Эта тема навеяна прочтением ряда дискуссий, в которых обсуждается вопрос о вечном наказании за грехи, совершенные человеком во время его краткой земной жизни.
Вечность настолько загадочна своей непонятностью и невообразимостью, что трудно выбрать, с чего начать. Всё же, попробую именно с вопроса о вечных мучениях .
В моем понимании, наказание имеет смысл лишь в том случае, если человек сознает, что помимо мучений, в которых он пребывает, возможны и другие, более комфортные или, во всяком случае, безболезненные состояния. Иначе он бы не страдал, а воспринимал свое состояние как естественное.
К тому же, человек должен знать, за что страдает, что муки - это следствие, а причина - совершенные в земной жизни грехи.
То есть, в вечности человек обладает таким свойством как память.
Далее. Православная церковь учит, что своими молитвами мы можем облегчить посмертную участь усопших. А раз так, невозможно отрицать, что в вечности идут какие-то процессы.
Ангелы и бесы, обитающие в вечности, тоже не находятся в вечном покое. Каждый занят своим делом. Вечные стихии порождают всяческих животных и растения, которые появляются на земле в нужное время и в нужном месте. Короче говоря, событий в вечности происходит не меньше (а может быть, и наоборот, больше), чем во времени.
Мы не можем себе представить изменеия состояния и смены событий без понятия времени, но в вечности не может не быть какого-то его аналога, подобия или соответствия - неважно, каким термином мы назовем этот феномен (качество, свойство, закон вневременного мира...).
И тут возникает вопрос: а как же Бог? Ведь Он - сущий в Вечности и не подвержен переменам. Не могу себе этого объяснить, если не допущу, что Бог пребывает не только вне времени, но и вне вечности, которая была Им сотворена вместе с существами и объектами нематериального мира.
Что-то из категории апофатизмов: вечность не есть время, ибо выше времени. Бог не вечен, ибо выше вечности... Или - коанов...
Вечность настолько загадочна своей непонятностью и невообразимостью, что трудно выбрать, с чего начать. Всё же, попробую именно с вопроса о вечных мучениях .
В моем понимании, наказание имеет смысл лишь в том случае, если человек сознает, что помимо мучений, в которых он пребывает, возможны и другие, более комфортные или, во всяком случае, безболезненные состояния. Иначе он бы не страдал, а воспринимал свое состояние как естественное.
К тому же, человек должен знать, за что страдает, что муки - это следствие, а причина - совершенные в земной жизни грехи.
То есть, в вечности человек обладает таким свойством как память.
Далее. Православная церковь учит, что своими молитвами мы можем облегчить посмертную участь усопших. А раз так, невозможно отрицать, что в вечности идут какие-то процессы.
Ангелы и бесы, обитающие в вечности, тоже не находятся в вечном покое. Каждый занят своим делом. Вечные стихии порождают всяческих животных и растения, которые появляются на земле в нужное время и в нужном месте. Короче говоря, событий в вечности происходит не меньше (а может быть, и наоборот, больше), чем во времени.
Мы не можем себе представить изменеия состояния и смены событий без понятия времени, но в вечности не может не быть какого-то его аналога, подобия или соответствия - неважно, каким термином мы назовем этот феномен (качество, свойство, закон вневременного мира...).
И тут возникает вопрос: а как же Бог? Ведь Он - сущий в Вечности и не подвержен переменам. Не могу себе этого объяснить, если не допущу, что Бог пребывает не только вне времени, но и вне вечности, которая была Им сотворена вместе с существами и объектами нематериального мира.
Что-то из категории апофатизмов: вечность не есть время, ибо выше времени. Бог не вечен, ибо выше вечности... Или - коанов...
Комментарий