Библеист Крейг Эванс о «противоречии» между Павлом и Иаковом
Обнаружение и своевременная публикация кумранского свитка 4QMMT [1], в котором встречаются фразы «дела закона» и «вменение в праведность», представили использование Павлом этих выражений в новом свете... Завершая свое галахическое послание, автор 4QMMT увещевает своих читателей принять его учение относительно «некоторых дел закона» (miqsat maasey hatorah), о которых он написал. Если они будут следовать его учению, то «это вменится им в праведность». Вот как звучит этот фрагмент:
.... Тема, развиваемая автором 4QMMT, кажется вполне ясной. Он перечислил 24 правила в законе, половина из которых запреты на различные виды пищи и некоторые практики. «Вот некоторые из наших утверждений касательно закона Божьего» так начинается 4QMMT, «касательно дел закона, которые мы определили, () и все они касаются оскверняющих смешений и чистоты святилища». Когда в конце послания автор ссылается на «дела закона», мы знаем, о чем он говорит. Это не дела сострадания и проявления доброты. Это действия, цель которых поддерживать чистоту, прежде всего в святилище. Совершая такие действия, читатели послания извлекут благо и «возрадуются в последнее время», что, вероятно, указывает на грядущий Суд.
Мартин Эбегг-младший, Джеймс Данн и другие полагают, что в 4QMMT мы находим наконец-то истинную параллель с той позицией, которой так пламенно противостоит Павел в Гал 2 и 3 [3]. Достаточно процитировать один пассаж:
Послании к Галатам страстно, а затем снова в Послании к Римлянам уже не столь эмоционально Павел бросает вызов тому пониманию закона, которое требует совершения определенных «дел закона», таких как вкушение «кошерной» пищи и избегание «скверны», ради того чтобы участвовать в завете. Особенно Павел противостоит тем делам закона, которые не поощряют контакты с язычниками [4].
Именно таковы некоторые правила закона, приведенные в 4QMMT. Вот пример: «Нельзя есть хлеб язычника и нельзя приносить его в святилище»... Павел не противоречит ни посланию Иакова, ни 1 Макк, где вера Авраама определяется в терминах послушания. Зато Павел возражает богословию того типа, какой мы видим в 4QMMT, богословию, предполагающему, что дела закона, включая правила, связанные с отделением «чистого» от «нечистого», спасают человека. В церквах Галатии Павел столкнулся как раз с учением, что «дела закона» такие как обрезание, кашрут [5] и соблюдение субботы (шаббат) обязательны для того, чтобы обращенные (особенно язычники) могли возрастать в праведности. Это аналогично идеям, выраженным в 4QMMT, согласно которым человек может рассчитывать на праведное участие в завете, только если станет исполнять определенные дела закона. Павел и автор 4QMMT находятся в прямой оппозиции друг к другу.
Однако «дела» в 4QMMT это не те «дела», которые имеет в виду Иаков. «Дела», показывающие веру, это не обрезание, не кашрут и не соблюдение субботы, а исполнение «закона царского» (Иак 2:8), как он это называет, закона любви к ближнему, как к самому себе, т. е. той самой заповеди, которую оставил Иисус (Мк 12:2834; Лк 10:2528) и которую раннее движение Его последователей старалось исполнять, заботясь о вдовах, сиротах и бедняках (ср. Деян 2:4445; 4:3237; 6:1; Рим 15:26; Гал 2:10; 1 Тим 5:3, 16). Иаков не имеет в виду ревностных деяний Финееса, на которые явно ссылается 1 Макк 2 и намекает автор 4QMMT. Иаков подразумевает подлинную веру, выражающуюся в праведных делах, прежде всего в любви к ближнему.
Павел и его ученики хорошо знают это, как мы видим из Еф 2:810:
Как Иаков, так и Павел оба обращаются к вере Авраама и к тому, что эту веру Бог вменил Аврааму в праведность, однако делают различные акценты. Заявление Павла, что «человек оправдывается не делами закона, а только верой» (Гал 2:16 Рим 3:20; 4:2), диаметрально противоположно идеям 4QMMT.
Вывод Иакова, что «человек оправдывается делами, а не только верой» (Иак 2:24 ) это не опровержение учения Павла и даже не имеет отношение к нему. Скорее, это вызов, обращенный к тем, кто не способен воплотить свою веру в конкретных делах, прежде всего в помощи нуждающемуся ближнему. Иными словами, вера, не соответствующая учению Иисуса о любви к Богу и любви к ближнему, как к самому себе, это вообще не вера. С этой мыслью Иакова Павел согласился бы полностью.
Обнаружение и своевременная публикация кумранского свитка 4QMMT [1], в котором встречаются фразы «дела закона» и «вменение в праведность», представили использование Павлом этих выражений в новом свете... Завершая свое галахическое послание, автор 4QMMT увещевает своих читателей принять его учение относительно «некоторых дел закона» (miqsat maasey hatorah), о которых он написал. Если они будут следовать его учению, то «это вменится им в праведность». Вот как звучит этот фрагмент:
«Итак, мы написали вам о некоторых делах Закона [Torah], о тех, которые мы сочли полезными для вас и вашего народа, потому что мы увидели, что вы обладаете пониманием и знанием Закона. Поймите все эти вещи и умолите Его привести ваш совет в порядок, чтобы вам удержаться от злых мыслей и совета Велиала. Тогда вы возрадуетесь в последнее время, обнаружив истинность наших слов, и это вменится вам в праведность, так как вы делали то, что правильно и хорошо перед Ним ко благу вашему собственному и ко благу Израиля» [2].
.... Тема, развиваемая автором 4QMMT, кажется вполне ясной. Он перечислил 24 правила в законе, половина из которых запреты на различные виды пищи и некоторые практики. «Вот некоторые из наших утверждений касательно закона Божьего» так начинается 4QMMT, «касательно дел закона, которые мы определили, () и все они касаются оскверняющих смешений и чистоты святилища». Когда в конце послания автор ссылается на «дела закона», мы знаем, о чем он говорит. Это не дела сострадания и проявления доброты. Это действия, цель которых поддерживать чистоту, прежде всего в святилище. Совершая такие действия, читатели послания извлекут благо и «возрадуются в последнее время», что, вероятно, указывает на грядущий Суд.
Мартин Эбегг-младший, Джеймс Данн и другие полагают, что в 4QMMT мы находим наконец-то истинную параллель с той позицией, которой так пламенно противостоит Павел в Гал 2 и 3 [3]. Достаточно процитировать один пассаж:
«Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; однако же, узнав, что человек оправдывается [dikaioutai] не делами закона [ex ergōn nomou], а только верою в Иисуса Христа...» (Гал 2:1516).
Выражение «дела закона» встречается у Павла несколько раз (ср. Рим 3:20, 28; Гал 3:2, 5, 10). Различие состоит в том, что Павел сосредоточен на вере, в частности на вере Авраама (ср. Рим 4:3, 9, 22; Гал 3:6), тогда как автор 4QMMT на повиновении закону и ставит в пример ревнителя Финееса, защищавшего чистоту культа Израиля.Послании к Галатам страстно, а затем снова в Послании к Римлянам уже не столь эмоционально Павел бросает вызов тому пониманию закона, которое требует совершения определенных «дел закона», таких как вкушение «кошерной» пищи и избегание «скверны», ради того чтобы участвовать в завете. Особенно Павел противостоит тем делам закона, которые не поощряют контакты с язычниками [4].
Именно таковы некоторые правила закона, приведенные в 4QMMT. Вот пример: «Нельзя есть хлеб язычника и нельзя приносить его в святилище»... Павел не противоречит ни посланию Иакова, ни 1 Макк, где вера Авраама определяется в терминах послушания. Зато Павел возражает богословию того типа, какой мы видим в 4QMMT, богословию, предполагающему, что дела закона, включая правила, связанные с отделением «чистого» от «нечистого», спасают человека. В церквах Галатии Павел столкнулся как раз с учением, что «дела закона» такие как обрезание, кашрут [5] и соблюдение субботы (шаббат) обязательны для того, чтобы обращенные (особенно язычники) могли возрастать в праведности. Это аналогично идеям, выраженным в 4QMMT, согласно которым человек может рассчитывать на праведное участие в завете, только если станет исполнять определенные дела закона. Павел и автор 4QMMT находятся в прямой оппозиции друг к другу.
Однако «дела» в 4QMMT это не те «дела», которые имеет в виду Иаков. «Дела», показывающие веру, это не обрезание, не кашрут и не соблюдение субботы, а исполнение «закона царского» (Иак 2:8), как он это называет, закона любви к ближнему, как к самому себе, т. е. той самой заповеди, которую оставил Иисус (Мк 12:2834; Лк 10:2528) и которую раннее движение Его последователей старалось исполнять, заботясь о вдовах, сиротах и бедняках (ср. Деян 2:4445; 4:3237; 6:1; Рим 15:26; Гал 2:10; 1 Тим 5:3, 16). Иаков не имеет в виду ревностных деяний Финееса, на которые явно ссылается 1 Макк 2 и намекает автор 4QMMT. Иаков подразумевает подлинную веру, выражающуюся в праведных делах, прежде всего в любви к ближнему.
Павел и его ученики хорошо знают это, как мы видим из Еф 2:810:
«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять»
этот пассаж вполне соответствует взглядам Павла. Божьей благодатью люди спасаются верой, а не своими делами. Спасение это дар Божий, а не что-то такое, что можно «заработать» праведными делами. Однако подлинная вера проявляется в добрых делах, таких как любовь друг к другу (Рим 12:10; 13:8; Гал 5:13; 1 Фесс 3:12; 4:9). Христиане «сотворены в Мессии Иисусе для добрых дел, которые Бог предназначил им исполнять» [6]. С этим утверждением Павла Иаков согласился бы полностью...Как Иаков, так и Павел оба обращаются к вере Авраама и к тому, что эту веру Бог вменил Аврааму в праведность, однако делают различные акценты. Заявление Павла, что «человек оправдывается не делами закона, а только верой» (Гал 2:16 Рим 3:20; 4:2), диаметрально противоположно идеям 4QMMT.
Вывод Иакова, что «человек оправдывается делами, а не только верой» (Иак 2:24 ) это не опровержение учения Павла и даже не имеет отношение к нему. Скорее, это вызов, обращенный к тем, кто не способен воплотить свою веру в конкретных делах, прежде всего в помощи нуждающемуся ближнему. Иными словами, вера, не соответствующая учению Иисуса о любви к Богу и любви к ближнему, как к самому себе, это вообще не вера. С этой мыслью Иакова Павел согласился бы полностью.
Если принять, что Иаков писал Израилю, то противоречия увиденные Лютером снимаются. Сам проект Израиль, Иудаизм, синай, Закон Моисея - это лишь первая ступень в понимании того, как надо спасаться. Это начальная школа.
А Павел - это развитие темы спасение, основанной на новом явлении ЙХВХ и полное углубление в тему "спасения здесь и сейчас".
Если для Израиля дела были всегда важнее принципа работы благодати, принципов изменения и роста личности, то для Павла спасение - это первым делом внутреннее преображение человека, он не должен обращать внимание на ошибки, как на маркеры погибели, потому что для Павла главным было искоренить внутренние проблемы, убрать препятствия для развития, для прогресса, совершенствования. А для Иакова дела - это чуть ли не самоцель, как будто никаких внутренних причин не делать или не грешить нет. Как типичный Иудей, для него необходимо формально быть причесанным, благочестивым. Он требует результата не взирая на внутренние проблемы.
Фактически мы имеем дело с двумя разными подходами в педагогике. Помните были учителя, которым вообще было все равно, что вы думаете и чувствуете. Важно было, чтобы вы вели себя хорошо, получали хорошие оценки. А если вы не получали хорошие оценки, то вас просто тупо ругали, пугали, с вами не работали. Это педагог - Иудейский Закон (Галатам - детоводитель ко Христу).
Так вот Христос - это не просто педагог, это сила и мотивация, обеспечение новой программой и методичкой, человек, который вживается в твои проблемы и решает их вместе с тобой, ведет тебя к научению, развитию, будучи знаком с твоими проблемами на Своей шкуре.
То есть Иаков не смотрит внутрь проблемы, как в Иудаизме и исламе. Он как бы забегает вперёд, циклит сознание Иудея, который закабален заветом, рабством теней, ибо исполнять Иудей обязан весь закон с его правилам крашрута, праздников, жертв, образов будущего, картинок для детей (см. Дн.15).
Павел предлагает ответственность накладывать постепенно, по мере роста. Он тоже не против дел, но дела в его более глубокой доктрине, - это следствие, а не причина спасения. Сначала нужно изменить свое мировоззрение, родится свыше, принять Христа внутрь себя, переродится, стать другим, духовно изменится, духовно спастись, верой получить качественное изменение, которое перерастает в качественный рост. Для Иакова важно формальное состояние. Иакову важно не "как", а "что". Что ты делаешь, а не чем ты живешь, как думаешь. Иаков формален, потому что формален закон.
Иудаизм предполагает, что ты изначально другой, ты обрезан, ты родился в еврействе, ты родился не гоем, у тебя Бог-закон должен быть в сердце изначально. Это совершенно другой подход.
Павел предлагает принцип спасения перенести на другой, принципиально иной уровень. Он берет прогрессивную часть Евангелия, вытягивает из проповеди Христа (Ев. от Иоанна), главную принципиально новую суть. Чем же отличалась проповедь Христа от проповеди времен Моисея? Тем, что Христос предлагает смотреть не на внешнюю сторону закона, спасения, благочестия, а заглянуть в самих себя и увидеть проблемы именно там. Для Христа важнее изменить наш Дух, наш подход, наше мировоззрение, обеспечить силой для движения вперед, вдохновить и при этом дать свободу и ответственность за данное тебе по благодати, а не по обязанности. У язычников другой подход к приобретению мотивации. Им ни чудес, ни привилегий, ни картинок будущего, ни праздников, ни митстических плотских обрядов не нужно были для обращения. И это действительно был грандиозным шагом вперед.
Проблема в том, что история Иудеев и Израиля в будущем - это есхатология Апокалипсиса и Даниила, более ничем Моисеев Закон и Танах не примечателен. Павел же изменил своим откровением домоуправления язычников эсхатологию, добавил более важную часть екклезиалогию, отодвинув актуальность Апокалипсиса, а с ним и актуальность Закона и Израиля. А Иаков идет в комплекте с этим набором. Как более весомая планета Закон Моисея притягивал в проповеди для обрезанных и оправдание по делам, накладывая на проповедь обрезанным особую печать и преломляя свет евангелия.
Если видеть в Писании постепенное развитие, эволюцию отношений Бога и человека, педагога и ученика, Господа-Человека-Духа-Отца, то Иаков будет просто занимать отведенную ему нишу перехода от Иудейской парадигмы к парадигме чистого христианства и полного познания Христа.
Комментарий