомник 1996г.
Этот эпизод очень похож на другой в романе "Герой нашего времени", когда Печорин потерял коня и не смог догнать "даму своего сердца", то он заплакал. Плакать о Грушницком, которого он убил несколько часов тому назад, конечно, желания у него не было. Печорин перед дуэлью, анализируя прошедшую жизнь, признаётся, что она была пустой, что он не понял какое было предназначение в жизни для него. "Но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных...Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил; я любил для себя, для собственного удовольствия". То-есть жизнь для себя, для собственного удовольствия и есть пустая жизнь, глупая жизнь.
Печорин никогда никого не любил и в этом он похож на Евгения Онегина. В предисловии к роману "Герой нашего времени" Лермонтов сообщает нам , что Печорин- "это портрет , составленный из пороков всего нашего поколения". И далее, в конце предисловия: "болезнь указана, а как её излечить- это уж Бог знает!". Здесь Лермонтов говорит нам ложь, так как все недостатки Печорина связаны с совершением им подлости. И виноват в этом только Печорин и больше никто и ничто. Каждый человек прекрасно знает, что лечение этой болезни заключается в том, чтобы не делать подлость для людей. Жить каждый день для себя, для своих удовольствий вот высший идеал и цель в жизни для Печорина. И в этом жизнь каждого эгоиста очень похожа на жизнь животных.
Противоречивость поэзии Лермонтова (Статья Александра Савченко из газеты "Наши дни")
"Откуда идёт двойственность в настроениях Лермонтова? Может быть, от разницы мировоззрения в начале и в конце жизни? Увы, нет! Повсюду у него эти противостояния, соседствующие порой и в одном промежутке времени. В юношеском стихотворении "Я жить хочу, хочу печали..." (1832) Лермонтов готов принять жизнь с её страданиями, трагическими потрясениями всю, а в стихотворении " И скучно, и грустно" (1840) у него в жизни не остаётся вещей не презираемых. В стихотворении, ставшей песней (" Молитва" -1839), запечатлена удивительная интонация счастья и доверия Богу:
В минуту жизни трудную, теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную твержу я наизусть. .
Есть сила благодатная в созвучьи слов живых,
И дышит непонятная Святая прелесть в них
С души, как бремя, скатится Сомненье далеко -
И верится, и плачется, И так легко, легко...
А в 1840 году Лермонтов пишет "Благодарность", где гневно отбрасывает всякую возможность "святой прелести":
За всё, за всё Тебя благодарю я
За тайные мучения страстей,
За горечь слёз, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей
За жар души, растраченный в пустыне,
За всё, чем я обманут в жизни был...
Устрой лишь так, чтобы Тебя отныне
Недолго я ещё благодарил.
------------------
Всё , что написал А.Савченко есть правда, но об этом не говорят в школе. Лермонтов только малой частицей своего родства принадлежал иноплеменникам, но и это вызывало у него чувство отчуждённости от своей настоящей Родины России. Это можно объяснить только неблагодарностью человека, родившегося от русской матери, получившего воспитание и образование от русских людей, построившего своё благополучие за счёт своих крепостных русских крестьян, но себя считавшим нерусским. Об этом нам говорит его стихотворение "Желание" (1831). Вот некоторые слова из него:
Зачем я не птица, не ворон степной,
---------------------------------------------
На запад, на запад помчался бы я,
Где цветут моих предков поля,
Где в замке пустом, на туманных горах,
Их забвенный покоится прах.
В многочисленные стихи с прекрасным звучанием, но иногда чуждые по своему содержанию христианской морали, прорываются совершенно другие стихи у Лермонтова. Как будто снимается пелена непонимания Лермонтовым той жизни, которая окружала его. И мы с чувством большого наслаждения читаем его стихи: "Бородино", "Выхожу один я на дорогу", "Песня про царя Ивана Васильевича" и другие. Их и нужно изучать в школе.
Комментарий