Улицкая, "Даниэль Штайн, переводчик", и еврейская церковь

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • shlahani
    христианин

    • 03 March 2007
    • 9820

    #1

    Улицкая, "Даниэль Штайн, переводчик", и еврейская церковь

    Я начал читать книгу Людмилы Улицкой "Даниэль Штайн, переводчик". Жаль, что я не только читатель, но и писатель; от этого впечатления уже другие совсем. Ну да ладно. Мне всегда интересно, когда тем или иным способом описывают христиан. В данном случае речь идёт о Даниэле Штайне, еврее, поверившем в Иисуса как Христа. Отрадно, что автор не отдаёт Штайна ни православным, ни протестантам, ни католикам (хотя Штайн служит именно в католической церкви). Мне понравилось также, что Улицкой удалось избежать благоглупых координат "глубоко верующий человек" (в отличие от координат "верующий-неверующий")и ненормальных терминов типа "выкрест" (это Иисус-то выкрест, что ли?). В целом верно и её раскрытие идеи о еврейской общине верующих в Иисуса Христа в отличие от языческой общины таких же верующих. Что мне не понравилось? Мне не понравилось, что некоторые идеи, вкладываемые автором в уста Штайна, не имеют библейского основания. Например. Штайн рассказывает за столом Эльдара об апостоле Павле как о ниспровергателе еврейского закона. Но ведь это ложь. Павел, наоборот, подчёркивает в своих посланиях, что "мы утверждаем закон, а не отменяем." Это даже нелогично: с какой бы стати еврею верить в Иисуса как Христа, если Иисус отменяет еврейский закон? Неужели мораль/этика и литургия - единственное, что привлекло еврея в вере? Если он не узнал, в кого уверовал, то какой ему смысл в сутане, литургии и т.п.! Расхаживать с неземной улыбкой и повторять всуе "Бог"... Как будто этого не могут делать мусульмане и буддисты! В чём тогда гонения на Павла (и на Штайна), если он о том же Боге вещает, что и кришнаиты/бахаи? В том-то и дело, что речь об Иисусе Христе. Вера именно в Иисуса вызывает гонения и клевету. Как раз Павла и оклеветали, утверждая, что Павел ниспровергает еврейский закон. И если автор заставляет Штайна повторять эту клевету, то Штайн, стало быть, не знает, в кого верит...
  • josh
    Патологоанатом

    • 25 June 2003
    • 9461

    #2
    Прообраз Даниэля Штайна-брат Даниэль Руфайзен был глубоко верующим католиком.
    Все христиане равны, но некоторые равнее (первое правило Межконфессионального христианского форума)

    "Христиане размножаются проповедью!"(C)
    Нормальных евреев не бывает. (Эфраим Снэ, министр в правительстве Израиля)
    Верим только господу Богу, остальные платят наличными (табличка на заправке)
    Никогда не спорь-просто повторяй свои доводы.

    Комментарий

    • Ex nihilo
      R.I.P.

      • 09 January 2001
      • 8810

      #3
      Возможно мне показалось. Повторю слово "возможно".
      Но мне показалось, что Штайн погиб именно тогда, когда стал задумываться о своём еврействе. Улицкая как-бы дала ему по рукам: не лезь не в своё дело.

      Комментарий

      • Двора
        Ветеран

        • 19 November 2005
        • 54993

        #4
        Сообщение от shlahani
        . Как раз Павла и оклеветали, утверждая, что Павел ниспровергает еврейский закон. И если автор заставляет Штайна повторять эту клевету, то Штайн, стало быть, не знает, в кого верит...
        Смелое заявление.
        И правдивое, многие не знают Спасителя,
        всякий согрешающий не видел Его и не познал Его.
        Сначала приобрести заповеди Христа, полюбить и сохранить,
        без этого кто знает Отца и Сына?
        Никто.

        Комментарий

        • Rabin
          Воин Христов

          • 16 October 2007
          • 6100

          #5
          Сообщение от shlahani
          Жаль, что я не только читатель, но и писатель
          Мне понравилось также, что Улицкой удалось избежать благоглупых координат "глубоко верующий человек" (в отличие от координат "верующий-неверующий")и ненормальных терминов типа "выкрест" (это Иисус-то выкрест, что ли?). ...
          Шлахани, вам верно в своих произведениях не "удаётся избежать благоглупых координат"?

          Можете порадоваться за Улицкую, что она избежала в своём произведении описания работы ДВС и многого другого.
          Обожаю Бога.

          Комментарий

          • shlahani
            христианин

            • 03 March 2007
            • 9820

            #6
            Сообщение от Ex nihilo
            Возможно мне показалось. Повторю слово "возможно".
            Но мне показалось, что Штайн погиб именно тогда, когда стал задумываться о своём еврействе. Улицкая как-бы дала ему по рукам: не лезь не в своё дело.
            Ex nihilo, эх, я ещё не дочитал. Я в середине книги только.
            Мне кажется, я понимаю, что Вы имеете в виду. Если есть реальный человек, о нём не так-то просто написать... агиографию, что ли.
            Скажем, Жанна д'Арк. Которая ходит и всем подряд проповедует Иисуса Христа. Которая живёт не тогдашней окружающей реальностью, а миром своей веры. Чтобы о ней написать, недостаточно исторических документов. Думаешь, а как современные читатели воспримут твоё повествование. И в результате начинаешь приближать образ Жанны к современным понятиям, чтобы сделать её понятной. А если оставить как есть, то будет неясно.
            Или вот Штайн. Всем же известно, что такое Ближний Восток. Поэтому автор не может не вовлечь своего героя в эту политику (а читатели жадно ждут, чью же сторону займёт Штайн).
            Или евангелия. Евангелисты ведь (особенно Лука) не просто описывают Иисуса, но и объясняют многие вещи для читателей, не знакомых с еврейскими традициями, скажем.
            Что такое еврейство для Иисуса? Он ведь не особо жаловал язычников, но и евреи отнеслись к нему в конце-концов, как и к Штайну.

            Комментарий

            • shlahani
              христианин

              • 03 March 2007
              • 9820

              #7
              Сообщение от Rabin
              Шлахани, вам верно в своих произведениях не "удаётся избежать благоглупых координат"?

              Можете порадоваться за Улицкую, что она избежала в своём произведении описания работы ДВС и многого другого.
              Rabin, извините, я часто не забочусь о том, чтобы изложить мои мысли подробно. В результате меня не всегда понимают.
              Конечно, я рад, читая Улицкую. У неё вполне свежий стиль.
              Мне понравился её подход к изображению Штайна (Руфайзена).
              Обычно неверующие люди, говоря о верующих, употребляют термины "глубоко верующий человек", "очень глубоко верующий человек", "его святейшество очень глубоко верующий человек" и т.п. Эта иерархия вздорна, на мой взгляд. Человек может либо верить, либо не верить.
              Адекватности Улицкой в этом вопросе и был посвящён мой комплимент.

              Комментарий

              • shlahani
                христианин

                • 03 March 2007
                • 9820

                #8
                Итак, Даниэль Штайн он лайн.
                Я дочитал до проповеди Штайна на Пятидесятницу. Опять косяк у Улицкой. Говорю же, жаль, что я и сам пишу. Я желал бы быть отлучённым от Христа за моих братьев-писателей...
                Улицкая вкладывает в уста Штайну проповедь по Лук.10 (притча о добром самаритянине).
                Штайн говорит, что Иисус рассказал эту притчу ученикам и в конце прибавил: Идите, поступайте так же. Отсюда всем известная доктрина добрых дел: делайте добрые дела, помогайте другим, это и будет проявлением вашей любви к ближним.
                Но что написано в евангелии?
                Законник искушает Иисуса, спрашивая у него, кто ему ближний. Иисус в ответ рассказывает эту притчу. В конце Иисус спрашивает законника: кто был ближний попавшемуся разбойникам? Тот отвечает: оказавший ему милость. Иисус: иди и поступай так же.
                Почувствуйте разницу.
                Мог ли Штайн, верующий в Иисуса Христа, так изменить текст евангелия в своей проповеди?

                Комментарий

                • Двора
                  Ветеран

                  • 19 November 2005
                  • 54993

                  #9
                  Уточните разницу, не почувствовавшей.

                  Комментарий

                  • shlahani
                    христианин

                    • 03 March 2007
                    • 9820

                    #10
                    Сообщение от Двора
                    Уточните разницу, не почувствовавшей.
                    Двора, да я что... я ж не Штайн.
                    Вот Лука описывает законника, который искушает Иисуса. "Кто мой ближний?", он спрашивает. Он хочет оправдаться. Он только что процитировал Иисусу писание о том, что надо любить ближнего. И теперь ему надо точно знать, кого же именно ему любить.
                    Иисус рассказывает про самарянина (нееврея), который заботится о еврее. И спрашивает законника: "Кто ближний этому еврею, попавшему в беду?"
                    Законник отвечает: "Оказавший ему милость." То есть священник (еврей) и левит (еврей) милость пострадавшему (еврею) от разбойников не оказали.
                    Иисус говорит законнику: "Иди и поступай так же." Как так же? Ведь в притче поступал нееврей, а еврей никак не поступал, он лежал при смерти.
                    То есть законник (еврей) должен идти и попасться тоже разбойникам, что ли? Чтобы о нём тоже позаботился нееврей, и он тоже принял бы милость хотя бы и не от еврея, потому что хочешь-не хочешь, а примешь в такой ситуации.
                    Вот в этом и разница, что притчей о самарянине нельзя оправдать свои добрые дела по отношению к ближнему. Притча о принятии добрых дел ближних в отношении себя.

                    Комментарий

                    • Двора
                      Ветеран

                      • 19 November 2005
                      • 54993

                      #11
                      Сообщение от shlahani
                      Двора, да я что... я ж не Штайн.
                      Вот Лука описывает законника, который искушает Иисуса. "Кто мой ближний?", он спрашивает. Он хочет оправдаться. Он только что процитировал Иисусу писание о том, что надо любить ближнего. И теперь ему надо точно знать, кого же именно ему любить.
                      Иисус рассказывает про самарянина (нееврея), который заботится о еврее. И спрашивает законника: "Кто ближний этому еврею, попавшему в беду?"
                      Законник отвечает: "Оказавший ему милость." То есть священник (еврей) и левит (еврей) милость пострадавшему (еврею) от разбойников не оказали.
                      Иисус говорит законнику: "Иди и поступай так же." Как так же? Ведь в притче поступал нееврей, а еврей никак не поступал, он лежал при смерти.
                      То есть законник (еврей) должен идти и попасться тоже разбойникам, что ли? Чтобы о нём тоже позаботился нееврей, и он тоже принял бы милость хотя бы и не от еврея, потому что хочешь-не хочешь, а примешь в такой ситуации.
                      Вот в этом и разница, что притчей о самарянине нельзя оправдать свои добрые дела по отношению к ближнему. Притча о принятии добрых дел ближних в отношении себя.
                      Интересно растолковали,
                      особенно,
                      что не еврей помогает побитому еврею и помогающий неверей становится ближним еврею.
                      Можно продолжить мысль и развить до утешения народа Божьего, помните, утешайте народ Мой, утешайте, ибо приблизось время....
                      и даже до малого сего которому помогал удивленный народ, когда это он сделал Христу доброе в больнице тюрьме ....одел накормил...
                      Я принимаю ваше истолкование.
                      Есть одна непонятка,
                      Учитель говорит это еврею.
                      Возможно она разрешается согласием, принятием, что таки евреи принесли благовестие всем народам,
                      побитым грехами и живущим в страхе смерти.
                      Принесли исцеляющее слово жизни.
                      А насчет оправдания себя делами..
                      не мы оправдываемся делами, а дела нас оправдывают,
                      помните умер в Господе и дела его идудт вслед за ним.
                      У живого дела впереди него, слышим дела и интересуемся человеком.
                      Дела это слава наша, добрые дела добрая слава, худые -худая.
                      Для окружающего мира наши добрые дела бывают безумием и...

                      Комментарий

                      • Евлампия
                        Гражданка Неба
                        Модератор Форума

                        • 27 April 2005
                        • 33922

                        #12
                        [QUOTE]
                        Сообщение от shlahani
                        Мне не понравилось, что некоторые идеи, вкладываемые автором в уста Штайна, не имеют библейского основания.
                        Действительно. Поэтому давай проследим, каким путем пришел Д.Штайн к Христу. "Первое, что я взял в руки, - рассказывал он, - был католический журнал". Вслед за этим ему подвернулся "Новый Завет". Почитав его, он "пришел к мысли, что должен принять крещение". Какой мысли, почему, зачем - понять нельзя. В действительности же, герой романа оценивает свой поступок через много лет, когда те давние события могли в его глазах выглядеть совсем по-иному. Вместе с тем, нет сомнения, попадись молодому парнишке впервые не Евангелие, а Коран или Дхарма, он стал бы мусульманином или буддистом. По крайней мере, у меня сложилось такое мнение после прочтения романа.
                        "Великое приобретение - быть благочестивым и довольным" (1Тим. 6:6).

                        Комментарий

                        • Valerius
                          нарниец

                          • 18 September 2010
                          • 3296

                          #13
                          Сообщение от shlahani
                          Мне не понравилось, что некоторые идеи, вкладываемые автором в уста Штайна, не имеют библейского основания. Например. Штайн рассказывает за столом Эльдара об апостоле Павле как о ниспровергателе еврейского закона. Но ведь это ложь. Павел, наоборот, подчёркивает в своих посланиях, что "мы утверждаем закон, а не отменяем." Это даже нелогично: с какой бы стати еврею верить в Иисуса как Христа, если Иисус отменяет еврейский закон? Неужели мораль/этика и литургия - единственное, что привлекло еврея в вере? Если он не узнал, в кого уверовал, то какой ему смысл в сутане, литургии и т.п.!
                          В том-то и дело, что речь об Иисусе Христе. Вера именно в Иисуса вызывает гонения и клевету. Как раз Павла и оклеветали, утверждая, что Павел ниспровергает еврейский закон. И если автор заставляет Штайна повторять эту клевету, то Штайн, стало быть, не знает, в кого верит...
                          Ваше непонимание Штайна -из-за непонимания католиков и православных. Улицкая -еврейка, сознательно принявшая православное христианство, прихожанка одного из храмов Москвы. У нее те же взгляды, то же отношение к Иисусу Христу и апостолу Павлу, что и о.Александра Меня, Н. Трауберг, А. Галича. Если интересно их понять, почитайте книги "Сын Человеческий" и "Первые апостолы" А. Меня.

                          Комментарий

                          • Valerius
                            нарниец

                            • 18 September 2010
                            • 3296

                            #14
                            Сообщение от shlahani
                            Что такое еврейство для Иисуса? Он ведь не особо жаловал язычников, но и евреи отнеслись к нему в конце-концов, как и к Штайну.
                            Точно также евреи отнеслись и к Улицкой, когда она ездила в Израиль. Как к предательнице веры отцов.

                            Комментарий

                            • Valerius
                              нарниец

                              • 18 September 2010
                              • 3296

                              #15
                              Сообщение от shlahani
                              Двора, да я что... я ж не Штайн.
                              Вот Лука описывает законника, который искушает Иисуса. "Кто мой ближний?", он спрашивает. Он хочет оправдаться. Он только что процитировал Иисусу писание о том, что надо любить ближнего. И теперь ему надо точно знать, кого же именно ему любить.
                              Иисус рассказывает про самарянина (нееврея), который заботится о еврее. И спрашивает законника: "Кто ближний этому еврею, попавшему в беду?"
                              Законник отвечает: "Оказавший ему милость." То есть священник (еврей) и левит (еврей) милость пострадавшему (еврею) от разбойников не оказали.
                              Иисус говорит законнику: "Иди и поступай так же." Как так же? Ведь в притче поступал нееврей, а еврей никак не поступал, он лежал при смерти.
                              То есть законник (еврей) должен идти и попасться тоже разбойникам, что ли? Чтобы о нём тоже позаботился нееврей, и он тоже принял бы милость хотя бы и не от еврея, потому что хочешь-не хочешь, а примешь в такой ситуации.
                              Вот в этом и разница, что притчей о самарянине нельзя оправдать свои добрые дела по отношению к ближнему. Притча о принятии добрых дел ближних в отношении себя.
                              Притча объясняет, кто может быть "ближним" для еврея. Для евреев всегда (поправьте меня, если я не прав) ближний -это еврей. Гой ближним быть не может. Так вот Иисус объясняет, что такое понимание несправедливо. В притче ближним еврею оказался самарянин: иноверец и иноплеменник.

                              Комментарий

                              Обработка...