Смирение /анава/ это милое свойство и милое качество, и оно противоположно гордости. В ком есть это качество, можно сказать, уже спасся от многих проявлений зла! А достигший этого важного качества исполняет заповедь и получает награду по смирению своему. Смирение есть корень служения, и малое деяние смиренного предстает пред Всевышним в тысячу раз большим, чем великое деяние гордеца, сказали наши учители: «Делающий много и делающий мало равнозначны, если деяние делается во Имя Всевышнего» (Брахот 5б). А деяние гордеца не принимается пред Всевышним, ибо гордец ненавистен Ему, как сказано: «Ненавистны пред Всевышним гордецы» (Мишлей 16; 5). Гордец кричит и умоляет, а ему не отвечают, как сказано: «Даже если вы много молились, Я не слышу» (Ишая 1; 5). Гордец исполняет заповеди, а их как бы разрывают перед ним и бросают ему в лицо, как сказано: «Кто просил этого от вас топтать Мои дворы?» (там же 1; 12). Гордец приносит жертву, а она не принимается, как сказано: «Закрыл бы кто-нибудь из вас двери! И жертвы /минха/ Я не хочу от вас» (Малахи 1; 10), и сказано: «Ваши жертвы /олот/ добавьте к приношениям /зевахим/, и ешьте мясо» (Ирмия 7; 21).
Всего благого, доброго человек достигает посредством смирения и самоуничижения, ибо «смиренным даст прелесть» (Мишлей 3; 34), смиренный приятен Всевышнему и потому он молит, и ему сразу же отвечают, как сказано: «Еще до того, как они призовут, Я отвечу» (Ишая 65; 24). Он исполняет заповеди, и их принимают с удовольствием и радостью, как сказано: «Ибо Всевышний уже принял твои деяния» (Коэлет 9; 7). И более того Всевышний желает их, как сказано: «И угоден Всевышнему дар /минха/ Иеуды и Иерусалима» (Малахи 3; 4). Но что есть смирение? Покорность /ахнаа/ и униженность души, и пусть он считает себя ничем! Человек обязан в любое время и в любой час быть ничтожным в собственных глазах, иметь кроткое сердце и сокрушенный дух /руах нишбара/. Корень смирения, он по отношению к Создателю. Пребывая в тишине и покое, здоровым и богатым, смиренный думает о том, что Создатель оказал ему благо и он недостоин этого блага. И пусть он подумает: «Что я такое? Я низменное создание и нахожусь в низменном и эфемерном мире!» И пусть подумает: «Все добрые дела, какие я могу сделать, лишь капля в море по сравнению с тем, что я обязан сделать!» И пусть он исполняет заповеди не ради почета своего и не ради того, чтобы показать себя праведником перед людьми, и не ради выгоды, но пусть делает все во Имя Всевышнего. Вот корень смирения!
Но тот, кто покорится /нихна/ пред Всевышним, когда заболеет или когда умирают его дети и любимые друзья, или когда теряет свое богатство и величие, или в старости, не достигает главного смысла смирения, хотя смирение и униженность всегда принимаются Всевышним.
Человеку следует быть смиренным в общении с людьми и в занятиях делами и поступать с людьми не строго по букве закона. И все его поведение с людьми пусть будет с униженностью и спокойствием.
Основное в смирении быть скромным перед слугами и домашними и перед теми, кто получает от него содержание и выгоду, а он не нуждается в них и не боится их. И если он скромен перед сиротами, вдовами и герами и несет тяжкую ношу их забот и хлопот, и слышит, как его позорят, но не отвечает из-за своей великой скромности, вот весьма достойное смирение!
Есть еще весьма хороший вид смирения когда человек смиряется перед своими наставниками, мудрецами и праведниками, идущими прямыми путями. Он думает: «Они рабы Всевышнего и любят Его», поэтому он принижает себя перед ними и уважает их, оказывая им почести. Это тоже хороший вид смирения, ибо он думает: «Я буду скромен перед мудрецами, дабы они приблизили меня и научили меня, дабы они наставляли меня и вели по путям Всевышнего».
Всего благого, доброго человек достигает посредством смирения и самоуничижения, ибо «смиренным даст прелесть» (Мишлей 3; 34), смиренный приятен Всевышнему и потому он молит, и ему сразу же отвечают, как сказано: «Еще до того, как они призовут, Я отвечу» (Ишая 65; 24). Он исполняет заповеди, и их принимают с удовольствием и радостью, как сказано: «Ибо Всевышний уже принял твои деяния» (Коэлет 9; 7). И более того Всевышний желает их, как сказано: «И угоден Всевышнему дар /минха/ Иеуды и Иерусалима» (Малахи 3; 4). Но что есть смирение? Покорность /ахнаа/ и униженность души, и пусть он считает себя ничем! Человек обязан в любое время и в любой час быть ничтожным в собственных глазах, иметь кроткое сердце и сокрушенный дух /руах нишбара/. Корень смирения, он по отношению к Создателю. Пребывая в тишине и покое, здоровым и богатым, смиренный думает о том, что Создатель оказал ему благо и он недостоин этого блага. И пусть он подумает: «Что я такое? Я низменное создание и нахожусь в низменном и эфемерном мире!» И пусть подумает: «Все добрые дела, какие я могу сделать, лишь капля в море по сравнению с тем, что я обязан сделать!» И пусть он исполняет заповеди не ради почета своего и не ради того, чтобы показать себя праведником перед людьми, и не ради выгоды, но пусть делает все во Имя Всевышнего. Вот корень смирения!
Но тот, кто покорится /нихна/ пред Всевышним, когда заболеет или когда умирают его дети и любимые друзья, или когда теряет свое богатство и величие, или в старости, не достигает главного смысла смирения, хотя смирение и униженность всегда принимаются Всевышним.
Человеку следует быть смиренным в общении с людьми и в занятиях делами и поступать с людьми не строго по букве закона. И все его поведение с людьми пусть будет с униженностью и спокойствием.
Основное в смирении быть скромным перед слугами и домашними и перед теми, кто получает от него содержание и выгоду, а он не нуждается в них и не боится их. И если он скромен перед сиротами, вдовами и герами и несет тяжкую ношу их забот и хлопот, и слышит, как его позорят, но не отвечает из-за своей великой скромности, вот весьма достойное смирение!
Есть еще весьма хороший вид смирения когда человек смиряется перед своими наставниками, мудрецами и праведниками, идущими прямыми путями. Он думает: «Они рабы Всевышнего и любят Его», поэтому он принижает себя перед ними и уважает их, оказывая им почести. Это тоже хороший вид смирения, ибо он думает: «Я буду скромен перед мудрецами, дабы они приблизили меня и научили меня, дабы они наставляли меня и вели по путям Всевышнего».
Комментарий