Рассуждение о сотериологии.

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Haperski
    Ветеран

    • 12 December 2006
    • 1528

    #1

    Рассуждение о сотериологии.

    Мартин Лютер так пишет о сотериологии: «Существует один артикул и один основной принцип в теологии, и всякого, кто не придерживается этого артикула и этого главного правила, истинной веры и упования на Христа, нельзя назвать теологом. Все прочие артикулы охватываются и порождаются этим единственным артикулом, и без него эти прочие ничто. С самого начала диавол стремится упразднить этот артикул, подменяя его своею собственною мудростью. Люди, переживающие тревогу, скорбь, волнение и искушения, высоко ценят этот артикул. Они понимают Евангелие Иные артикулы весьма далеки от нас и не связаны с нашим опытом, они нас не касаются Однако мы имеем обширный опыт относительно артикула о прощении грехов и ежедневного его применения. И это касается вас и меня постоянно. Иные артикулы мы воспринимаем как нечто чуждое нам (например о сотворении или Иисусе как Сыне Божием). Какое мне дело до того, что Бог сотворил небо и землю, если я не верую в прощение грехов?.. Все прочие учения касаются нас именно благодаря этому артикулу».

    Что Библия говорит нам об этом главном артикуле о спасении?

    Для того чтобы оправдаться перед Богом Торой нужно не нарушить ни одну из заповедей Торы: «проклят всякий, кто не держится всего написанного в книге Закона, чтобы всё исполнить» (к Гал.3) однако не один человек не может не преступать Тору, но все грешны: «23 Ибо все согрешили и лишены славы Божией» (к Рим. 3). Следовательно, Торой перед Богом оправдаться нельзя : «делами Закона не будет оправдана никакая плоть» (к Гал.2:16). Человек оправдывается верой независимо от соблюдений заповедей Торы, то есть Бог будет на Суде оправдывать людей, невзирая на их дела, но только на их веру: : «16 однако, узнав, что не делами Закона получает оправдание человек, но только чрез веру в Иисуса Христа, - и мы во Христа Иисуса уверовал» (к Гал.2) и «28 Ибо мы считаем, что человек оправдывается верою, без дел Закона» (к Рим. 3).
    Причем, оправдание не только независимо от заповедей связанных с ритуалом, но оно никак и не связанно с этическим предписаниями Торы. Так, Павел в 3 Главе к Римлянам пишет: «21 Но теперь, независимо от Закона, явлена праведность Божия, о которой свидетельствуют Закон и Пророки», в контексте стихов 10-20 ясно что Апостол в данный момент имеет ввиду именно этические предписания Торы. Далее по Посланию, в 7 Главе Павел пишет, что христовы освобождены от Торы: «6 Но теперь мы были освобождены от Закона, умерши для него, которым мы были связаны», причем речь именно об этических заповедях Торы, потому что в контексте Павел цитирует этическую заповедь: «Ибо я и пожелания не познал бы, если бы Закон не говорил: "не пожелай"» (к Рим. 7:7)

    Верой во что оправдывается человек? Верой в Иисуса Христа, который добровольно был казнен за преступления людей: «1 А я объявляю вам, братья, то Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,2 которым и спасаетесь. 3 Ибо я передал вам во-первых то, что и принял: что Христос умер за грехи наши по Писаниям, 4 и что Он был погребён, и что Он воздвигнут в третий день по Писаниям» (1 к Кор. 15)
    Если человек верит в Искупительную Жертву Христа, то он может быть уверен в своем спасении, так Павел смело причисляет себя к тем кого Бог предопределил к славе: «23 чтобы явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он предуготовил к славе, 24 над нами» (к Рим. 9)
    Однако здесь нужно понимать следующее: есть ложная вера и вера истинна: «В этом смысле я благовествовал вам, если вы держитесь моего благовествования, если только вы не тщетно уверовали» (1 к Кор. 15:2)
    Истинная вера от ложной отличается тем, что истинная вера укрепляет человека исполнять этические заповеди Торы: «9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, 10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1 Послания к Кор. 6) и «14 Ибо любовь Христова понуждает нас, рассудивших так: Один умер за всех, значит все умерли. 15 А за всех Он умер, чтобы живые уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего» (2 Кор. 5)
    Здесь можно впасть в три ошибки.
    Первая, следующие рассуждения являются ложными: «если моя вера истинная, то она меня очистит от греха, я же приму выжидательную позицию и посмотрю, истинная она или нет», но верным рассуждением является следующее: «Христос умер за меня и поэтому я должен жить для Него, борясь с грехом, с верой в Него я могу побеждать грех, и если я это делаю, то имею истинную веру, а не обманываюсь». Павел ясно призывает стремится поступать в соответствии с верой, а не ждать пока она сама человека очистит: «16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (к Гал. 5)
    Вторая ошибка заключается в том что человек имея веру будто бы может быть уверен, что благодаря вере он уже полностью перестал грешить, такой уверенности быть не может, даже если совесть человека чиста: «я и сам не сужу о себе. 4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь» (1 к Кор. 4) и «12 Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (к Филип. 3)
    Третья ошибка заключается в том, что человек будто бы после принятия веры может сразу избавится от греха. В действительности сначала человек из безнадежного грешника, только обретает силы воевать с грехом: «1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. 2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах 3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1 к Кор. 3) и далее, при наличии истинной веры, он уже очищается до того уровня когда его совесть становится чистой: «23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса ... 24 Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие» (1 к Фес. 5).
    С точки зрения нравственности жизнь - война и служение высшему началу есть своего рода космический патриотизм, который тоже призывает на свою службу добровольцев. (Уильям Джемс)
  • Toivo
    Ветеран

    • 14 June 2009
    • 4994

    #2
    Мартин Лютер... В истории волей Всевышнего бывают такие моменты истины, когда теологи и священники вдруг решают, что могут позволить себе говорить как можно ближе к этой самой истине, (что в общем то есть мечта любого настоящего интеллигента). Теологи Реформации использовали самые передовые к тому времени достижения гуманитарной мысли, в том числе и искусство риторики, чтобы донести до вдумчивого слушателя (оказались и такие тогда) противоречивую, диалектическую мысль библейской доктрины.

    Поэтому бывает, что сегодня Лютера не понимают даже сами лютеране, подходя дилетантски, упрощенно, как везде принято.

    Комментарий

    • Алексей Г.
      сферический в вакууме

      • 19 April 2009
      • 4858

      #3
      Если это главный артикул, то это главный артикул антихриста, который заинтересован только в одном - чтобы люди грешили и погибали. Вот для этого зверь (лжепророк Симон Волхв, хищный волк в овечьей шкуре) и создал, как сказано у пророка Даниила, лжеучение о том, что Закон якобы упразднен, мы якобы можем больше его заповеди не соблюдать и что мы якобы оправдаемся одной мертвой верой, независимо от дел Закона. Вечности не хватит, чтобы опровергать подробно всю эту, как сказал епископ Иаков (послание которого Лютер назвал "пустым", "соломенным"), бесовскую веру.
      Коротко - настоящее, Божье вероучение.
      Бог заповедал всегда соблюдать все заповеди Его Закона. Господь будет судить нас по делам (как сказано в Откровении апостола Иоанна, которое Лютер объявил апокрифом и выкинул из Библии), а не по вере, то есть по тому, как мы соблюдали все эти заповеди. Человек наделен Богом свободой воли и реально, а не теоретически, может соблюдать каждую отдельно взятую заповедь. Но ни один человек не может не совершать ошибки, то есть не грешить, потому что после первородного греха Адама склонен ко злу. Согрешив в одном, человек виновен перед всем Законом, ибо Закон един, он не делится на "обрядовые" и "этические" части.
      Но Бог может простить совершенный грех и оправдать виновного. Чтобы Бог простил совершенный грех, его надо искупить покаянием, исповеданием, возмещением ущерба, добрыми делами и жертвой умилостивления. Но животные жертвы были неугодны Богу, ибо упорствующие в грехе люди приносили чужие души в жертву за свои грехи. Поэтому рукотворный Храм, где можно было приносить жертвы, был уничтожен по Божьему попущению. Однако Господь так возлюбил мир, что послал Своего единородного Сына Иисуса Христа, Который не только разьяснил, как следует правильно исполнять Закон, но и добровольно принес Себя, чистого и безгрешного, в жертву умилостивления за все грехи всех людей. С тех пор всякий верующий в Христа и выражающий эту веру в таинстве Евхаристии принимает жертву Христа, и таким образом для него выполняется данное условие спасения. Но это условие, выполняемое через веру, не отменяет необходимости выполнения и других условий прощения совершенных грехов. Поэтому прав был епископ Иаков, который сказал, что человек оправдывается и верой, и делами совокупно, причем не только выполнением этических заповедей Закона, но всех заповедей Закона, ибо Христос Закон не отменял, а разьяснял, и Закон этот до конца времен в полном объеме, до черты и йоты, до малейшей заповеди, будет пребывать обязательным для исполнения всеми нами.

      Комментарий

      • Toivo
        Ветеран

        • 14 June 2009
        • 4994

        #4
        М.Лютер был обыкновенным человеком, которому свойственно ошибаться, тем более невозможно быстро создать новую теологию, тем более стоящую и прошедшую проверки на прочность. Кстати, и в космос человек полетел не на первой созданной ракете...
        Поэтому любое явление небходимо исследовать комплексно, желательно оставив дома всякие личные и корпоративные предубеждения.

        Вообще диалектика не для детского ума. Но Лютер взрослел вместе с созданием своего детища.

        Одим из методов диалектики в частности и науки вообще является классификация, причём диалектическая классификация сложнее.

        Ничего страшного нет в том, что доктрина Писания была разделена на пункты-артикулы, что нашло свое отражение изложении Аугсбургского исповедания, в Loci и других трудах теологов. Это можно теперь сказать уже классика теологии. И то, что в этой классификации артикул об опрадании верой был признан главным, определяющим, нет ничего удивительного. Но это не отбрасывает и не умаляет значения остальных артикулов учения.

        Поясню на простом примере. Народная поговорка "дорога ложка к обеду" вполне отражает диалектический подход к вещам.

        Живёт человек. Вдруг приступила смерть. И он уверовал, что Бог его милостиво простил и обещает рай. Это случай с известным разбойником. Что для него главное? Дела? Но он умирает... Вера? Конечно! Поэтому Павел справедлив: "А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность". А что можно было вменить нашему разбойнику? Что хорошего он делал? Он ведь сам признал, что по своим злым делам он наказан.

        Живёт другой человек. До смерти далеко. Он уверовал. Бог простил его и оправдал. Судить не будет, в рай примет. А дальше как? Вот для этого человека вопрос как жить дальше после оправдания верой становится главным в СВОЮ ОЧЕРЕДЬ.

        Поэтому и Павел после 4-й главы Рим пишет 5-ю. Дальше надо сесть за парту. Учиться тому, где и в каком он положении теперь оказался. Оглядеться вокруг - как говорит инструкция для десантника, оказавшемуся на полотне железной дороги.

        Ну выучился: "Дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих". Т.е. осознал какой дар он получил от Господа и какие теперь ждут перспективы. А ведь это уже список других артикулов: о Сотворении, о грехопадении, об Искуплении, о Сыне Божьем, о Святом Духе... Не так ли учит и Павел?

        А дальше как? Смертушка не спешит забрать нас сразу в рай. А дальше надо жить, но уже не так как жил раньше. Павел пишет 6-ю главу Рим.

        Ну поняли, осознали, надо креститься, если не крещён, и представить свои тела на добрые дела и праведную жизнь. "Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная". Здесь артикул о Крещении и вообще о Таинствах.

        А дальше жить новой жизнью...

        К сожалению, и это вполне справедливо многие критики замечают, что Лютер остановился и опустил подробности. Только общие фразы. Почему? Мелочь по-Лютеру, думаете?

        Лютер строил национальную церковь (почему, вопрос особый). Известно, что большинство народа любой нации не захочет жить святой и непорочной жизнью, другие не выдержат её, и отступят, третьи увлеуться мирской суетой. Зачем им подробности об освящении, об умервщлении плоти, о борьбе с грехом? Чтобы они над этим смеялись? Досточно для всех всеобщей лютеранской морали и новой трудовой этики. И Проповедей в церкви. А что плохого если все более честно станут работать на общее благо и храм по вескресениям вместо пьянки? А святых Сам Господь научит через Слово. Но тем не менее эта ситуация нисколько не перечёркивает нашу классификацию, ведь и Писание обобщает всю свою доктрину недвусмысленно: "Праведный верой жив будет".

        Что касается Суда по делам, то есть по итогам всей жизни, то он будет, как написано. Но наш разбойник отдыхает и на него не идёт, он после оправдания никаких грехов не сделал, а вот ко всем остальным вопросики будут за бесцельно прожитые на земле годы. 2Кор.5:10 "ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое". И вот сдесь-то милость и превозносится над судом, но не для всех, увы. А над теми, у кого вера в сердце найдётся. (См. выше) И те, кто почувствуют радостное облегчения справедливо скажут: "Праведник едва спасается". Но ведь об этом Лютер тоже писал, но как бы между строк, мимоходом. Или в отдельных местах, параграфах, отступлениях... Таковы реалии национальной церкви, где не приветствуется раскол на святых и не очень.
        Последний раз редактировалось Toivo; 18 June 2009, 11:51 AM.

        Комментарий

        Обработка...