Радость /симха/ приходит к человеку как результат душевного покоя и отсутствия беды. Человек всегда рад, если добивается желаемого и с ним не случается ничего огорчительного. Светится лицо человека, который всегда радостен, от него исходит свет, здорово тело его, и старость не приходит к нему быстро, как сказано: "Радостное сердце освещает мир" (Мишлей 17; 22). От радости к человеку приходит смех, но разумному не следует предаваться смеху слишком, ибо вместе со смехом приходит легкомыслие, как сказано: "Смех глупца подобен треску колючек, горящих в костре под котелком" (Коэлет 7; 6). И уже сказано, что неуместный смех - один из признаков глупости. Моральный человек не будет смешлив в собрании, ибо сказано, что смешливость уменьшает страх пред Всевышним. Почему? Потому что, смеясь, человек не может направить свои мысли к страху пред Всевышним. И не будет у него страха пред Всевышним, если он будет смеяться, развлекаясь прогулками или игрой в кости. Поэтому следует наказывать своему сыну, чтобы он не слишком развлекался, чтобы не приобрел себе учителя или друга, которые слишком много развлекаются. Как сказано: "Я не сидел и не веселился на сборищах играющих" (Ирмия 15; 17); и написано: "От всякой печали - прибыль" (Мишлей 14; 23).
- - - Добавлено - - -
Множество зол заключено в веселии и смехе. Например, если кто-либо радуется падению ближнего, когда с ним случается беда. Об этом сказано: "При падении врага своего не радуйся, и если споткнется он, да не возликует сердце твое" (Мишлей 24; 17). А еще хуже, если некто радуется, что ближнему не дается служение Всевышнему или что ближний знает мало. Ты должен понять: слуга, который верно служит царю, огорчается, видя восстающих против его господина, поносящих и позорящих его. Вот когда он верный слуга! Он обязан укорять их и объявить им, что они неблагодарны, низменны и ничтожны. Но если слуга радуется, видя унижение и позор своего господина, - он не есть верный слуга! Он - "сотоварищ губителю" и понесет свою вину. И вот написано: "Всевышний желает страшащихся Его" (Теилим 147; И), и воля того, кто радуется падению другого, не совпадает с волей Всевышнего. Об этом-то и молился рабби Нехуния бен-а-Кане: "Да не споткнутся, не ошибутся в учении мои товарищи, и да буду я рад им, и да не ошибусь я в учении, и да будут они рады мне" (Брахот 28б). Рабби Нехуния бен-а-Кане потому молился об этом, что видел, как часто один радуется ошибке другого и ради собственной славы радуется победе своей в ученом споре. Даже некоторые серьезные люди не остерегаются этого! А каждый, чья воля соответствует воле Всевышнего, должен сожалеть, если Его воля не исполняется. И да молится человек даже о своем ненавистнике, дабы он служил Создателю. В благословениях "Ата хонен" /"Ты даешь разум"/ и "Ашивену" /"Верни нас"/, и "Слах лану" /"Прости нам"/, и во всех "Восемнадцати благословениях" /"Шмонэ-эсрэ"/ следует молиться о всех евреях, как о друзьях, так и о врагах. Ибо человек может молиться "Рофэ холим" /"Исцеляющий больных"/ и произносить остальные благословения, - но не желать исцеления своему ненавистнику. И поскольку такое желание часто соблазняет сердца людей, а сами люди не всегда ощущают это, - скажем, дабы предостеречь страшащихся Всевышнего: приготовь свое сердце ко Всевышнему с истинным намерением излить свою душу пред Всевышним за всех евреев, и за своих друзей, и за своих врагов. Так ты исполнишь заповедь "Возлюби ближнего своего, как самого себя" (Ваикра 19; 18), и сказано "А чистый сердцем добавит старание" (Иов 17; 9).
- - - Добавлено - - -
Есть и другие дурные проявления радости и смеха. Вот некто смеется над тем, кто осторожен в служении Всевышнему и исполнении Его заповедей. В этом содержатся четыре вида зла. Первый вид: насмешник лишает свою душу света заповедей, ибо если он смеется над исполняющими заповеди и презирает их, заповеди покажутся ему самому достойными насмешки. Второй вид: может случиться так, что праведный не сможет стерпеть насмешку и перестанет быть праведным. Третий вид: те, кто не пробовал идти путями Всевышнего, из-за насмешки не смогут покаяться и останутся во тьме все свои дни. Так насмешник не только лишает ближнего великого добра, которое ожидает праведников, но и низвергает его в преисподнюю, - и вот этот насмешник подвергает себя наказанию как заставляющий грешить многих. Четвертый вид таков, что такой насмешник подобен разбойнику на перепутье, который отрубает ноги тем, кто приносит дары царю. Этот человек - ненавистник и враг царя, и весьма велико зло, исходящее от него.
- - - Добавлено - - -
Видео Видео Сила насмешки. Месилат йешарим 37 смотреть онлайн — видеоуроки | Иудаизм и евреи на Toldot.ru смотреть онлайн — видеоуроки | Иудаизм и евреи на Toldot.ru
- - - Добавлено - - -
Видео Видео Суть смеха и насмешничества. Месилат йешарим 38 смотреть онлайн — видеоуроки | Иудаизм и евреи на Toldot.ru смотреть онлайн — видеоуроки | Иудаизм и евреи на Toldot.ru
- - - Добавлено - - -
Множество зол заключено в веселии и смехе. Например, если кто-либо радуется падению ближнего, когда с ним случается беда. Об этом сказано: "При падении врага своего не радуйся, и если споткнется он, да не возликует сердце твое" (Мишлей 24; 17). А еще хуже, если некто радуется, что ближнему не дается служение Всевышнему или что ближний знает мало. Ты должен понять: слуга, который верно служит царю, огорчается, видя восстающих против его господина, поносящих и позорящих его. Вот когда он верный слуга! Он обязан укорять их и объявить им, что они неблагодарны, низменны и ничтожны. Но если слуга радуется, видя унижение и позор своего господина, - он не есть верный слуга! Он - "сотоварищ губителю" и понесет свою вину. И вот написано: "Всевышний желает страшащихся Его" (Теилим 147; И), и воля того, кто радуется падению другого, не совпадает с волей Всевышнего. Об этом-то и молился рабби Нехуния бен-а-Кане: "Да не споткнутся, не ошибутся в учении мои товарищи, и да буду я рад им, и да не ошибусь я в учении, и да будут они рады мне" (Брахот 28б). Рабби Нехуния бен-а-Кане потому молился об этом, что видел, как часто один радуется ошибке другого и ради собственной славы радуется победе своей в ученом споре. Даже некоторые серьезные люди не остерегаются этого! А каждый, чья воля соответствует воле Всевышнего, должен сожалеть, если Его воля не исполняется. И да молится человек даже о своем ненавистнике, дабы он служил Создателю. В благословениях "Ата хонен" /"Ты даешь разум"/ и "Ашивену" /"Верни нас"/, и "Слах лану" /"Прости нам"/, и во всех "Восемнадцати благословениях" /"Шмонэ-эсрэ"/ следует молиться о всех евреях, как о друзьях, так и о врагах. Ибо человек может молиться "Рофэ холим" /"Исцеляющий больных"/ и произносить остальные благословения, - но не желать исцеления своему ненавистнику. И поскольку такое желание часто соблазняет сердца людей, а сами люди не всегда ощущают это, - скажем, дабы предостеречь страшащихся Всевышнего: приготовь свое сердце ко Всевышнему с истинным намерением излить свою душу пред Всевышним за всех евреев, и за своих друзей, и за своих врагов. Так ты исполнишь заповедь "Возлюби ближнего своего, как самого себя" (Ваикра 19; 18), и сказано "А чистый сердцем добавит старание" (Иов 17; 9).
- - - Добавлено - - -
Есть и другие дурные проявления радости и смеха. Вот некто смеется над тем, кто осторожен в служении Всевышнему и исполнении Его заповедей. В этом содержатся четыре вида зла. Первый вид: насмешник лишает свою душу света заповедей, ибо если он смеется над исполняющими заповеди и презирает их, заповеди покажутся ему самому достойными насмешки. Второй вид: может случиться так, что праведный не сможет стерпеть насмешку и перестанет быть праведным. Третий вид: те, кто не пробовал идти путями Всевышнего, из-за насмешки не смогут покаяться и останутся во тьме все свои дни. Так насмешник не только лишает ближнего великого добра, которое ожидает праведников, но и низвергает его в преисподнюю, - и вот этот насмешник подвергает себя наказанию как заставляющий грешить многих. Четвертый вид таков, что такой насмешник подобен разбойнику на перепутье, который отрубает ноги тем, кто приносит дары царю. Этот человек - ненавистник и враг царя, и весьма велико зло, исходящее от него.
- - - Добавлено - - -
Видео Видео Сила насмешки. Месилат йешарим 37 смотреть онлайн — видеоуроки | Иудаизм и евреи на Toldot.ru смотреть онлайн — видеоуроки | Иудаизм и евреи на Toldot.ru
- - - Добавлено - - -
Видео Видео Суть смеха и насмешничества. Месилат йешарим 38 смотреть онлайн — видеоуроки | Иудаизм и евреи на Toldot.ru смотреть онлайн — видеоуроки | Иудаизм и евреи на Toldot.ru
Комментарий