Есть т.н. научный подход, даже в богословии, а есть "всё упирается в мои ("наши") цели".
В чём научность богословия?
1) Общий принцип познания - от конкретного к абстрактному, и от него снова к конкретному.
В науке отправное конкретное - данные наблюдений и опытов. Абстрактное - теория. Обратный процесс - проверка теории. Особенно классным считается, когда теория предсказывает опыт.
В богословии конкретное - Богоявление, данное нам в Писаниях пророков Божиих. Астрактное и есть собственно богословие. Обратный процесс - проверка теории на Писаниях и на христианском опыте.
Если богослов опускает хотя бы одну из этих важных стадий познания - он шарлатан*. Без вопросов.Это лжебогословие, как есть и аналогичная лженаука.
Для богословия сущность Бога - чёрный ящик. Ничего не знаем конкретно. А по данному нам в Писаниях Богоявлению мы не можем построить адекватной нашему мировосприятию логической модели. Физики могут уточнять модель атома, к примеру, и то не до бесконечности. Есть принцип неопределённости. А о Боге нам и этого не дано. И не только, даже собственная душа - ещё те потёмки. То есть неопределённость возникает практически сразу. И не преодолеть (я не говорю о фантазиях - они легко и беззаботно преодолевают и глубины космоса и границы тонких миров).
Ис 55:8 Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. 9 Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.
Поэтому богословие пытается рассуждать в предельно общих категориях. Так же рассуждает и философия. Дело в том, что чем более обще понятие, тем оно неопределённее. К этому даже надо привыкать, ведь наш разум сформировался под властью чувств, которые более определены. Как и наша практика. Хотя образование призвано как раз научить в том числе и мыслить абстрактно и не путать это с конкретным.
Поэтому богословские термины: ипостась, сущность, природа, свойства природы, Троица "устаканились" в богословском сообществе как восполняющие недостающие логические связи внутри этого чёрного ящика, наряду с библейскими общими терминами: рождение (Сына), исхождение (Духа).
Но эти же абстрактные построения, Троица например, обязательно нуждаются в проверке на том же фактическом материале Библии.
Только в данном случае мы останемся в рамках объективности.
Но объективность не всегда есть цель, вернее, не всегда есть мера смирения гения философа или богослова.
Так уж повелось, что уже у Греков философия поклонялась мудрости в ущерб объективности. И если для самой философии это "нормально" - полёт и краста мудрости это как полёт фристайлера, хотя можно ведь просто съехать с горы. Но не "интересно" так прямолинейно - "вот тут не знаю, мол". Где чувства? А там где "дают знания" и вожделение дух захватывает.
А вот для богословия это отсутствие рамок объективности - бесплатные врата для фантазёров-шарлатанов и для антихриста. А действительно, и сатана приходит со словами "написано", и учение лжеапостолов может завораживать как горний свет.
Кстати вопрос об объективности богословского знания нет-нет да и возникал в истории богословия. Ведь всегда наряду с горячими ораторами, властителями толпы, искателями торжества славы существовало более трезвое отношение.
___________________
* обычные учебники и учебные программы не знаю намеренно или по недотёпству преподавателей как раз страдают отсутствием должной привязки догматов к практике и к Богоявлению. И создаётся у неофитов впечатление, что богословие просто набор пустых догм и ритуалов, оторванных от жизни. Религия в чистом виде. Боюсь, что на самом деле это намеренно. Ведь знание, звания и степени надмевают, особенно когда и зарплата хороша и место красит.
Но пророк утверждает что всё не так:
10 Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, - 11 так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. 12 Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. 13 Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое.
В чём научность богословия?
1) Общий принцип познания - от конкретного к абстрактному, и от него снова к конкретному.
В науке отправное конкретное - данные наблюдений и опытов. Абстрактное - теория. Обратный процесс - проверка теории. Особенно классным считается, когда теория предсказывает опыт.
В богословии конкретное - Богоявление, данное нам в Писаниях пророков Божиих. Астрактное и есть собственно богословие. Обратный процесс - проверка теории на Писаниях и на христианском опыте.
Если богослов опускает хотя бы одну из этих важных стадий познания - он шарлатан*. Без вопросов.Это лжебогословие, как есть и аналогичная лженаука.
Для богословия сущность Бога - чёрный ящик. Ничего не знаем конкретно. А по данному нам в Писаниях Богоявлению мы не можем построить адекватной нашему мировосприятию логической модели. Физики могут уточнять модель атома, к примеру, и то не до бесконечности. Есть принцип неопределённости. А о Боге нам и этого не дано. И не только, даже собственная душа - ещё те потёмки. То есть неопределённость возникает практически сразу. И не преодолеть (я не говорю о фантазиях - они легко и беззаботно преодолевают и глубины космоса и границы тонких миров).
Ис 55:8 Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. 9 Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.
Поэтому богословие пытается рассуждать в предельно общих категориях. Так же рассуждает и философия. Дело в том, что чем более обще понятие, тем оно неопределённее. К этому даже надо привыкать, ведь наш разум сформировался под властью чувств, которые более определены. Как и наша практика. Хотя образование призвано как раз научить в том числе и мыслить абстрактно и не путать это с конкретным.
Поэтому богословские термины: ипостась, сущность, природа, свойства природы, Троица "устаканились" в богословском сообществе как восполняющие недостающие логические связи внутри этого чёрного ящика, наряду с библейскими общими терминами: рождение (Сына), исхождение (Духа).
Но эти же абстрактные построения, Троица например, обязательно нуждаются в проверке на том же фактическом материале Библии.
Только в данном случае мы останемся в рамках объективности.
Но объективность не всегда есть цель, вернее, не всегда есть мера смирения гения философа или богослова.
Так уж повелось, что уже у Греков философия поклонялась мудрости в ущерб объективности. И если для самой философии это "нормально" - полёт и краста мудрости это как полёт фристайлера, хотя можно ведь просто съехать с горы. Но не "интересно" так прямолинейно - "вот тут не знаю, мол". Где чувства? А там где "дают знания" и вожделение дух захватывает.
А вот для богословия это отсутствие рамок объективности - бесплатные врата для фантазёров-шарлатанов и для антихриста. А действительно, и сатана приходит со словами "написано", и учение лжеапостолов может завораживать как горний свет.
Кстати вопрос об объективности богословского знания нет-нет да и возникал в истории богословия. Ведь всегда наряду с горячими ораторами, властителями толпы, искателями торжества славы существовало более трезвое отношение.
___________________
* обычные учебники и учебные программы не знаю намеренно или по недотёпству преподавателей как раз страдают отсутствием должной привязки догматов к практике и к Богоявлению. И создаётся у неофитов впечатление, что богословие просто набор пустых догм и ритуалов, оторванных от жизни. Религия в чистом виде. Боюсь, что на самом деле это намеренно. Ведь знание, звания и степени надмевают, особенно когда и зарплата хороша и место красит.
Но пророк утверждает что всё не так:
10 Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, - 11 так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. 12 Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. 13 Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое.
Комментарий