ПОЧЕМУ ИИСУС СРАВНИВАЕТ СЕБЯ С ИОНОЙ (А НЕ С НАУМОМ)?
Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.
Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.
Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.
(Евангелие от Матфея 12:38-41)
Про Иону мы знаем, что этот пророк был послан Богом проповедовать в Ниневию, в Ассирию.
Суть проповеди Ионы: «Ещё сорок дней, и Ниневия будет разрушена!»
Однако сто двадцать тысяч ниневитян покаялись, объявили пост, и Бог помиловал Ниневию.
Почему же Иисус, упоминая о суде над поколением своих современников, в качестве примера приводит ниневитян?
Не приличнее ли было бы сыну Бога намекнуть на сорок легионов ангелов, которые накажут всех этих фарисеев?
Или вот, скажем, пророк Наум. Лет через сто после Ионы проповедовал о Ниневии тоже.
Очень кровожадно проповедовал, расписывая в красках падение Ассирии и уничтожение Ниневии, и всеобщую радость от этой катастрофы ассирийского народа.
Почему же Иисус не напомнил книжникам, сведущим в писаниях пророков, знамение пророка Наума?
Видимо, по причине разделения дня благоприятного и дня мщения. Благоприятное время это одно, а время мщения это другое. Всему своё время.
Когда в назаретской синагоге Иисусу дают читать из пророка Исайи, Иисус читает народу:
Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
проповедывать лето Господне благоприятное.
(Евангелие от Луки 4:18,19)
После этого Иисус закрывает книгу. Но ведь стих из Исайи не закончен! Вот как выглядит Исайя в действительности:
Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы,
проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих
(Исаия 61:1,2)
День мщения! Вот что оставил Иисус за скобками своей проповеди в Назарете. Иисус свидетельствует, что его помазание, суть его христианского служения (поскольку он Христос), заключается в проповеди благоприятного года господа.
Мы можем увидеть в этом эпизоде в Назарете, что вообще христос (или Христос, если угодно) не посылается проповедовать день мщения.
Тот день мщения, которым упивается Наум, не может быть опорой для Иисуса Христа.
Сын человеческий должен быть немного унижен перед ангелами, только так он исполнит своё служение.
Не Наум, довольно наблюдающий за агонией ниневитян, избирается знамением для сына человеческого, а Иона, унижаемый перед ангелами заключением внутрь большой рыбы.
Осуждены современники Иисуса не по чину Наума, а по чину Ионы.
Ниневитяне, которые изменили свою жизнь не от угрозы силы и не от самой силы (мщения), а от пророческого слова человека, который немного унижен и даже брошен с корабля в море.
При этом глава у Матфея, которую мы рассматриваем, начинается ведь с того, что Иисус объявляет себя господином субботы.
Если ты называешься господином субботы и властно лечишь людей в синагоге в субботу и не соглашаешься осудить своих учеников, которые нарушают субботу, поедая сорванные колосья, то уж тем более ожидаемо должно быть твоё явление с жезлом (Наума).
Иисус же являет господина субботы, который унижен заключением на три дня и три ночи в сердце земли.
Как позднее апостол Павел разовьёт эту христианскую тему: «С чем мне явиться к вам: с жезлом или с любовью?»
Причём Иисус не ограничивается тем, что на обвинения фарисеев в нарушении субботы он отвечает им цитатой из писания про Давида, который тоже не должен был есть хлеб предложения, однако не только сам ел, но и дал есть бывшим с ним.
Казалось бы, довод на довод, фарисеи посрамлены в плохом знании писаний.
Но Иисус идёт дальше, он перелистывает писания к самому началу, к самой сути любого обвинения как такового: знание добра и зла. Ведь обвинение невозможно, если ты не знаешь добра и не считаешь, что обвиняемый сделал зло.
Иисус вообще отвергает саму систему обвинений тем, что разрешает хулить сына человеческого, утверждая, что всякая такая хула будет прощена в конце-концов.
А вот хула на святой дух прощена не будет.
Таким образом, добро и зло из сферы житейской мудрости переносятся в координаты «дух-плоть».
Не обвинения плоти важны, а важно не похулить дух.
Все фарисеи знали про дерево познания добра и зла, но Иисус утверждает, что дерево познаётся по плоду.
Нет дерева одновременно и добра и зла, так-то. Либо признайте дерево злым и плоды его плодами зла, либо признайте дерево добрым и плоды его плодами добра.
Ниневитяне это поняли, и именно потому они осудят фарисеев, окружавших Иисуса, - на основании своей метанойи, перемены мыслей.
Потому что метанойя относится к духу, а предание сатане относится к плоти.
Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.
Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.
Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.
(Евангелие от Матфея 12:38-41)
Про Иону мы знаем, что этот пророк был послан Богом проповедовать в Ниневию, в Ассирию.
Суть проповеди Ионы: «Ещё сорок дней, и Ниневия будет разрушена!»
Однако сто двадцать тысяч ниневитян покаялись, объявили пост, и Бог помиловал Ниневию.
Почему же Иисус, упоминая о суде над поколением своих современников, в качестве примера приводит ниневитян?
Не приличнее ли было бы сыну Бога намекнуть на сорок легионов ангелов, которые накажут всех этих фарисеев?
Или вот, скажем, пророк Наум. Лет через сто после Ионы проповедовал о Ниневии тоже.
Очень кровожадно проповедовал, расписывая в красках падение Ассирии и уничтожение Ниневии, и всеобщую радость от этой катастрофы ассирийского народа.
Почему же Иисус не напомнил книжникам, сведущим в писаниях пророков, знамение пророка Наума?
Видимо, по причине разделения дня благоприятного и дня мщения. Благоприятное время это одно, а время мщения это другое. Всему своё время.
Когда в назаретской синагоге Иисусу дают читать из пророка Исайи, Иисус читает народу:
Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
проповедывать лето Господне благоприятное.
(Евангелие от Луки 4:18,19)
После этого Иисус закрывает книгу. Но ведь стих из Исайи не закончен! Вот как выглядит Исайя в действительности:
Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы,
проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих
(Исаия 61:1,2)
День мщения! Вот что оставил Иисус за скобками своей проповеди в Назарете. Иисус свидетельствует, что его помазание, суть его христианского служения (поскольку он Христос), заключается в проповеди благоприятного года господа.
Мы можем увидеть в этом эпизоде в Назарете, что вообще христос (или Христос, если угодно) не посылается проповедовать день мщения.
Тот день мщения, которым упивается Наум, не может быть опорой для Иисуса Христа.
Сын человеческий должен быть немного унижен перед ангелами, только так он исполнит своё служение.
Не Наум, довольно наблюдающий за агонией ниневитян, избирается знамением для сына человеческого, а Иона, унижаемый перед ангелами заключением внутрь большой рыбы.
Осуждены современники Иисуса не по чину Наума, а по чину Ионы.
Ниневитяне, которые изменили свою жизнь не от угрозы силы и не от самой силы (мщения), а от пророческого слова человека, который немного унижен и даже брошен с корабля в море.
При этом глава у Матфея, которую мы рассматриваем, начинается ведь с того, что Иисус объявляет себя господином субботы.
Если ты называешься господином субботы и властно лечишь людей в синагоге в субботу и не соглашаешься осудить своих учеников, которые нарушают субботу, поедая сорванные колосья, то уж тем более ожидаемо должно быть твоё явление с жезлом (Наума).
Иисус же являет господина субботы, который унижен заключением на три дня и три ночи в сердце земли.
Как позднее апостол Павел разовьёт эту христианскую тему: «С чем мне явиться к вам: с жезлом или с любовью?»
Причём Иисус не ограничивается тем, что на обвинения фарисеев в нарушении субботы он отвечает им цитатой из писания про Давида, который тоже не должен был есть хлеб предложения, однако не только сам ел, но и дал есть бывшим с ним.
Казалось бы, довод на довод, фарисеи посрамлены в плохом знании писаний.
Но Иисус идёт дальше, он перелистывает писания к самому началу, к самой сути любого обвинения как такового: знание добра и зла. Ведь обвинение невозможно, если ты не знаешь добра и не считаешь, что обвиняемый сделал зло.
Иисус вообще отвергает саму систему обвинений тем, что разрешает хулить сына человеческого, утверждая, что всякая такая хула будет прощена в конце-концов.
А вот хула на святой дух прощена не будет.
Таким образом, добро и зло из сферы житейской мудрости переносятся в координаты «дух-плоть».
Не обвинения плоти важны, а важно не похулить дух.
Все фарисеи знали про дерево познания добра и зла, но Иисус утверждает, что дерево познаётся по плоду.
Нет дерева одновременно и добра и зла, так-то. Либо признайте дерево злым и плоды его плодами зла, либо признайте дерево добрым и плоды его плодами добра.
Ниневитяне это поняли, и именно потому они осудят фарисеев, окружавших Иисуса, - на основании своей метанойи, перемены мыслей.
Потому что метанойя относится к духу, а предание сатане относится к плоти.


Комментарий