Христос говорил, что Зло не может бороться между собой
Но из этого следует что каждое царство есть добро, не Добро, но больше добро чем зло.
во-первых относительное добро, хотя оно может делать соседям зло.
готтентская логика " у нас угнали скот это зло, а когда мы угнали у соседей это добро"
но во-вторых и претензии и на Абсолютное Добро
Мф 12:26
И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его
И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его
во-первых относительное добро, хотя оно может делать соседям зло.
готтентская логика " у нас угнали скот это зло, а когда мы угнали у соседей это добро"
но во-вторых и претензии и на Абсолютное Добро
Использование тезиса о том, что у противника «плохие ценности» или что он «плохо их соблюдает» (лицемерит), является универсальным оправданием для экспансии, войны и подрыва легитимности врага. Этот аргумент работает потому, что апеллирует не к корысти, а к «высшим», «моральным» соображениям.
Это явление называется «морализационизм» или «идеологическая легитимация» войны.
Как это работало в разные эпохи:
1. Античность
· Греки против персов: Греки называли персов «варварами» (то есть теми, кто говорит на непонятном языке и чья культура «ниже»). Войны с Персией подавались не просто как борьба за независимость, но как столкновение цивилизации (греческие свобода, закон, разум) против деспотизма и рабства (восточная тирания).
· Римская экспансия: Рим почти всегда представлял свои войны как «справедливые войны» (bellum iustum). Они объявляли, что воюют против «вероломных» племен, царей-тиранов или народов, которые «угрожают нашему образу жизни». Разрушение Карфагена было подано не только как устранение конкурента, но и как наказание за жестокость карфагенян (в т.ч. принесение детей в жертву богам).
2. Средневековье и Религиозные войны
· Крестовые походы: Папство и короли называли мусульман «неверными», «осквернителями святынь», «служителями дьявола». Это была экспансия, оправданная необходимостью «освободить Гроб Господень» и наказать тех, у кого «неправильная» вера.
· Борьба с еретиками: Войны против альбигойцев (катаров) во Франции или гуситов в Чехии велись под лозунгом искоренения «ереси» — то есть «испорченных» и «опасных» религиозных ценностей.
3. Колониальная экспансия (XVI-XIX вв.)
Это золотой век для такого аргумента. Европейские державы оправдывали колонизацию Америки, Африки и Азии, используя несколько ценностных клише:
· «Бремя белого человека» (Rudyard Kipling): Идея о том, что европейцы несут «отсталым» и «диким» народам цивилизацию, прогресс, истинную веру (христианство) и просвещение. Местные культуры и ценности объявлялись примитивными, языческими и нуждающимися в исправлении.
· Борьба с «варварскими» обычаями: Колонизаторы указывали на конкретные практики (каннибализм, человеческие жертвоприношения, рабство у других) как на доказательство «порочности» туземцев и необходимости их «спасения» через колониальное правление.
4. XX век: Идеологические войны
· Холодная война: Это был глобальный конфликт, построенный ** entirely** на дискредитации ценностей противника.
· СССР обвинял Запад в «буржуазном декадентстве», «эксплуатации трудящихся», «империализме». Ценности свободы и капитализма объявлялись лживыми и порочными.
· США обвиняли СССР в «тоталитаризме», «попирании прав человека», «безбожии». Ценности равенства и коллективизма объявлялись путем к рабству.
· Любая интервенция (СССР в Афганистан, США во Вьетнаме) подавалась как борьба с «мировым злом» и защита «правильных» ценностей.
5. Современность (XXI век)
Этот аргумент используется сегодня как никогда активно, особенно в рамках гибридных и информационных войн.
· «Распространение демократии и прав человека»: Военные интервенции США и НАТО (Ирак, Ливия) официально justified необходимостью свергнуть «кровавые диктаторские режимы», которые не уважают «общечеловеческие ценности».
· «Защита традиционных ценностей»: Россия в своей риторике против Запада активно использует нарратив о том, что западные страны «деградируют», продвигая «ЛГБТ-пропаганду», «ювенальную юстицию» и «руша традиционную семью». Это используется для оправдания своей внешней политики как «консервативного» противовеса.
· «Борьба с терроризмом»: Практически любое действие на мировой арене можно оправдать этой универсальной фразой, поскольку терроризм априори объявлен абсолютным злом, носителем антиценностей.
Это явление называется «морализационизм» или «идеологическая легитимация» войны.
Как это работало в разные эпохи:
1. Античность
· Греки против персов: Греки называли персов «варварами» (то есть теми, кто говорит на непонятном языке и чья культура «ниже»). Войны с Персией подавались не просто как борьба за независимость, но как столкновение цивилизации (греческие свобода, закон, разум) против деспотизма и рабства (восточная тирания).
· Римская экспансия: Рим почти всегда представлял свои войны как «справедливые войны» (bellum iustum). Они объявляли, что воюют против «вероломных» племен, царей-тиранов или народов, которые «угрожают нашему образу жизни». Разрушение Карфагена было подано не только как устранение конкурента, но и как наказание за жестокость карфагенян (в т.ч. принесение детей в жертву богам).
2. Средневековье и Религиозные войны
· Крестовые походы: Папство и короли называли мусульман «неверными», «осквернителями святынь», «служителями дьявола». Это была экспансия, оправданная необходимостью «освободить Гроб Господень» и наказать тех, у кого «неправильная» вера.
· Борьба с еретиками: Войны против альбигойцев (катаров) во Франции или гуситов в Чехии велись под лозунгом искоренения «ереси» — то есть «испорченных» и «опасных» религиозных ценностей.
3. Колониальная экспансия (XVI-XIX вв.)
Это золотой век для такого аргумента. Европейские державы оправдывали колонизацию Америки, Африки и Азии, используя несколько ценностных клише:
· «Бремя белого человека» (Rudyard Kipling): Идея о том, что европейцы несут «отсталым» и «диким» народам цивилизацию, прогресс, истинную веру (христианство) и просвещение. Местные культуры и ценности объявлялись примитивными, языческими и нуждающимися в исправлении.
· Борьба с «варварскими» обычаями: Колонизаторы указывали на конкретные практики (каннибализм, человеческие жертвоприношения, рабство у других) как на доказательство «порочности» туземцев и необходимости их «спасения» через колониальное правление.
4. XX век: Идеологические войны
· Холодная война: Это был глобальный конфликт, построенный ** entirely** на дискредитации ценностей противника.
· СССР обвинял Запад в «буржуазном декадентстве», «эксплуатации трудящихся», «империализме». Ценности свободы и капитализма объявлялись лживыми и порочными.
· США обвиняли СССР в «тоталитаризме», «попирании прав человека», «безбожии». Ценности равенства и коллективизма объявлялись путем к рабству.
· Любая интервенция (СССР в Афганистан, США во Вьетнаме) подавалась как борьба с «мировым злом» и защита «правильных» ценностей.
5. Современность (XXI век)
Этот аргумент используется сегодня как никогда активно, особенно в рамках гибридных и информационных войн.
· «Распространение демократии и прав человека»: Военные интервенции США и НАТО (Ирак, Ливия) официально justified необходимостью свергнуть «кровавые диктаторские режимы», которые не уважают «общечеловеческие ценности».
· «Защита традиционных ценностей»: Россия в своей риторике против Запада активно использует нарратив о том, что западные страны «деградируют», продвигая «ЛГБТ-пропаганду», «ювенальную юстицию» и «руша традиционную семью». Это используется для оправдания своей внешней политики как «консервативного» противовеса.
· «Борьба с терроризмом»: Практически любое действие на мировой арене можно оправдать этой универсальной фразой, поскольку терроризм априори объявлен абсолютным злом, носителем антиценностей.
Комментарий