Отрывок из беседы Иоанна Златоуста "Толкование на послание к Евреям".
...Потому нам нужно постоянно смотреть за собою, чтобы не задремать: "Не даст Он, говорит Псалмопевец, поколебаться ноге твоей», и еще: «не дремлет и не спит хранящий Израиля», (Пс. 120:3, 4). Не сказал: не смущайся, но: "Не даст"; следовательно, давать (даст или не даст) зависит от нас, а не от кого-нибудь другого; если мы захотим стоять прямо и неподвижно, то не придём в смятение; это именно он выразил приведенными словами.
Что же? Неужели ничто (не зависит) от Бога? Все от Бога, но не так, чтобы нарушалась и наша свобода. Если все от Бога, то за что же, скажешь, обвинять нас? Но для того я и прибавил: не так, чтобы нарушалась наша свобода. Всё здесь зависит и от нас, и от Него; нам следует наперёд избирать доброе, а когда мы изберём, тогда и Он оказывает своё содействие.
Он не предупреждает (не предопределяет) нашего желания, чтобы не нарушилась наша свобода; когда же мы изберём, тогда Он подаёт нам великую помощь. Почему же, если это зависит и от нас, Павел говорит: "Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9:16)?
Во-первых, он приводит это не как собственную мысль, но как следствие из предыдущего и прежде раскрытого предмета после того как сказал: «написано: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею» (Рим. 9:13, 15), и прибавил "Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего».
Будешь ли еще после этого говорить: за что же обвинять? Во-вторых, и то можно сказать, что кому принадлежит большая часть, тому он и приписывает всё; наше дело предъизбрать и восхотеть, а дело Божие привести в исполнение и довершить. Так как, большая часть принадлежит Богу, то (апостол) и приписывает все Ему, выражаясь по обычаю человеческому.
И мы ведь так делаем, например, видим дом хорошо выстроенный и говорим: это все дело архитектора, хотя не все принадлежит ему, но также и работникам, и господину, доставлявшему материал, и многим другим; но, так как, большая часть дела зависела от него то мы и говорим, что всё это его дело. Точно, так и здесь.
Так и Павел здесь говорит: «не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего». Этими словами он преподает два весьма важных урока: первый, чтобы не превозноситься добрыми делами, которые мы совершаем; и второй, чтобы, совершая добрые дела, приписывать исполнение их Богу.
Сколько бы, говорит, ты ни трудился, сколько бы ни старался, не считай доброго дела своим, потому что, если бы ты не получил помощи свыше, то все было бы напрасно. Если ты будешь иметь успех в своих трудах, то, очевидно, при помощи свыше, впрочем, когда и сам ты трудишься, когда обнаруживаешь желание.
Не то он сказал, будто мы трудимся напрасно, но то, что мы напрасно трудимся в таком случае, если всё считаем своим, если не приписываем большей части Богу. Бог благоволил не всё оставить Себе, чтобы не показалось, будто Он увенчивает нас напрасно, и не всё предоставил нам, чтобы мы не впали в гордость. Если и совершая меньшую часть, мы так много превозносимся, то что было бы, если бы мы были виновниками всего?
Многое сделал Бог для истребления в нас гордости. «И рука Его еще будет простерта», говорит (пророк) (Ис. 5:25). Скольким страстям Он попустил овладевать нами, чтобы уничтожить нашу надменность? Сколькими окружил нас зверями? Подлинно, когда кто-нибудь говорит: что это? для чего это? тогда говорит вопреки воле Божий.
Бог поставил тебя среди таких ужасов, и ты не смиренномудрствуешь; но если получишь в чем-нибудь хотя малый успех, тотчас возносишься надменностью до самого неба.
Оттого и бывают весьма быстрые перемены и падения, и однако мы не вразумляемся ими; оттого частые и неожиданные смертные случаи, и однако мы живем, как будто бессмертные, как будто никогда не имеющие умереть;
похищаем чужое, предаемся любостяжанию, как будто никогда не будем отдавать отчета; сооружаем здания, как будто здесь останемся вечно. Ни слово Божие, каждодневно возглашаемое нам, ни самые события не вразумляют.
Нет дня, нет даже часа, в который не видно было бы похорон, и все напрасно, ничто не трогает нашей бесчувственности. От несчастий других мы не можем, или правильнее, не хотим делаться лучшими; лишь когда сами страдаем, тогда сокрушаемся, а как скоро Бог отнимет руку свою, мы опять поднимаем собственную руку.
... В самом деле, лучше замараться отвратительною грязью, нежели грехами, потому что замаравшийся грязью скоро может омыться и сделаться подобным тому, кто никогда не попадал в эту нечистоту, а впавший в ров греха получает осквернение, которое не смывается водою, но требует продолжительного времени, искреннего раскаяния, слез, рыданий, плача гораздо большего и сильнейшего, нежели какой бывает при (потере) самых близких сердцу.
Грязь пристает к нам отвне, потому мы скоро и очищаем ее; а нечистота греха рождается внутри, потому мы с трудом уничтожаем её и очищаемся. «Ибо из сердца, говорит (Господь), исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства» (Мф. 15:19).
Потому и пророк говорит: «сердце чистое сотвори во мне, Боже» (Пс. 50:12); и другой: «смой злое с сердца твоего, Иерусалим» (Иер. 4:14). Видишь, что совершение доброго дела зависит и от нас и от Бога? И еще: «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).
Постараемся же быть чистыми по мере сил наших; очистим себя от грехов. А как можно очиститься? Этому научает пророк, когда говорит: «омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло» (Ис. 1:16). Что значит: «от очей Моих»? Иные кажутся непорочными, но только пред людьми, а пред Богом являются гробами, окрашенными.
Потому Бог и говорит: очиститесь так, чтобы Я видел (вас чистыми). «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, как снег убелю; если будут красны, как пурпур, как волну убелю» (Ис. 1:1718).
Видишь, что наперед нам самим нужно очищать себя, а потом уже и Бог очищает нас? Он сначала сказал: «омойтесь, очиститесь»; а потом присовокупил: «как волну убелю». Итак, никто из людей, хотя бы дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться...
Для этого Он и берёт в пример краски, не легко выводимые, но входящие почти в самое существо вещей, и говорит, что Он обратит их в противоположное состояние. Не сказал просто: омою, но: «как снег убелю» и «как волну убелю», чтобы подать нам благую надежду.
Следовательно, велика сила покаяния, если оно делает нас чистыми, как снег, и белыми, как волна".
И.Златоуст
...Потому нам нужно постоянно смотреть за собою, чтобы не задремать: "Не даст Он, говорит Псалмопевец, поколебаться ноге твоей», и еще: «не дремлет и не спит хранящий Израиля», (Пс. 120:3, 4). Не сказал: не смущайся, но: "Не даст"; следовательно, давать (даст или не даст) зависит от нас, а не от кого-нибудь другого; если мы захотим стоять прямо и неподвижно, то не придём в смятение; это именно он выразил приведенными словами.
Что же? Неужели ничто (не зависит) от Бога? Все от Бога, но не так, чтобы нарушалась и наша свобода. Если все от Бога, то за что же, скажешь, обвинять нас? Но для того я и прибавил: не так, чтобы нарушалась наша свобода. Всё здесь зависит и от нас, и от Него; нам следует наперёд избирать доброе, а когда мы изберём, тогда и Он оказывает своё содействие.
Он не предупреждает (не предопределяет) нашего желания, чтобы не нарушилась наша свобода; когда же мы изберём, тогда Он подаёт нам великую помощь. Почему же, если это зависит и от нас, Павел говорит: "Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9:16)?
Во-первых, он приводит это не как собственную мысль, но как следствие из предыдущего и прежде раскрытого предмета после того как сказал: «написано: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею» (Рим. 9:13, 15), и прибавил "Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего».
Будешь ли еще после этого говорить: за что же обвинять? Во-вторых, и то можно сказать, что кому принадлежит большая часть, тому он и приписывает всё; наше дело предъизбрать и восхотеть, а дело Божие привести в исполнение и довершить. Так как, большая часть принадлежит Богу, то (апостол) и приписывает все Ему, выражаясь по обычаю человеческому.
И мы ведь так делаем, например, видим дом хорошо выстроенный и говорим: это все дело архитектора, хотя не все принадлежит ему, но также и работникам, и господину, доставлявшему материал, и многим другим; но, так как, большая часть дела зависела от него то мы и говорим, что всё это его дело. Точно, так и здесь.
Так и Павел здесь говорит: «не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего». Этими словами он преподает два весьма важных урока: первый, чтобы не превозноситься добрыми делами, которые мы совершаем; и второй, чтобы, совершая добрые дела, приписывать исполнение их Богу.
Сколько бы, говорит, ты ни трудился, сколько бы ни старался, не считай доброго дела своим, потому что, если бы ты не получил помощи свыше, то все было бы напрасно. Если ты будешь иметь успех в своих трудах, то, очевидно, при помощи свыше, впрочем, когда и сам ты трудишься, когда обнаруживаешь желание.
Не то он сказал, будто мы трудимся напрасно, но то, что мы напрасно трудимся в таком случае, если всё считаем своим, если не приписываем большей части Богу. Бог благоволил не всё оставить Себе, чтобы не показалось, будто Он увенчивает нас напрасно, и не всё предоставил нам, чтобы мы не впали в гордость. Если и совершая меньшую часть, мы так много превозносимся, то что было бы, если бы мы были виновниками всего?
Многое сделал Бог для истребления в нас гордости. «И рука Его еще будет простерта», говорит (пророк) (Ис. 5:25). Скольким страстям Он попустил овладевать нами, чтобы уничтожить нашу надменность? Сколькими окружил нас зверями? Подлинно, когда кто-нибудь говорит: что это? для чего это? тогда говорит вопреки воле Божий.
Бог поставил тебя среди таких ужасов, и ты не смиренномудрствуешь; но если получишь в чем-нибудь хотя малый успех, тотчас возносишься надменностью до самого неба.
Оттого и бывают весьма быстрые перемены и падения, и однако мы не вразумляемся ими; оттого частые и неожиданные смертные случаи, и однако мы живем, как будто бессмертные, как будто никогда не имеющие умереть;
похищаем чужое, предаемся любостяжанию, как будто никогда не будем отдавать отчета; сооружаем здания, как будто здесь останемся вечно. Ни слово Божие, каждодневно возглашаемое нам, ни самые события не вразумляют.
Нет дня, нет даже часа, в который не видно было бы похорон, и все напрасно, ничто не трогает нашей бесчувственности. От несчастий других мы не можем, или правильнее, не хотим делаться лучшими; лишь когда сами страдаем, тогда сокрушаемся, а как скоро Бог отнимет руку свою, мы опять поднимаем собственную руку.
... В самом деле, лучше замараться отвратительною грязью, нежели грехами, потому что замаравшийся грязью скоро может омыться и сделаться подобным тому, кто никогда не попадал в эту нечистоту, а впавший в ров греха получает осквернение, которое не смывается водою, но требует продолжительного времени, искреннего раскаяния, слез, рыданий, плача гораздо большего и сильнейшего, нежели какой бывает при (потере) самых близких сердцу.
Грязь пристает к нам отвне, потому мы скоро и очищаем ее; а нечистота греха рождается внутри, потому мы с трудом уничтожаем её и очищаемся. «Ибо из сердца, говорит (Господь), исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства» (Мф. 15:19).
Потому и пророк говорит: «сердце чистое сотвори во мне, Боже» (Пс. 50:12); и другой: «смой злое с сердца твоего, Иерусалим» (Иер. 4:14). Видишь, что совершение доброго дела зависит и от нас и от Бога? И еще: «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).
Постараемся же быть чистыми по мере сил наших; очистим себя от грехов. А как можно очиститься? Этому научает пророк, когда говорит: «омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло» (Ис. 1:16). Что значит: «от очей Моих»? Иные кажутся непорочными, но только пред людьми, а пред Богом являются гробами, окрашенными.
Потому Бог и говорит: очиститесь так, чтобы Я видел (вас чистыми). «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, как снег убелю; если будут красны, как пурпур, как волну убелю» (Ис. 1:1718).
Видишь, что наперед нам самим нужно очищать себя, а потом уже и Бог очищает нас? Он сначала сказал: «омойтесь, очиститесь»; а потом присовокупил: «как волну убелю». Итак, никто из людей, хотя бы дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться...
Для этого Он и берёт в пример краски, не легко выводимые, но входящие почти в самое существо вещей, и говорит, что Он обратит их в противоположное состояние. Не сказал просто: омою, но: «как снег убелю» и «как волну убелю», чтобы подать нам благую надежду.
Следовательно, велика сила покаяния, если оно делает нас чистыми, как снег, и белыми, как волна".
И.Златоуст
Комментарий