Мартин Лютер так пишет о сотериологии: «Существует один артикул и один основной принцип в теологии, и всякого, кто не придерживается этого артикула и этого главного правила, истинной веры и упования на Христа, нельзя назвать теологом. Все прочие артикулы охватываются и порождаются этим единственным артикулом, и без него эти прочие ничто. С самого начала диавол стремится упразднить этот артикул, подменяя его своею собственною мудростью. Люди, переживающие тревогу, скорбь, волнение и искушения, высоко ценят этот артикул. Они понимают Евангелие Иные артикулы весьма далеки от нас и не связаны с нашим опытом, они нас не касаются Однако мы имеем обширный опыт относительно артикула о прощении грехов и ежедневного его применения. И это касается вас и меня постоянно. Иные артикулы мы воспринимаем как нечто чуждое нам (например о сотворении или Иисусе как Сыне Божием). Какое мне дело до того, что Бог сотворил небо и землю, если я не верую в прощение грехов?.. Все прочие учения касаются нас именно благодаря этому артикулу».
Что Библия говорит нам об этом главном артикуле о спасении?
Для того чтобы оправдаться перед Богом Торой нужно не нарушить ни одну из заповедей Торы: «проклят всякий, кто не держится всего написанного в книге Закона, чтобы всё исполнить» (к Гал.3) однако не один человек не может не преступать Тору, но все грешны: «23 Ибо все согрешили и лишены славы Божией» (к Рим. 3). Следовательно, Торой перед Богом оправдаться нельзя : «делами Закона не будет оправдана никакая плоть» (к Гал.2:16). Человек оправдывается верой независимо от соблюдений заповедей Торы, то есть Бог будет на Суде оправдывать людей, невзирая на их дела, но только на их веру: : «16 однако, узнав, что не делами Закона получает оправдание человек, но только чрез веру в Иисуса Христа, - и мы во Христа Иисуса уверовал» (к Гал.2) и «28 Ибо мы считаем, что человек оправдывается верою, без дел Закона» (к Рим. 3).
Причем, оправдание не только независимо от заповедей связанных с ритуалом, но оно никак и не связанно с этическим предписаниями Торы. Так, Павел в 3 Главе к Римлянам пишет: «21 Но теперь, независимо от Закона, явлена праведность Божия, о которой свидетельствуют Закон и Пророки», в контексте стихов 10-20 ясно что Апостол в данный момент имеет ввиду именно этические предписания Торы. Далее по Посланию, в 7 Главе Павел пишет, что христовы освобождены от Торы: «6 Но теперь мы были освобождены от Закона, умерши для него, которым мы были связаны», причем речь именно об этических заповедях Торы, потому что в контексте Павел цитирует этическую заповедь: «Ибо я и пожелания не познал бы, если бы Закон не говорил: "не пожелай"» (к Рим. 7:7)
Верой во что оправдывается человек? Верой в Иисуса Христа, который добровольно был казнен за преступления людей: «1 А я объявляю вам, братья, то Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,2 которым и спасаетесь. 3 Ибо я передал вам во-первых то, что и принял: что Христос умер за грехи наши по Писаниям, 4 и что Он был погребён, и что Он воздвигнут в третий день по Писаниям» (1 к Кор. 15)
Если человек верит в Искупительную Жертву Христа, то он может быть уверен в своем спасении, так Павел смело причисляет себя к тем кого Бог предопределил к славе: «23 чтобы явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он предуготовил к славе, 24 над нами» (к Рим. 9)
Однако здесь нужно понимать следующее: есть ложная вера и вера истинна: «В этом смысле я благовествовал вам, если вы держитесь моего благовествования, если только вы не тщетно уверовали» (1 к Кор. 15:2)
Истинная вера от ложной отличается тем, что истинная вера укрепляет человека исполнять этические заповеди Торы: «9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, 10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1 Послания к Кор. 6) и «14 Ибо любовь Христова понуждает нас, рассудивших так: Один умер за всех, значит все умерли. 15 А за всех Он умер, чтобы живые уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего» (2 Кор. 5)
Здесь можно впасть в три ошибки.
Первая, следующие рассуждения являются ложными: «если моя вера истинная, то она меня очистит от греха, я же приму выжидательную позицию и посмотрю, истинная она или нет», но верным рассуждением является следующее: «Христос умер за меня и поэтому я должен жить для Него, борясь с грехом, с верой в Него я могу побеждать грех, и если я это делаю, то имею истинную веру, а не обманываюсь». Павел ясно призывает стремится поступать в соответствии с верой, а не ждать пока она сама человека очистит: «16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (к Гал. 5)
Вторая ошибка заключается в том что человек имея веру будто бы может быть уверен, что благодаря вере он уже полностью перестал грешить, такой уверенности быть не может, даже если совесть человека чиста: «я и сам не сужу о себе. 4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь» (1 к Кор. 4) и «12 Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (к Филип. 3)
Третья ошибка заключается в том, что человек будто бы после принятия веры может сразу избавится от греха. В действительности сначала человек из безнадежного грешника, только обретает силы воевать с грехом: «1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. 2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах 3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1 к Кор. 3) и далее, при наличии истинной веры, он уже очищается до того уровня когда его совесть становится чистой: «23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса ... 24 Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие» (1 к Фес. 5).
Что Библия говорит нам об этом главном артикуле о спасении?
Для того чтобы оправдаться перед Богом Торой нужно не нарушить ни одну из заповедей Торы: «проклят всякий, кто не держится всего написанного в книге Закона, чтобы всё исполнить» (к Гал.3) однако не один человек не может не преступать Тору, но все грешны: «23 Ибо все согрешили и лишены славы Божией» (к Рим. 3). Следовательно, Торой перед Богом оправдаться нельзя : «делами Закона не будет оправдана никакая плоть» (к Гал.2:16). Человек оправдывается верой независимо от соблюдений заповедей Торы, то есть Бог будет на Суде оправдывать людей, невзирая на их дела, но только на их веру: : «16 однако, узнав, что не делами Закона получает оправдание человек, но только чрез веру в Иисуса Христа, - и мы во Христа Иисуса уверовал» (к Гал.2) и «28 Ибо мы считаем, что человек оправдывается верою, без дел Закона» (к Рим. 3).
Причем, оправдание не только независимо от заповедей связанных с ритуалом, но оно никак и не связанно с этическим предписаниями Торы. Так, Павел в 3 Главе к Римлянам пишет: «21 Но теперь, независимо от Закона, явлена праведность Божия, о которой свидетельствуют Закон и Пророки», в контексте стихов 10-20 ясно что Апостол в данный момент имеет ввиду именно этические предписания Торы. Далее по Посланию, в 7 Главе Павел пишет, что христовы освобождены от Торы: «6 Но теперь мы были освобождены от Закона, умерши для него, которым мы были связаны», причем речь именно об этических заповедях Торы, потому что в контексте Павел цитирует этическую заповедь: «Ибо я и пожелания не познал бы, если бы Закон не говорил: "не пожелай"» (к Рим. 7:7)
Верой во что оправдывается человек? Верой в Иисуса Христа, который добровольно был казнен за преступления людей: «1 А я объявляю вам, братья, то Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,2 которым и спасаетесь. 3 Ибо я передал вам во-первых то, что и принял: что Христос умер за грехи наши по Писаниям, 4 и что Он был погребён, и что Он воздвигнут в третий день по Писаниям» (1 к Кор. 15)
Если человек верит в Искупительную Жертву Христа, то он может быть уверен в своем спасении, так Павел смело причисляет себя к тем кого Бог предопределил к славе: «23 чтобы явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он предуготовил к славе, 24 над нами» (к Рим. 9)
Однако здесь нужно понимать следующее: есть ложная вера и вера истинна: «В этом смысле я благовествовал вам, если вы держитесь моего благовествования, если только вы не тщетно уверовали» (1 к Кор. 15:2)
Истинная вера от ложной отличается тем, что истинная вера укрепляет человека исполнять этические заповеди Торы: «9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, 10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1 Послания к Кор. 6) и «14 Ибо любовь Христова понуждает нас, рассудивших так: Один умер за всех, значит все умерли. 15 А за всех Он умер, чтобы живые уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего» (2 Кор. 5)
Здесь можно впасть в три ошибки.
Первая, следующие рассуждения являются ложными: «если моя вера истинная, то она меня очистит от греха, я же приму выжидательную позицию и посмотрю, истинная она или нет», но верным рассуждением является следующее: «Христос умер за меня и поэтому я должен жить для Него, борясь с грехом, с верой в Него я могу побеждать грех, и если я это делаю, то имею истинную веру, а не обманываюсь». Павел ясно призывает стремится поступать в соответствии с верой, а не ждать пока она сама человека очистит: «16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (к Гал. 5)
Вторая ошибка заключается в том что человек имея веру будто бы может быть уверен, что благодаря вере он уже полностью перестал грешить, такой уверенности быть не может, даже если совесть человека чиста: «я и сам не сужу о себе. 4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь» (1 к Кор. 4) и «12 Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (к Филип. 3)
Третья ошибка заключается в том, что человек будто бы после принятия веры может сразу избавится от греха. В действительности сначала человек из безнадежного грешника, только обретает силы воевать с грехом: «1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. 2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах 3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1 к Кор. 3) и далее, при наличии истинной веры, он уже очищается до того уровня когда его совесть становится чистой: «23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса ... 24 Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие» (1 к Фес. 5).
Комментарий